издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Огонь, вода и грязные карты

За отходы БЦБК возьмётся компания, которую прочили на эту роль с конца минувшего лета

Очисткой территории БЦБК и ликвидацией накопленного за годы работы комбината загрязнения займётся новый подрядчик. Это ООО «ГазЭнергоСтрой – Энергетические технологии». Постановление правительства России о том, что компания назначена единственным исполнителем государственного контракта на утилизацию отходов БЦБК, ещё не подписано, но она приступила к изготовлению оборудования и начинает подготовительные работы на площадке комбината. Однако целесообразность технологии, которую компания планирует использовать, вызывает сомнения. А назначение подрядчика без проведения конкурса идёт вразрез с президентским поручением.

Ликвидацию накопленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината начнут с понижения уровня надшламовых вод и щёлокосодержащей жидкости на промплощадке предприятия. Как сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев на оперативном совещании, которое состоялось 13 января, такова первоочередная задача для безопасного пропуска паводка 2020 года. При этом в региональном правительстве в срочном порядке готовят «дорожную карту» работ по ликвидации экологического загрязнения. Этот документ, согласно пресс-релизу «Серого дома», будет «содержать всесторонние данные», необходимые для технического задания на очистку площадки комбината. Приоритетной задачей на 2020 год помимо понижения уровня загрязнённых жидкостей считается очистка надшламовой воды в семи картах-накопителях, расположенных на Солзанском полигоне отходов БЦБК. Вместе с мероприятиями по ликвидации щёлокосодержащей жидкости к ней планируют приступить уже во втором квартале. По крайней мере, так врио министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков заявил на предыдущем оперативном совещании 30 декабря.

«Оказался слаб в коленках»

Очевидно, что этим уже не будет заниматься АО «Росгеология», которое в октябре 2017 года правительство России определило единственным исполнителем работ по ликвидации накопленного загрязнения БЦБК. Компания за свой счёт провела инженерные изыскания на полигонах, где накоплены отходы комбината, и в конце марта 2019 года передала их результаты властям Иркутской области. Тогда выяснилось, что в 12 картах-накопителях находится более 4,9 млн кубометров шлам-лигнина и других загрязнителей, а также 729 тысяч кубометров надшламовой воды.

Однако до очистки Бабхинского и Солзанского полигонов, равно как и до других работ на площадке Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, дело так и не дошло: по завершении изысканий Росгеология фактически прекратила работы. В самой компании это объяснили затянувшейся процедурой передачи в её собственность объектов на промышленной площадке комбината. «Ни один объект Байкальского ЦБК не был передан на баланс Росгеологии, – объяснял ТАСС в начале апреля официальный представитель холдинга Антон Сергеев. – Таким образом, приступить непосредственно к работам по проекту ликвидации отходов пока невозможно. Сложившаяся ситуация препятствует реализации проекта, и, безусловно, необходимо ускорение этого процесса».

Правительство Иркутской области ответило на это претензионными письмами в адрес Росгеологии. В них оно возложило на холдинг вину за то, что проектная документация по ликвидации отходов БЦБК не скорректирована с учётом фактического объёма загрязнения. Представители Росгеологии в ответ указывали, что сначала региональное правительство должно изменить техническое задание и при этом исходить из реалистичных сроков на проектирование. Сложилась патовая ситуация: исполнитель контракта прекратил работу, а заказчик не особо его к этому понуждал. Из-за этого 2019 год был потерян – техническое задание никто не скорректировал, не говоря уже о том, чтобы приступить к проектированию. Только чудом это не закончилось экологической катастрофой: во время паводка в Слюдянском районе в конце июля вода остановилась в считанных сантиметрах от критического уровня, при котором она смыла бы содержимое карт-накопителей в Байкал. «Современное руководство Росгеологии, на мой взгляд, просто испугалось ответственности, – комментирует руководитель Байкальского центра гражданской экспертизы Юрий Фалейчик. – Сама компания – это огромный технологический холдинг, в котором собран потрясающий инженерный и научный персонал. Мне представляется, что для подобной структуры задачи такого рода – как семечки. Да, они не типовые, но решаемые. Однако сегодняшний руководитель Росгеологии Сергей Николаевич Горьков оказался слаб в коленках и поэтому с марта фактически заблокировал работу подразделений в Байкальске».

