«Ставить памятник нужно всем»
Наш земляк намерен увековечить имена сибиряков, погибших на дальних подступах к Ленинграду
Говоря об участии сибиряков в боевых действиях Великой Отечественной на северо-западе страны, обычно вспоминают о том, что 114-я стрелковая дивизия освобождала Карелию в 1944 году. Кто-то, возможно, расскажет о партизанах, набранных из комсомольцев Иркутска. Однако ещё осенью 1941 года наши земляки были в числе тех, кто не дал финнам замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда. Многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести в боях под деревней, которая давно не существует. Почти 80 лет спустя Михаил Коногоров, потомок одного из них, пытается восстановить историческую справедливость и добивается установки монумента с именами тех, кто ценой жизни остановил финское наступление.
Разрешения спутникового снимка недостаточно, чтобы в деталях продемонстрировать побережье небольшого – 2,8 км в длину и 1,3 км в ширину – Шокшозера, расположенного в Подпорожском районе Ленинградской области. Однако и этого достаточно, чтобы рассмотреть лес, выросший на месте деревни Никифоровская. Мысок, на котором она располагалось, не так-то просто найти на глобальной карте, если точно не знать, где его искать. Наверное, для тех, кто изучает историю Великой Отечественной войны в общем и целом, происходившее здесь поздней осенью 1941 года затерялось в гуще масштабных сражений на всех фронтах. Даже в журнале боевых действий 114-й стрелковой дивизии, непосредственно здесь воевавшей, событиям 22–27 октября 1941-го посвящены неполные три строчки: «Идут непрерывные бои на подступах к Сяргозеро, Никифоровская, в результате которых противник выбит из Сяргозеро, Никифоровская».
Пропали без вести, но в плен не попали
Именно в этих местах, в 250 километрах от современных границ Санкт-Петербурга, советские части не дали финнам замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда. Страшную, но не напрасную цену за это заплатили и наши земляки, сражавшиеся в одних рядах с уроженцами Беларуси, Казахстана, Украины, Бурятии, Кировской, Московской, Омской, Новосибирской, Челябинской и Молотовской, ныне Пермской, областей. Несмотря на то что 114-я стрелковая дивизия в июле 1939 года была сформирована из приписного состава Иркутской области, к тому моменту, когда её включили в состав 7-й армии и бросили против наступающих финнов, в ней служили выходцы из многих уголков Советского Союза. Грустную географию можно изучать даже по донесениям о безвозвратных потерях. Некоторые строчки поблекли практически полностью, но даже в них можно разобрать отдельные фамилии, имена и отчества вместе с адресами. В донесении, которое было составлено 18 декабря 1941 года и принято Главным управлением формирования и укомплектования войск Красной армии 25 января 1942 года, сказано про 13 уроженцев Иркутской области из 763-го стрелкового полка, погибших в бою с финнами 23 октября и похороненных в братских могилах у Никифоровской. К ним следует добавить младшего лейтенанта Митрофана Бахметьева – пусть он родился в Воронежской области, но до войны служил в Бурятии, где сегодня живут его потомки. И красноармейца Романа Сороковикова, призванного из прибайкальской республики.
Перечень тех, кто 22 октября пропал без вести под той же Никифоровской (он содержится в донесении о безвозвратных потерях от 4 января 1942 года), значительно больше: в нём 71 выходец из Иркутской области. И всё это в боях за одну деревню, тогда как за несколько дней октября 114-я стрелковая дивизия освободила несколько населённых пунктов. «Дед и его брат благополучно вернулись с войны, но многие родственники погибли, – рассказывает Михаил Коногоров. – Где они похоронены, я нашёл. Но в базе данных «Мемориал» обнаружил Фёдора Кирилловича Коногорова, пропавшего без вести. Фамилия одна с дедом, населённый пункт, где он родился, тоже. Поспрашивал – оказалось, что это двоюродный брат, его прямой потомок так в Нижнеудинском районе и проживает. Мне обидно стало: ну как так – «пропал без вести»?»
