Заглянули в прошлое
В Музее истории города Иркутска прошла научно-практическая конференция «Мой город»
Вот уже в 23-й раз научно-практическая конференция «Мой город» собирает в Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова ребят, которые интересуются историей, краеведением, литературой. Расширяется география, конференция уже вышла за рамки городского мероприятия: среди 98 участников есть представители Иркутска, Шелехова, Иркутского района, в этом году в первый раз свои работы представили школьники из Баяндаевского района.
Все участники были разделены на три возрастные категории, которые, в свою очередь, делились на секции по направлениям. Самая многочисленная группа получилась у младших школьников (2–4 классы). Они рассказывали про иркутских писателей, экологические проблемы города, историю хорошо знакомых и малоизвестных улиц, архитектурные и исторические памятники нашего города. Задача жюри заключалась не только в том, чтобы отметить лучшие доклады, но и в том, чтобы, заслушав все выступления, дать совет, в каком направлении дальше трудиться, на что следует обратить внимание, чтобы и в следующем году представить своё исследование на более высоком уровне. Некоторые ребята в первый раз выступали перед такой большой аудиторией, очень волновались, а кто-то уже «набил руку» и представлял свои работы легко и непринуждённо.
По крайней мере, так казалось со стороны, когда выступали ученицы 3 «Д» из школы № 23 г. Иркутска Ярослава Колесникова и Варвара Куликалова. Девочки пришли в национальных татарских костюмах, их выступление было ярким, сопровождалось музыкой, и информация воспринималась совсем иначе. Вместе с мамами и педагогом Натальей Кулагиной школьницы сделали лэпбук, в нём на рисунках, карточках и фотографиях была систематизирована информация о том, что удалось найти: численность и обычаи татар в Иркутской области, рецепты национальной кухни, традиционные костюмы.
Работа Александра Шеметова выделялась среди других. Ученик 7 класса лицея № 36 ОАО «РЖД» покорил жюри своей самостоятельностью, уверенной манерой вести доклад, отвечать на вопросы и, конечно, тем, что к этому докладу он сделал своими руками в кузнице – выковал нож. Хобби молодого человека – игра на гитаре, рукопашный бой и изучение холодного оружия.
– Мне очень нравится, например, акинак. Это не просто меч скифов, у него есть своя история, – объяснил Саша.
В будущем он хочет стать археологом или историком. Мужские увлечения, по словам мальчика, ему привил папа, который сам серьёзно увлекается коллекционированием. Судя по тому, с какими горящими глазами Александр рассказывал о крепости стали, способах заточки металла, видах и «Роли холодного оружия в развитии металлургии» – так назывался доклад школьника, верится, что так оно и будет – перед нами будущий археолог. Татьяна Павловна Томилова, руководитель работы Александра Шеметова, добавила: «С таким ребёнком легко работать, потому что он самостоятельно занимается исследованиями, умеет использовать источники. Я, конечно, Саше помогала, но теоретически, всю информацию он искал сам».
– Очень радует, что направление «Литературное краеведение» отвечает заданной теме, – рассказала Оксана Запольская, один из экспертов жюри в этой группе, представляющая МБУК «Гуманитарный центр – библиотека семьи Полевых». – Ребята вспомнили Павла Маляревского, исследовали творчество Геннадия Михасенко и Марка Сергеева. У большинства ребят были не просто отчёты: кто-то проводил анкетирование среди своих сверстников, кто-то устраивал ознакомительные уроки для младших школьников. То есть участники конференции искали новые подходы в изучении литературы. Это здорово!