Между тем в Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре не раз указывали на существенные недоработки с обеих сторон. «Второй виноватый в том, что мы потеряли год, – правительство области в лице того же самого Крючкова, которое палец о палец не ударило, чтобы выстроить взаимодействие с Росгеологией и привлечь ВЭБ к рекультивации промплощадки БЦБК, – соглашается Фалейчик. – Ни разу ни губернатор [Сергей Левченко], ни председатель правительства [Руслан] Болотов, ни Крючков не встречались с руководством ВЭБа насчёт Байкальска. Ни одной формальной или неформальной встречи, ни одного разговора, ни одной договорённости. В результате мы имеем проблемы с непереданными объектами БЦБК». Поясним: ООО «ВЭБ Инжиниринг» занимается корректировкой проекта, будучи дочерней структурой государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» – бывшего «Внешэкономбанка», который является конкурсным кредитором обанкротившегося комбината. Под его эгидой работает интернет-портал для сбора технологий, которые будут использованы для ликвидации накопленного загрязнения БЦБК.

Лобби уехало, подрядчик остался

На разговоры о смене подрядчика, который реализует проект, ушло больше полугода. Впервые речь о ней зашла ещё весной 2019 года. А 25 августа Сергей Левченко назвал конкретное предприятие, решение о назначении которого единственным исполнителем контракта «уже принято правительством РФ с согласия» самого главы региона. Им оказалось ООО «ГазЭнергоСтрой» – дочерняя структура ОАО «ГазЭнергоСтрой», цепочка собственников которого ведёт к двум офшорным компаниям, зарегистрированным на Сейшельских островах. Фирма предлагает ликвидировать шлам-лигнин Байкальского целлюлозно-бумажного комбината с помощью термолизной деструкции – нагрева до сверхвысоких температур с последующим разложением.

О том, почему подобное техническое решение выглядит сомнительным в случае с БЦБК, мы подробно писали в материале «Пришелец из «Чёрной дыры», который был опубликован в номере от 10 сентября 2019 года. Если коротко, то сжигание отходов, коим фактически является термолиз, в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории запрещено, а их вывоз за её пределы обойдётся очень дорого.

«Лоббирование «ГазЭнергоСтроя» со стороны Левченко и отдельных чиновников из Министерства природных ресурсов и экологии России привело к тому, что все конструктивные решения сдвигались на потом, – констатировал Фалейчик. – Но главный лоббист из Минприроды [заместитель министра Владимир] Логинов был уволен. В Интернете и телеграм-каналах пишут, что за всем стоит [заместитель председателя правительства РФ] Гордеев, но сам Алексей Васильевич ни разу не выступал в защиту «ГазЭнергоСтроя». Тем не менее тенденция к проталкиванию этой компании очевидна». Среди её лоббистов должности лишился не только Логинов – в отставку с поста губернатора Иркутской области ушёл Левченко. Однако сохранивший кресло в региональном министерстве природных ресурсов Крючков, выступая 13 января на оперативном совещании у действующего главы Приангарья, сообщил о том, что распоряжение правительства России об определении нового единственного подрядчика уже согласовано и «выйдет буквально не сегодня завтра».

Не дожидаясь этого, ООО «ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии» уже начало за свой счёт изготавливать необходимое оборудование. Об этом рассказал генеральный директор компании Сергей Чернин. Для утилизации шлам-лигнина предложен термолиз, для очистки надшламовой воды – другая технология, подробности которой на оперативном совещании он не раскрыл. Однако, по словам Чернина, все решения успешно прошли испытания, по итогам которых класс опасности отходов был значительно понижен, а оборудование имеет заключение государственной экологической экспертизы, позволяющее использовать его и в границах Байкальской природной территории. С протоколами испытаний ознакомились в СО РАН, с которым ООО «ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии» заключило соглашение. Как утверждает руководитель компании, учёных они удовлетворили. «Но мы будем более плотно работать с Сибирским отделением Российской академии наук, чтобы оперативно всё сделать, – пообещал Чернин. – Президент определил двухлетний срок исполнения контракта на ликвидацию негативных последствий накопленного загрязнения БЦБК».

