То взлёт, то посадка
Политические итоги уходящего года
В начале 2019 года в Интернете появилась петиция за отставку губернатора Сергея Левченко. Принять её всерьёз было невозможно. Но через 11 месяцев глава региона в самом деле покинул свой пост. Собственно, в течение этого времени вся область могла с интересом наблюдать, как Левченко стремительно и неуклонно движется по означенному маршруту. Впрочем, будущий год тоже может оказаться щедрым на зрелища.
Поводом для «народной» петиции стала губернаторская охота на спящего медведя. Подобные петиции у нас появляются буквально каждый день, по любому случаю. Никто их не принимает всерьёз. Вот и Сергей Левченко не принял, хотя за год её поддержало более 100 тысяч человек. Зато глава региона скрупулёзно подсчитал количество телевизионных сюжетов на эту и другие темы и на своей прощальной пресс-конференции сообщил: их слишком много, значит, они носят заказной характер. Губернатор не смог работать в такой нервной обстановке и ушёл. Правда, потом добавил, что таким решением надеется защитить своих людей от давления, в том числе уголовного. И вот это было похоже на правду. Незадолго до этого был арестован генеральный директор компании «Звезда», которая, судя по всему, напрямую связана с сыном Левченко.
Медведь забрал
Первая волна критики обрушилась на Сергея Левченко в начале года, когда тулунский блогер Артём Павлечко выложил на своём канале видео с охоты на медведя. Но больше всего на публику подействовала сцена, в которой участвовал внук губернатора. Дед лично вкладывает мальчику в руки ружьё и помогает пристрелить запертого в клетке кабанёнка.
По факту незаконной охоты было возбуждено уголовное дело, которое Тулунский отдел полиции вяло рассматривал полгода, а летом и вовсе закрыл по истечении срока давности.
В самом деле, мало ли в лесу медведей! А губернатор у нас всё-таки один. Так неужели мы для него зверя пожалеем? Как-то даже несерьёзно за такие шалости требовать отставки. Но, как выяснилось, это было только начало конца, не более чем дурное предзнаменование. Недаром у старых охотников есть множество примет и ритуалов, связанных с «правильной» охотой на медведя. А кто охотится неправильно, того «медведь заберёт». Кажется, именно это и случилось с Левченко.
Зазвездились
Вторая громкая история произошла с фирмой «Звезда», которая получила полумиллиардный контракт от Фонда капремонта на замену лифтов в Ангарске, а затем и в Усть-Илимске. Если бы компания сработала нормально, ничего бы не было. Но она сорвала все мыслимые сроки сдачи оборудования в эксплуатацию. Вот после этого и выяснилось, что фирма подозрительно тесно связана с семьёй Левченко. Учредителем «Звезды» является сотрудник ЗАО «Стальконструкция», принадлежащего сыну и дочери губернатора. А заместителем руководителя в ней был помощник депутата Андрея Левченко.
Если вспомнить, что сам Левченко в своей догубернаторской жизни на митингах призывал людей не платить взносы в Фонд капремонта, цинизм ситуации проявится ещё более отчётливо. Теперь компания, фактически получившая госконтракты на 700 млн рублей, находится в процедуре банкротства. Возбуждено уголовное дело.
Кстати, похожая схема вскрылась, когда нынешней осенью пришла пора открывать после реконструкции Мемориал памяти жертв политических репрессий под Пивоварихой. Контракт отдали дружественной фирме, связанной с семьёй губернатора через аффилированных лиц. Одна из сотрудниц курировавшего проект Центра сохранения наследия призналась, что все только обрадовались, узнав, что работу будут выполнять «свои люди». Ведь в случае чего крайним останется тот, кто их привёл на объект. И мы бы никогда и ничего об этом не узнали, выполни компания свои обязательства. Однако что-то пошло не так. В результате работы и денег нет, а вот уголовное дело в отношении исполнителя есть.
Потом выяснилось, что у губернатора имеется трёхэтажный незадекларированный особняк по Байкальскому тракту. У его заместителя и соратника Дмитрия Чернышова тоже имеется незадекларированный особняк – в Италии. Правда, оформленный на покойного отца.
В общем, правящее семейство оказалось замешано в самом банальном кумовстве. Вот это простить было гораздо труднее, чем убитого медведя. Ведь коммунист Сергей Левченко выиграл выборы на протесте и антикоррупционной риторике. Его победа дала иркутянам иллюзию свободы и независимости от решений федерального центра, который благословил на губернаторство совсем другого кандидата.
В общем, было очень обидно, когда «красный» губернатор оказался «таким же, как и все». Люди поняли, что их просто обманули и поставили в положение того мальчика, который назло бабушке отморозил уши.
Без развития
Впрочем, самые циничные заранее знали, что у власти святых не бывает. За время правления Левченко в регионе не было намечено внятных точек роста, не появилось ни одного проекта развития. Четыре года оказались потрачены впустую. Единственным крупным объектом, который увидели иркутяне, стал новый Ледовый дворец. Но его всё-таки трудно отнести к прорывным проектам.
Зато оказался провален проект реконструкции аэропорта Иркутска. При этом область не выполнила ни одного пункта из указа президента и потеряла немалое федеральное софинансирование. Это было тем более обидно, ведь предыдущий губернатор имел готовый проект разворота существующей взлётно-посадочной полосы. Но он не понравился преемнику, который старое «зарубил», а вот нового создать не сумел.
