«Найден, жив!»
Иркутские волонтёры разработали мобильное приложение для поиска пропавших детей
Около четырёх тысяч раз пользователи мобильных устройств скачали приложение «Оберег. Поиск детей». Установив его на телефон, человек включается в сеть волонтёров и может принять участие в поиске пропавшего ребёнка. Приложение доступно бесплатно в сервисах Google Play и App Store. Активными пользователями мобильного приложения стали группы волонтёров во Владивостоке, Амурской области, Республике Крым. Среди земляков сервис пока не пользуется особой популярностью, на иркутян приходится не более 30% всех скачиваний.
Ежегодно в России пропадает около 15 тысяч детей. По данным Следственного комитета России, Иркутская область входит в число самых неблагополучных регионов по количеству детей, на которых подают в розыск. Кроме нашего региона в этом списке Московская, Свердловская, Нижегородская области, а также Красноярский и Ставропольский края. Эксперты СК обеспокоены тем, что в 2019-м количество исчезнувших детей по сравнению с предыдущим годом возросло на 7%.
В большинстве случаев дети находятся уже через несколько часов. Эксперты подчёркивают: именно эти первые минуты и часы после пропажи особенно важны. Они могут решить судьбу ребёнка. Например, если он упал в открытый канализационный люк или подвергся нападению бродячих собак.
По данным МВД, в России участниками добровольческих отрядов по розыску пропавших людей являются около 15 тысяч человек. В 76 регионах сформированы сети волонтёров, участвующих в розыске. Например, в Иркутской области существует несколько отрядов: филиал организации «Лиза Алерт», поисково-спасательные отряды «Волонтёр-Иркутск», «Волонтёр-Ангарск»и другие.
Есть свой отряд активистов у фонда «Оберег». Около года назад руководитель фонда Александр Соболев для всех волонтёров, участвующих в поиске пропавших детей, запустил бесплатное приложение. Его можно установить на любое мобильное устройство. Приложение помогает добровольцам оперативно получать информацию о пропавших, о ходе поисков, координировать работу отряда, а также, если самому волонтёру грозит опасность, быстро оповестить об этом других участников. Александр сообщил, что уже вложил в программу три миллиона рублей, в том числе собственные деньги и средства гранта. Но работа над приложением ещё не закончена. Требуется ещё модернизировать чат, запустить поддержку в офлайн-режиме, разработать виртуальную систему поощрения для активных участников.
«Когда поступает сообщение о пропавшем ребёнке, часто возникает паника. Появляются слухи о каком-то маньяке, который преследует детей, – рассказывает Александр Соболев. – Если люди массово принимают участие в поисках, то они чаще всего не помогают, а мешают профессионалам. Добровольцы могут помогать, но делать это нужно правильно».
По словам руководителя «Оберега», чаще всего пропадают так называемые бегунки: ребёнок решает уйти из дома. В поисках волонтёрам помогают электронные устройства, которыми пользовались дети. Первым делом волонтёры связываются с родителями ребёнка, просят показать его компьютер или планшет. Далее изучают, что ребёнок искал в Интернете, с кем общался в последнее время в социальных сетях, пишут сообщения друзьям о розыске ребёнка. Например, в Слюдянке был случай. Потерялся мальчик-подросток. В профиле «ВК» у него 160 друзей, в ответ на сообщение одному из них волонтёр получил ответ, что беглец находится у него дома.
Александр рассказал: волонтёр обнаружил, что перед самым исчезновением один из разыскиваемых мальчиков набирал в поисковике вопрос: «Где лучше всего прятаться в торговом центре, чтобы охранники не увидели?» Добровольцы прочесали окрестности рядом с домом, в котором жил ребёнок, прилегающую территорию, прошли по подъездам, побывали в магазинах. Мальчика не было нигде. Когда у поисковиков появилась зацепка про торговый центр, они стали обзванивать ТЦ и просить охранников обследовать зону за банкоматами. Именно там нашли спящего ребёнка. Начитавшись лайфхаков о том, где можно спокойно провести время, мальчишка забрался в укромное место и некоторое время не обнаруживал себя.
Ссоры с родителями, желание убежать от проблем чаще всего толкают детей на побег из дома. Александр рассказал ещё одну историю. Осенью 2019 года в посёлке Молодёжном вышла из школы и не пришла домой 14-летняя девочка. Её мама забила тревогу, обратилась в полицию. Волонтёрам родительница дала фотографию милой школьницы в белом платьице. Охарактеризовала свою дочь как примерную школьницу и активистку. Однако, когда волонтёры зашли в аккаунты девочки в социальных сетях, увидели фотографии и поняли, что по первоначальным снимкам они девочку точно не найдут. Мама дала те изображения, какой хотела бы видеть свою дочку. На реальных фотографиях, размещённых в Сети, девочка выглядела по-другому: с яркими волосами, в одежде неформалов. Волонтёры пять суток шли по следу девицы: на несколько рядов прочёсывали местность, нашли квартиру, в которой беглянка останавливалась посуточно. Но оттуда девочка успела скрыться. В итоге на улице её задержал наряд патрульно-постовой службы. Девочку передали маме. Протест был подавлен.
Поисковики говорят, что бегунков вычислить легче всего. Они возвращаются сами – либо их находят волонтёры. Сложнее, когда ребёнок куда-то шёл и попал в такую ситуацию, что не может двигаться дальше. Например, подвернул ногу, провалился в люк. Здесь важны расторопность поисковиков и точность их действий. Например, в приложении «Оберег. Поиск детей» есть интерактивная карта, на который каждый участник видит себя и своих коллег, а также пройденные маршруты. Значит, в первую очередь волонтёр пойдёт в те зоны, которые ещё не были обследованы.
Неизвестно, чем мог закончиться случай, который произошёл во Владивостоке. Мама с сыном-дошкольником пришла в торговый центр и настолько увлеклась покупками, что не заметила, куда пропал сын. Ребёнок сначала стоял в торговом центре, потом спустился по лестнице и вышел на улицу. Во дворе он нашёл детскую площадку. Мальчик непринуждённо качался на качели, пока его не обнаружили волонтёры. Спустя какое-то время мама заметила пропажу и подняла тревогу. Сами поиски длились около часа.
Кроме того, причиной исчезновения ребёнка может быть атака животных. Например, могут напасть собаки. Чем больше участников поиска, тем быстрее ребёнок окажется в безопасности. Исключительные случаи – когда ребёнка похищают.
«Число волонтёров обычно увеличивается после резонансных случаев. Тогда, когда произошло что-то страшное, – рассказывает Александр Соболев. – Я хотел бы, чтобы люди становились добровольцами, дабы не допустить беды, а не после того, как уже что-то случилось». Он также делится своими наблюдениями. Больше всего желающих участвовать в поисках появляется, когда речь идёт о маленьких детях или девочках-подростках. Мальчиков идут искать с меньшей охотой.
Волонтёры действуют вполне легально. У организаций заключены договоры с полицией и МЧС. Благодаря этому информация к добровольцам поступает напрямую от дежурных. Кроме того, родители сами сразу обращаются к волонтёрам. В отличие от полицейских, которым нужно соблюсти процедуры, заполнить протоколы, волонтёры могут в течение нескольких минут получить информацию от родственников и уже начать поиски. Они готовят и множат листовки с фотографиями разыскиваемых и важной информацией, которая может помочь. Сильные стороны добровольцев – массовость и оперативность.
Если потерялся ребёнок, на телефон всем участникам сообщества приходит сигнал. Кто-то приезжает на места, которые нужно обследовать. Кто-то работает удалённо – заходит в профили ребёнка в социальных сетях, пишет сообщения его друзьям. Обычно в одной операции участвует от нескольких до 30 человек.
Александр Соболев рассказывает, что многих к поиску детей притягивает романтика. Люди хотят быть полезными, помогать. Но большая часть поисков заканчивается, не успев начаться. Люди только успевают приехать, а ребёнок уже найден. Из-за этого часто у новичков наступает разочарование.
Всего с помощью приложения было организовано 36 операций по поиску детей. 35 из них закончились благополучно, дети были найдены живыми. Случай с летальным исходом произошёл прошлым летом рядом с лагерем в Большом Голоустном. 16-летний подросток с разрешения вожатого пошёл купаться с другими ребятами и потерялся. Поиски рядом с местом купания результатов не принесли. Водолазы, вызванные на место, достали из реки тело подростка. Он неудачно нырнул и не смог вынырнуть.