Признаемся честно: не каждый всерьёз возьмётся узнавать судьбу относительно дальнего родственника. Но наш собеседник одной констатацией факта, отражённой в донесении о безвозвратных потерях, не ограничился. Первый шаг – звонок в администрацию села Винницы, которое до 1963 года было центром района, где пропал без вести красноармеец Фёдор Коногоров. Там Михаила направили к командиру отряда «Важинский поисковик» Юрию Шершнёву. Один из его коллег, работающий с финскими архивами, не обнаружил в них упоминания о том, что советские солдаты, которые до сих пор считаются пропавшими без вести, попали в плен. А сам Юрий Владимирович посоветовал Коногорову обратиться в филиал «Солдаты отечества» Музея истории Иркутска – к Сергею Трофименко, который работал с поисковиками из Ленинградской области. Так в деле увековечивания памяти сибиряков, погибших в Подпорожском районе, появилась ещё одна сторона.
«Финны идут к Тихвину, наши идут навстречу»
В том, что пропавшие без вести на самом деле пали в бою, сомневаться не приходится. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в районе, где когда-то была деревня Никифоровская, «Важинский поисковик» обнаружил больше десятка братских могил. При этом на план местности, который приложен к одному из донесений о безвозвратных потерях 114-й стрелковой дивизии, нанесены только пять. Тот факт, что 120 солдат и командиров, в числе которых был 71 уроженец Иркутской области, записали пропавшими без вести, скорее всего, свидетельствует о тяжести боёв под Никифоровской и в целом на территории современного Подпорожского района. Свидетелей, которые бы подтвердили гибель того или иного бойца, зачастую попросту не находилось.
Подтверждение тому, что официально признанных пропавшими без вести постигла печальная участь, можно найти даже в художественной литературе Финляндии. Автор самого известного за пределами страны антивоенного романа «Неизвестный солдат» Вяйнё Линна писал: «Лысая высота, расположенная сзади и левее батальона, подвергалась сильному артиллерийскому обстрелу противника. Остаткам егерского пограничного батальона после трёх бесплодных кровопролитных попыток удалось зацепиться за неё. Склоны были усеяны трупами, так как у противника не было возможности отойти и он дрался особенно ожесточённо. Три неудачные попытки не обескуражили егерей, и, когда после четвёртой они всё-таки поднялись на высоту, оказалось, что все сибиряки, защищавшие её, погибли, но ни один не сдался в плен».
Речь в этом отрывке идёт именно о боях поздней осени 1941 года, которые шли восточнее Подпорожья, на южном берегу Свири. «Финское наступление на Свирском фронте вызвало сокрушающий ответный удар, – уточнял Линна. – Противник, которого считали разбитым, оказался способным перейти в наступление». Солдаты 114-й дивизии, до того участвовавшие в учениях под Вологдой, начали прибывать на фронт 5 октября. Разгрузившись на железнодорожной станции Оять, они сразу же направлялись к деревне Великий Двор и с колёс вступали в бой с финнами. «Судя по воспоминаниям, они шли не единым кулаком, а растопыренными пальцами, – замечает Коногоров. – Полками и даже отдельными батальонами – ими затыкали бреши в линии фронта».
Наступать в болотистой местности можно было разве что по грунтовым дорогам, раскисшим из-за осенней распутицы. Жирная липкая глина, буксующие грузовики, тянущие артиллерийские орудия лошади, которые проваливаются в грязь по колено – одного абзаца из отчёта о боевых действиях 114-й дивизии достаточно, чтобы живо представить картину непростого наступления на финнов. Дополняет её первый снег, выпавший ближе к концу октября и добавивший немало хлопот обеим сторонам. «Финны идут к Тихвину, наши идут навстречу, – объясняет Трофименко. – Наши выдохлись, но и финны тоже – они только что форсировали Свирь и преодолели сопротивление советской пехоты». Финская печать в это время пестрела заголовками о том, что положение в Ленинграде, вокруг которого сжимались тиски блокады, с каждым днём становится всё хуже. В октябре бывший премьер-министр страны Юхо Кусти Паасикиви, который в начале 1940 года вёл переговоры с Москвой об окончании Зимней войны, даже записал для радио речь: «Расположенная у наших границ блистательная бывшая столица России пала впервые в истории.