Не сдвинулся с мёртвой точки проект рекультивации отходов БЦБК, строительства новой котельной в Байкальске и создания селезащиты в Слюдянском районе. Можно было бы сказать, что региональные власти здесь занимали зависимую позицию, а дело провалил федеральный центр. Однако Сергей Левченко ещё в 2016 году предусмотрительно попросил президента передать все полномочия по управлению процессом на региональный уровень. В общем, хотели увеличить зону ответственности – получайте.
К этому следует добавить «экологический Чернобыль» в Усолье-Сибирском, масштаб которого региональному правительству не хотелось показывать. В итоге это сделали депутаты ЗС и руководитель федерального Росприроднадзора Светлана Радионова.
Под водой
При том бюджете, который был в регионе, в принципе, можно было обойтись и без прорывных проектов. В конце концов буквально все предшественники Левченко за последние 14 лет такие проекты имели, что не уберегло от досрочной отставки ни одного из них. Иркутская область всех пережевала и выплюнула. А ведь любое развитие требует мощнейших усилий и самоограничения, которое всегда чревато конфликтами и борьбой за ресурсы. Но есть более лёгкий путь к сердцу избирателя. èèè
Можно сидеть ровно, собирать доходы бюджета и строить на них соцобъекты, остатки денег раздавая бюджетникам в виде губернаторских надбавок. Наверное, эта стратегия могла сработать. Но тут случился Тулун.
Катастрофическое по своему масштабу наводнение принесло региону колоссальные убытки. А заодно вскрыло все недостатки управления. Президент России трижды побывал в регионе. Причём в первый раз он прилетел, ненадолго опередив губернатора, который явился в область прямиком с юбилея своего партийного начальника товарища Зюганова. Во время второго и третьего визитов Владимир Путин уже открыто выражал недовольство действиями Левченко.
При том, что юг области дважды тонул, на севере бушевали небывалые лесные пожары. Выгорело 1,5 млн га тайги, и справиться с огнём самостоятельно регион не мог.
Пришлось вызывать на помощь федеральные силы и армию. Но ещё больше, чем стихия, тайге вредят неэффективное управление и воровство. Оно достигло такого масштаба, что бывший министр лесного комплекса Сергей Шеверда оказался в СИЗО, на него заведено уголовное дело.
Кстати, Левченко до последнего пытался защищать своего чиновника, утверждая, что дело сфабриковано «лесной мафией», которой Шеверда прищемил хвост. Жаль, что Левченко уже не губернатор. Было бы очень интересно узнать его мнение о свежем происшествии. Буквально на днях был задержан миллиардер, крупнейший лесоэкспортёр Валерий Заречный – между прочим, председатель Думы Нижнеудинского района. Почему-то у Шеверды никогда не было претензий к этому человеку.
Чего хочет Кремль
Рейтинг Левченко неуклонно падал весь год. Его отставку предрекали с завидной регулярностью, что стало поводом для шуток. Но сам губернатор на покой не собирался и неоднократно заявлял, что намерен баллотироваться на второй срок. Отставка случилась скоропостижно.
12 декабря стало известно, что Сергей Левченко написал заявление «по собственному желанию» и президент его принял. На прощальной пресс-конференции экс-губернатор вёл себя очень сдержанно, громкими фразами не бросался. На митинг в собственную поддержку не пришёл, тем более что несознательные коммунисты там кричали: «Путина – в отставку!»
Кстати, сам президент фактически признал, что Левченко было сделано предложение, от которого тот не мог отказаться. На декабрьской пресс-конференции главу государства спросили о причинах отставки иркутского губернатора. Президент мог ответить, что Левченко ушёл сам и это его добровольное решение. Но он сказал иначе: «Там нельзя работать так неспешно». Пожалуй, это очень верное определение тех процессов, которые происходили в области.
Наверное, неправильно говорить, что Сергея Левченко отправили в отставку за плохую работу по ликвидации последствий наводнения, или за коррупцию, или за воровство леса. Скорее всего, настоящая причина заключалась в том, что он был несистемным губернатором, избранным вопреки воле Кремля. Но поводов для отставки он дал сколько угодно. Не будь «Звезды», медведя, аэропорта, незадекларированных особняков, тотального бардака в лесной сфере, никто не смог бы их придумать и снять «красного» губернатора. Точно так же, как никто не смог помешать ему победить на выборах.
С Новым годом
Под Новый год федеральный центр прислал региону временно исполняющего обязанности губернатора. Им стал Игорь Кобзев, до этого времени занимавший пост заместителя министра МЧС. Иркутяне в соцсетях начали иронизировать: в Иркутск возвращается генерал-губернатор. Новый врио при назначении имел чин генерал-лейтенанта. Но буквально за время пути до Иркутска сумел «подрасти»: президент подписал указ о присвоении ему звания генерал-полковника.
Известно, что Кобзев будет исполнять обязанности губернатора до осени. В сентябре Иркутскую область ждут губернаторские выборы. Сумеет ли новый руководитель консолидировать вокруг себя региональные элиты и разнообразные группы влияния, вечно конкурирующие между собой за ресурсы, покажет время. Одно можно сказать точно – в новом году скучно не будет.