Более существенные детали, в том числе конкретные технологические решения, обсуждались на закрытом для журналистов совещании в правительстве Иркутской области, которое проходило вечером в понедельник, когда верстался номер. Но из выступления Чернина можно сделать вывод, что проектные работы вместе с изготовлением технологического оборудования придётся проводить одновременно с мероприятиями по снижению уровня и очистке надшламовых вод. Только по их результатам будет составлена смета, без которой Иркутская область не сможет претендовать на федеральное финансирование работ по ликвидации отходов БЦБК. Министр природных ресурсов региона, впрочем, указывает на дополнительное соглашение о реализации регионального проекта «Сохранение озера Байкал», заключённое 27 декабря между правительством Иркутской области и вице-премьером России Алексеем Гордеевым, курирующим одноимённый федеральный проект. Региональный проект предусматривает ликвидацию к 2021 году 180 га территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. В 2020 году их площадь должна сократиться до 41 га. При этом в государственной программе Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019–2024 годы, частью которой является региональный проект, предусмотрена разработка проектно-сметной документации по инженерной защите Байкальска от негативного воздействия озера вместе с реками Солзаном и Харлахтой. Она запланирована на 2020 год. Но для включения работ по ликвидации отходов БЦБК в федеральный проект «Сохранение озера Байкал», который является частью национального проекта «Экология», необходима согласованная и утверждённая смета. На то, чтобы провести проектные работы и составить её, потребуется немало времени.

Выслушав все выступления, Игорь Кобзев предложил заинтересованным сторонам, включая подрядчика и руководство Иркутского филиала СО РАН, встретиться на площадке БЦБК после 1 февраля. К этому времени академик Игорь Бычков должен подготовить твёрдое научное обоснование по выбору технологии, а все стороны примут консолидированное решение и приступят к работе.

Назначение вместо конкурса?

Помимо Бабхинского и Солзанского полигонов в проект необходимо включить и промышленную площадку БЦБК, которая загрязнена едва ли не в большей степени. «Её необходимо либо получить в государственную собственность Иркутской области, либо найти точки соприкосновения с «ВЭБ.РФ», – пояснил Крючков. Кроме того, Сибирскому отделению Российской академии наук поручено провести экспертизу технологий, предложенных для очистки территории комбината. Пресс-служба СО РАН уточняет, что экспертам предстоит определить, насколько выполнимо то или иное решение и в какой степени оно соответствует требованиям нормативно-правовых актов о защите Байкала.

К этому следует добавить сентябрьское поручение президента России Владимира Путина, данное правительствам Иркутской области и России: совместно с корпорацией «ВЭБ.РФ» до 1 января 2020 года провести конкурс на выбор лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов БЦБК. К участию в нём приглашаются не только отечественные, но и зарубежные компании. Поэтому на совещание в Минприроды России, состоявшееся 25 декабря, среди прочих были приглашены представители почти двух десятков фирм из-за рубежа, в том числе японской Mitsubishi, шведской Rise Capital, финской Fortum и международной финансовой организации NEFCO. Игорь Кобзев со своей стороны настаивает на том, что в процессе принятия решений должны участвовать все заинтересованные стороны. «В случае заключения контракта с новым единым подрядчиком нужно чётко представлять, что впоследствии будет находиться на площадке БЦБК, какой фактор закладывать в техническое задание, – приводит его слова пресс-служба губернатора и правительства региона. – Считаю важным, чтобы в обсуждении этого вопроса участвовали и местные жители. Они должны дать свои предложения об использовании этой промплощадки. Их мнение важно учесть».

Между тем представители «ГазЭнергоСтроя» выезжают в Байкальск уже 14 января. Судя по выступлениям Чернина и Крючкова, компания планирует приступить к ликвидации отходов БЦБК в ближайшем будущем и выполнить её в максимально сжатые сроки. В какой степени будет учтено мнение учёных и общественности, каковы последствия такого шага для Байкала – вопрос открытый. «На фоне поручения президента о конкурсе назначение единственного исполнителя с единственной технологией выглядит нелепо, – резюмирует Фалейчик. – Будет больше толку, если лоббисты будут всё делать так, как положено. Хотелось бы им напомнить о несокрушимой силе иркутского экологического движения, которое опирается на местную науку: достаточно вспомнить деятельность академика Григория Галазия, продвижение Федерального закона «Об охране озера Байкал» и перенос трассы ВСТО на север. Мы лоббистов пополам перекусим. Но любые тёмные дела вокруг БЦБК, к сожалению, приведут к потере времени».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры