Вот вам тысяча, и будьте счастливы
Когда происходит ДТП с пассажирским автобусом, да ещё зимой на безлюдной трассе, в информационном сообщении, как правило, нет подробностей о том, что чувствуют травмированные люди, дожидаясь «Скорой помощи». И уж тем более остаются за кадром тоска больничных стен и хлопоты с получением страховых выплат. Иногда нужно очень постараться, чтобы получить законную денежную компенсацию за перенесённые страдания.
Весь этот путь с больничными справками и судебной тяжбой прошла за один год и три месяца пострадавшая пассажирка автобуса Татьяна Хлопонина (фамилия изменена). В декабре 2017 года она ехала по маршруту Усть-Кут – Иркутск. Трасса «Вилюй» между Братском и Тулуном, ночь, снег. В автобусе 36 пассажиров, многие спали. И тут удар, машина сошла в кювет, опрокинулась на бок. Как потом выяснилось, виновным в ДТП был водитель автобуса, принадлежащего АО «Автоколонна 1880». На скорости он не справился с управлением и допустил столкновение с грузовиком. В результате пострадали 17 пассажиров. Некоторых в тяжёлом состоянии увезли в ближайшую районную больницу. Татьяне Хлопониной повезло: она не получила тяжёлых травм. Но сразу после случившегося об этом не знала, так как вся была в крови от посыпавшегося на неё стекла. Сильно порезанной оказалась кисть руки. Уже в больнице перед хирургическим вмешательством ей распилили на пальце золотое кольцо. Ткань в области шрама долго не заживала из-за мелких осколков стекла, которые сразу извлечь не удалось. Так бывает, что формулировка «причинение лёгкого вреда здоровью» далеко не всегда отражает то, что в действительности чувствует человек с травмой подобного характера.
Конечно, в те дни, когда пришлось заниматься собственным здоровьем, она не думала об уроне, который был нанесён её одежде: норковой шубе за 80 тысяч рублей и замшевым сапогам за 9 тысяч (их тоже посекли осколки). Но справедливо полагала, что это должно быть внесено в сумму страхового возмещения. Поскольку ответственность перевозчика была застрахована в АО «СОГАЗ», то потерпевшая и обратилась туда с заявлением о выплате причитавшейся ей денежной суммы. Страховая компания выплатила ей за всё про всё одну тысячу рублей, письменно объяснив, что в возмещении вреда имуществу ей отказано, поскольку «ювелирные украшения и верхняя одежда пассажира не относятся к ручной клади». Между тем размер этого вреда был подтверждён актом о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах. Страховщику была отправлена претензия с приложением копий товарного чека на повреждённые сапоги и бирки от кольца. Но страховая фирма осталась при своём мнении.
Совсем по-другому расставил акценты в этой истории Кировский районный суд Иркутска, куда Хлопонина обратилась с исковым заявлением, назвав ответчиками АО «СОГАЗ» и перевозчика АО «Автоколонна 1880». Причём суд руководствовался теми же документами юридической практики, только не вопреки интересам потерпевшей, а максимально учитывая их. Суждение о характере травмы пассажирки было подкреплено мнением специалистов областного бюро судебно-медицинской экспертизы. На основании полученных данных суд воспользовался Правилами расчёта суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшей и пришёл к выводу, что страховая фирма недоплатила истице 99 тысяч рублей. Но это ещё не весь её долг.
По решению суда общая сумма, которая должна быть выплачена истице, вместе со страховым возмещением за испорченное имущество, неустойкой, штрафом, компенсацией морального вреда и судебными расходами составила более 196 тысяч рублей. Второй ответчик – АО «Автоколонна 1880» – уже успел выплатить потерпевшей 50 тысяч рублей по мировому соглашению. Суд обязал перевозчика взять на себя часть судебных расходов и выплатить истице компенсацию за нанесённый моральный вред в размере 10 тысяч рублей. Вот так настойчивость помогла пассажирке того злосчастного рейса получить не копеечную страховку.