Эта новость, хотя и ожидаемая, заставила сильнее биться сердце каждого финна». В эфир, впрочем, она так и не вышла – части 6-го армейского корпуса отступили под натиском советской 7-й армии.
Рядовые финские бойцы, судя по их воспоминаниям, не особо разделяли энтузиазм политиков и пропагандистов. Ожесточённый характер боёв не очень способствовал победным реляциям. «Ни у одной стороны не было чётких позиций, никто ничего толком разведать не мог, – говорит Трофименко. – Но финны привыкли к мобильной войне. Неподалёку от Никифоровской была деревня Аникеевская – наши её заняли и пошли дальше. Но в разрыв просочился целый батальон финнов, отбил деревню и начал громить тылы. В ответ были развёрнуты два батальона, которые окружили противника и его уничтожили». В документах 114-й стрелковой дивизии такие подробности встречаются редко, но это с лихвой компенсирует журнал боевых действий 46-й танковой бригады, которую дали пехоте для усиления.
«18.10 к 16.00 противник выбросил по дороге Никифоровская – Антоновская роту пехоты, усиленную батареей миномётов и двумя противотанковыми орудиями. Этими силами противник атаковал тылы 3 батальона 363 стрелкового полка, находившиеся в Антоновской, и овладел ею», – указано в журнале. Деревню отбили ценой жизни нескольких бойцов (основные людские потери пришлись на финское наступление), трёх лёгких танков Т-26 и бронеавтомобиля БА-10. При наступлении на Никифоровскую, которое началось днём 22 октября, были подбиты два Т-26, один из которых ушёл своим ходом, а два Т-34 застряли в болоте в полутора километрах от деревни. Что не помешало их экипажам начать дуэль с финскими артиллеристами. Деревню в итоге освободили. «Установлено, что в боях под Антоновской и Никифоровской в результате танковых атак и совместных действий мотострелкового полка 46 танковой бригады и 2 батальона 763 стрелкового полка противник понёс серьёзные потери, – сказано в журнале. – Обнаружено около 150 трупов белофиннов. На правом фланге 114 СД также отмечается успешное продвижение частей дивизии вперёд».
Собрать всем миром на мемориал
И сибиряки, и солдаты из других регионов страны заплатили за это страшную цену. Но их жертва точно не была напрасной. В результате контрнаступления 114-я стрелковая дивизия освободила территорию общей площадью в 370 квадратных километров – случись что-нибудь подобное во время обороны Москвы, об этом точно написала бы советская печать. Заслуга дивизии есть и в том, что финны с немцами не замкнули второе кольцо блокады Ленинграда, встретившись, как планировали, в Тихвине. Кто знает, насколько более страшной была бы судьба ленинградцев, если бы не 114-я стрелковая дивизия.
Участь погибших бойцов тоже может быть незавидной – имена стираются из памяти, а земля, где они похоронены, может представлять интерес для предпринимателей, которых не особо заботит её историческое значение. Статус воинского захоронения даёт гарантию, но его получение сопряжено со множеством официальных процедур. Для начала могилы надо хотя бы нанести на современную карту. Точные координаты и границы захоронений под Никифоровской ещё предстоит выяснить. Для этого Юрий Шершнёв планирует побывать в районе, где находилась Никифоровская, как только болотистую местность прихватит морозцем и она станет проходимой. Пока аномальная зима на северо-западе России мешает это сделать. А в Иркутской области Михаил Коногоров начал пусть небольшую, но крайне важную кампанию за установку мемориала нашим землякам, которые погибли в боях с финнами на дальних подступах к Ленинграду. «Я считаю, что ставить памятник нужно всем», – говорит Коногоров. «Некий безымянный мемориал, вроде того, который мы установили у Демидова в Смоленской области, на мой взгляд, был бы не самым правильным решением, – продолжает Трофименко. – Здесь мы точно знаем имена погибших». Памятник с табличками, на которых будут перечислены павшие, обойдётся не так дорого.