Порадовали и те, кто исследовал архитектурные памятники Иркутска. Алексей Чертилов, доцент кафедры истории архитектуры и основ проектирования ИрНИТУ, дал много дельных советов ребятам и оценил подготовку школьников: «Я уже не первый раз участвую в качестве члена жюри в этой конференции. Очень радует, что у нас растёт достойная смена, дети искренне интересуются архитектурным наследием Иркутска. Есть разработанные ими темы высокого уровня, я бы даже сказал, новаторские. Мне понравилось, что затрагиваются проблемы, например, деревянного зодчества Ленинского района. Поскольку он не на глазах, то и внимания памятникам в этой части города недостаточно, а дети всё видят и считают важным сохранять аутентичность своих родных районов и улиц. Правильно ориентируют ребят педагоги – юные исследователи работают с материалом в натуре, это очень важно. Они идут и фотографируют здания, фрагменты декора, а не просто в Интернете картинки копируют. Важно даже не место, которое на конференции займёт кто-то из них, главное – это правильное понимание исторических ценностей и желание школьников знать свой город и любить его».
Диплом за 1-е место в направлении «Историческое наследие» получила и ученица 10 класса Православной женской гимназии Мария Дронова. Одним из критериев оценки жюри была как раз работа с источниками, ими Мария и пользовалась – мемуарами и старыми газетами конца ХIХ века. Гимназистка рассказала про историю своего учебного заведения, о том, как горела Церковь Владимирской иконы Божьей Матери во время иркутского пожара в 1879 году, как здание долго восстанавливали.
– Я брала информацию из газет «Иркутские ведомости», «Амур», искала что-то в школьной библиотеке, в Интернете. Около месяца я только собирала сведения, на самом деле их мало. Я видела эскизы, фотографии с изображением церкви. Меня поразил масштаб разрушений, которые принёс пожар городу и зданию церкви в частности.
Наверное, самая творческая атмосфера была на секции «Фильм, фильм, фильм!». Там ребята представляли телевизионные проекты. Жюри – Мария Аристова (режиссёр ГТРК «Иркутск»), Мария Беклемишева (журналист ТК «АИСТ»), Александр Новиков (фотограф, член Союза журналистов России) – долго спорило, кому же отдать пальму первенства: идеи у ребят и их воплощение на экране были очень достойными. Уже несколько лет подряд на конференции подопечные учителя истории и обществознания Анны Стаценко из школы № 11 показывают блестящие работы. Не стала исключением и нынешняя конференция – фильм «Уроки Халхин-Гола» хоть сейчас можно показывать по телевидению.
Не менее профессионально показала себя Детская студия телевидения «СОК» из Иркутского Дворца творчества. Целая команда ребят под руководством Натальи Мельниковой придумала оригинальный проект «Живая память». В нём современные дети записывают воспоминания бабушек, дедушек или других родственников – детей военных лет. Их истории когда-то помнили в семьях, но потом забыли. Как жили ребятишки во время Великой Отечественной, что ели, как помогали старшим, как ждали близких с войны, читали фронтовые письма. Короткие истории из уст ребят берут за живое. По словам Марии Аристовой, кроме творческой составляющей здесь была проведена огромная педагогическая работа, чтобы разбудить детские чувства, показать, что на самом деле представляет интерес.
– Ребятишки плакали, когда мы работали над проектом, – делится Наталья Мельникова. – На самом деле существует проблема: нынешние дети – не скажу, что все, но многие – не придают значения истории своих семей. Не потому, что они плохие, нет. Просто память стирает негативное, забываются рассказы стариков, утрачиваются документы и фотографии. У нас уже порядка 15 роликов, 7 показали сегодня. Мы хотели хотя бы таким образом спасти семейную память. Вначале мы записывали только наших ребят, а когда стали размещать ролики в Интернете, проектом заинтересовались и взрослые. Им тоже есть что вспомнить – обрывки разговоров, каких-то историй своих родных о войне. Они настоящие. И мы подумываем о том, чтобы сделать этот проект городским, он, наверное, выйдет за рамки учебной студии. А пока мы учимся на таком материале правильно снимать и искать информацию, монтировать видео.
Конференция «Мой город» традиционно проходит в Музее истории города Иркутска в ноябре-декабре. Следующая – 24-я – состоится зимой 2020 года. Так что сотрудники музея предлагают желающим поучаствовать в ней уже начинать готовить свои исследования.