Получить бюджетное финансирование по официальной линии – дело практически безнадёжное, поскольку тратить средства из казны Иркутска или Иркутской области придётся за пределами региона. Частная инициатива в этом случае работает гораздо лучше: помимо Коногорова уже нашлись неравнодушные потомки пяти бойцов, погибших под Никифоровской. Но их финансовых возможностей, к сожалению, недостаточно для того, чтобы изготовить и установить хороший памятник. Народный сбор средств, он же краудфандинг, запросто решил бы эту проблему – чем больше людей, тем меньше сумма, которая требуется от каждого из них. Наши земляки, погибшие в Восточном Присвирье, это заслужили, без сомнений.
Убиты и похоронены в Никифоровской:
1. Арканников Степан Андреевич 1914 года рождения, Тайшетский район, деревня Еловое.
2. Дорошенко Василий Павлович 1907 года рождения, Куйтунский район, село Малая Кочерма.
3. Зюзин Илларион Устинович 1907 года рождения, Тулунский район, село Куватка.
4. Кочергин Никита Иванович 1913 года рождения, деревня Тракт-Ужет.
5. Лосев Пётр Иванович 1910 года рождения, Куйтунский район, Каральский сельсовет.
6. Ничков (Мячков?) Андрей Тимофеевич 1913 года рождения, Нукутский район, деревня Малиновка.
7. Пичурнин Пётр Сергеевич 1914 года рождения, Тайшетский район, деревня Борисово.
8. Пустовалов Яков Борисович 1906 года рождения, Иркутск.
9. Савельев Михаил Иванович 1905 года рождения, Иркутск.
10. Сизых Степан Васильевич 1913 года рождения, Куйтунский район, Куйтун.
11. Силин Василий Прокопьевич 1914 года рождения, станция Сустиха.
12. Хартов Пётр Абрамович 1909 года рождения, Тулунский район.
13. Юровский Федот Аверьянович 1905 года рождения, Иркутск.
Пропали без вести:
1. Авдюшкин Иван Тихонович 1907 года рождения, Тулунский район.
2. Анисимов Иван Платонович 1912 года рождения, Тулунский район, деревня Владимировка.
3. Басонец Пётр Филиппович 1914 года рождения, Тулунский район, участок Итуп.
4. Блинов Павел Дмитриевич 1910 года рождения, Нижнеудинский район.
5. Борисов Дмитрий Кузьмич, Тайшетский район, Черемшанка.
6. Бородоченко Сергей Иннокентьевич 1905 года рождения, Иркутск.
7. Бурмакин Ефим Филиппович, Шиткинский (Тайшетский) район, Чернявский сельсовет.
8. Буторин Иван Афанасьевич 1908 года рождения, Нижнеудинский район, Алзамайский сельсовет.
9. Верхозин Николай Иннокентьевич 1907 года рождения, Иркутск.
10. Гаев Михаил Данилович 1914 года рождения, Тайшетский район.
11. Гаев Роман Тимофеевич 1911 года рождения, Тайшетский район.
12. Гилев Иннокентий Степанович 1915 года рождения, Иркутск.
13. Голик Степан Васильевич 1915 года рождения, Иркутск.
14. Голубь Георгий Ефимович 1909 года рождения, Иркутск.
15. Горкунов Арефий Лукьянович 1910 года рождения, Иркутск.
16. Даймид Степан Михайлович 1912 года рождения, Тайшетский район, деревня Зыряновка.
17. Дектярев Василий Яковлевич 1906 года рождения, Тангуйский (Братский) район.
18. Деянгин Абдул 1911 года рождения, Нижнеудинский район, Тарайский сельсовет.
19. Докудин Сергей Петрович 1911 года рождения, Тайшетский район, село Николаевка.
20. Евстратенко Иван Андреевич 1909 года рождения, Зиминский район, Масляногорский сельсовет.
21. Ерошенко Михаил Васильевич 1906 года рождения, Тангуйский (Братский) район, деревня Кардой.
22. Жак Павел Гаврилович 1910 года рождения, Куйтунский район, село Таган.
23. Залазный Семён Акимович 1905 года рождения, Тулун.
24. Зобнин Яков Кузьмич 1918 года рождения, Братский район, село Большая Мамырь.
25. Зуев Павел Иванович 1910 года рождения, Иркутск.
26. Игнатов Алексей Романович 1914 года рождения, Тайшетский район, деревня Суетиха.
27. Игнатьев Иннокентий Кириллович 1910 года рождения, Тайшетский район, деревня Байроновка.
28. Кирюмок Пётр Корнеевич 1914 года рождения, Иркутск.
29. Клепиков Ефим Петрович 1907 года рождения, Иркутск.
30. Кокорин Иван Иванович 1912 года рождения, Иркутск.
31. Колмогоров Василий Михайлович 1905 года рождения, Тулун.
32. Коногоров Фёдор Кириллович 1906 года рождения, Нижнеудинский район, Катарбейский сельсовет.
33. Короткин Иван Егорович 1914 года рождения, Шиткинский (Тайшетский) район.
34. Кощенко Николай Григорьевич 1911 года рождения, Тайшетский район, Черемшанский сельсовет.
35. Куприев Иван Петрович 1914 года рождения, Тангуйский (Братский) район, деревня Куватка.
36. Макаров Астафий Иванович 1912 года рождения, Тайшетский район.
37. Макиров Закир, 1913 года рождения, Иркутский район.
38. Марчанов Иван Александрович 1907 года рождения, Тайшетский район, деревня Суетиха.
39. Маслов Григорий Евсеевич 1914 года рождения, Тайшетский район.
40. Маслов Иннокентий Филиппович 1906 года рождения, Тулунский район, деревня Трактово-Курзай.
41. Махалев Григорий Владимирович 1912 года рождения, Иркутск.
42. Минченко Леонтий Абрамович 1909 года рождения, Тангуйский (Братский) район, деревня Карай.
43. Новиков Панкрат Константинович 1908 года рождения, Куйтунский район, село Мингатуй.
44. Пичуркин Роман Сергеевич 1911 года рождения, Тайшетский район, деревня Борисово.
45. Погодин Николай Степанович 1913 года рождения, Нукутский район, Булуцкий сельсовет.
46. Пономарёв Сергей Прокопьевич 1913 года рождения, Иркутск.
47. Потапов Архип Михайлович 1909 года рождения, Тайшет.
48. Прудниченко Евграф Иванович 1905 года рождения, Нижнеудинский район, село Грибоедово.
49. Пупышкин Григорий Макарович 1913 года рождения, Тайшет.
50. Распопин Пётр Николаевич 1908 года рождения, Заларинский район, деревня Сорты.
51. Редковский Лука Константинович 1912 года рождения, Иркутск.
52. Семёнов Александр Тимофеевич 1905 года рождения, Тулунский район.
53. Серёдкин Сергей Тимофеевич 1906 года рождения, Иркутск.
54. Синенков Николай Ильич 1906 года рождения, Иркутск.
55. Слюсарь Дмитрий В. 1914 года рождения, Тайшетский район, Тальский сельсовет.
56. Солдатов Александр Иванович 1913 года рождения, Иркутск.
57. Солодущенко Федосий Егорович 1911 года рождения, Тайшетский район.
58. Табанаков Алексей Васильевич 1917 года рождения, Нукутский район, Хареты.
59. Толмачёв Степан Сергеевич 1910 года рождения, Иркутск.
60. Устюгов Иван Дмитриевич 1913 года рождения, Иркутск.
61. Хозюра Иван Петрович 1907 года рождения, Тайшетский район, Бирюсинский лесозавод.
62. Цыренов Танзай 1906 года рождения, Нукутский район, село Нукуты.
63. Черенок Иван Андреевич 1911 года рождения, Иркутск.
64. Чернявский Андрей Андреевич 1909 года рождения, Тайшетский район.
65. Чехванов Анатолий Иванович 1917 года рождения, Тайшетский район, село Талая.
66. Шадрин Данил Дмитриевич 1910 года рождения, Тулунский район.
67. Шведов Леонтий Кондратьевич 1909 года рождения, Тайшетский район, деревня Михайлово.
68. Шевелев Евстафий Матвеевич 1909 года рождения, Иркутск.
69. Шураев Гаврил Дмитриевич 1907 года рождения, Куйтун.
70. Щербинин Никандр Тихонович 1915 года рождения, Тайшетский район, село Старый Акульшет.
71. Якшиев Буда Аюсович 1913 года рождения, Тайшетский район, село Шелехово.