«Нецензурно выражался в нашу сторону»
«Стрелка» возле здания Свердловского районного суда Иркутска закончилась убийством
Когда на перекрёстке улиц 2-й Железнодорожной и Кайской областного центра вдруг началась перестрелка, её свидетелями стали десятки участников дорожного движения и жильцов ближайших домов. «Стреляют! Всем на пол!» – скомандовал пассажирам водитель автобуса № 80, когда раскрошилось переднее стекло. На улице кричала молодая мать, прижимая к себе трёхлетнего малыша. В «Тойоте» ехала семья с двумя маленькими детьми, и отец едва успел пригнуть их головки, как по корпусу автомобиля застучала картечь. У полицейской «Шкоды Октавии», случайно оказавшейся в потоке машин перед перекрёстком, треснула фара. К счастью, среди свидетелей перестрелки раненых не оказалось. Зато на тротуаре остался лежать 33-летний мужчина, рядом с которым валялся травматический пистолет. Потерпевший скончался в областной больнице в тот же день, 4 июля 2018 года. Неделю назад Иркутский областной суд приговорил за убийство, совершённое общеопасным способом, к 12 годам колонии строгого режима Владимира Стерхова, известного в криминальных кругах под прозвищем Самбик.
Перестрелке с трагическим исходом, как выяснилось в ходе судебного следствия, предшествовали бандитские разборки. Так называемую «стрелку» криминальные авторитеты «забили» прямо возле здания Свердловского районного суда Иркутска. Их, похоже, нисколько не смутило то обстоятельство, что территория вокруг просматривается видеокамерами. 4 июля прошлого года в девять утра Самбик подвёз к суду на своём автомобиле «Тойота Ипсум» смотрящего за Свердловским районом по прозвищу Бетон. Тот проходил подсудимым по пяти эпизодам автокраж. В свиту положенца по просьбе Стерхова вошли также его приятели с погонялами Черепан и Сарай. Группа поддержки важного в криминальных структурах чина, находившегося, между прочим, на подписке о невыезде и надлежащем поведении, была вооружена до зубов. В салон «Тойоты Ипсума» загрузили прежде всего самозарядный карабин «Вепрь» 12-го калибра, относящийся к категории гладкоствольного огнестрельного оружия, – с таким можно смело идти на кабана. Кроме того, у одного из бойцов, сопровождавших Бетона в суд, был при себе револьвер «Гроза» калибра 9 мм.
Возле суда Бетона ожидало целое скопище иномарок с тонированными стёклами и без государственных регистрационных знаков. Позже в качестве свидетелей убийства по уголовному делу прошли девять водителей и пассажиров пяти автомобилей, явившихся на «стрелку». Но в материалах дела упоминались также «иные не установленные в ходе следствия лица, подъехавшие на не установленных в ходе следствия автомобилях». Все они караулили Бетона, чтобы обсудить сложившуюся конфликтную ситуацию. Якобы тот позволил себе оскорбительные высказывания в адрес некоего Француза, возглавлявшего силовой блок положенца областного центра Паши Большого. «Нецензурно выражался в нашу сторону», – уточнил на допросе соратник Француза по кличке Бульдозер. На должность «серого мэра» Иркутска Паша Большой был поставлен Братским преступным сообществом, из чего следовало, что и к его назначенцам, членам «теневого правительства» города, всё криминальное сообщество обязано было относиться уважительно. Примерно так в ходе судебного процесса поясняли необходимость проведения «стрелки» её участники.
Однако мирные переговоры были сорваны. Бетон, выйдя из суда в 11 часов, тут же сел в машину к Стерхову и велел трогаться. За «Тойотой Ипсумом» двинулась вся кавалькада иномарок, на которых приехали выяснять отношения подчинённые Француза. На допросах они показали, что просто решили: Бетон хочет, чтобы разборки состоялись в другом месте. А сами преследователи якобы применять физическую силу и оружие не собирались. Только Бетон, видимо, в их мирные намерения не поверил. На улице Гоголя «Тойота Ипсум» остановилась, и из неё вышел Стерхов с карабином в руках. Направив ствол на колонну двигавшихся следом иномарок, он дал понять, что терпеть за собой «хвост» его спутники не намерены. Автомобили, завидев опасность, вроде бы прыснули в разные стороны. Но тут «Тойота Ипсум», пытаясь оторваться от погони, нарушила правила дорожного движения и на перекрёстке Кайской и 2-й Железнодорожной со всего маху въехала в автомобиль «Жигули», вместо того чтобы уступить ему дорогу. После чего иномарку развернуло, она врезалась в дерево. Никто из участников ДТП не пострадал. Бетон, выскочив из покорёженной машины, тут же сел с одним из сопровождающих в автомобиль своего адвоката, который как раз проезжал мимо, направляясь из суда к себе в офис.
Самбик же, заметив, что неподалёку остановился «Мерседес-Бенц С 180» и из него вышел Француз, спрятался за своей «Тойотой» и опять схватился за карабин. Уже и его водитель сбежал, успев пальнуть по неприятелю из револьвера «Гроза», а он, как рассказали свидетели, всё не выпускал из рук грозное «оружие, по виду похожее на автомат». Правда, Француз, оказавшись на открытой местности, тоже стрелял, но его пистолет, переделанный из модели «Восток-1», был заряжен травматическими патронами, которыми сложно причинить вред здоровью. Спутники Француза попытались было поддержать своего шефа огнём из пистолета «Оса», но вскоре испарились от греха подальше, сообразив, наконец, что напугать Самбика им не удастся. Стерхов в перестрелке отделался ссадиной на виске, которую эксперты позднее расценили как «не причинившую вреда здоровью». Но Француз за эту царапину заплатил жизнью. Когда его команда с места происшествия ретировалась, Француз тоже попытался удрать. Заряд с картечью настиг его, когда он уже перебежал на противоположную сторону улицы. Из окон автомобилей и близлежащих домов свидетели наблюдали, как раненый мужчина в тёмном спортивном костюме, упав лицом на тротуар, пытается приподняться, опираясь на руки, но очередной прицельный выстрел из «Вепря» добивает его окончательно. èèè
Бульдозер сразу отвёз раненого в областную клиническую больницу. По его словам, Француз ещё был жив, хрипел, но в сознание не приходил. Врачи не смогли его спасти. В тот же день пациент скончался от огнестрельного сквозного дробового ранения груди и живота. Повреждения лёгких, сердца и печени оказались несовместимыми с жизнью. Причём множественные входные отверстия медики обнаружили на спине погибшего – в него стреляли, когда он спасался бегством.
Стерхов же, уложив Француза, преспокойно вызвал такси, забрал из «висевшего» на дереве автомобиля свои вещи и удалился с места происшествия с карабином в руках. На следующий день он вместе с адвокатом явился в прокуратуру, чтобы написать явку с повинной.
«Всегда сохраняет оптимизм и позитивное отношение к коллегам»
Это строчка из характеристики «с работы», вложенной в уголовное дело по обвинению Стерхова в убийстве. Криминальный авторитет вырос в учительской семье, его мама преподавала математику. Но сын по её стопам не пошёл, хотя и получил высшее образование. К 38 годам Самбик – кстати, погоняло он получил за то, что увлекался единоборствами, – успел побывать в самых разных передрягах, связанных с переделом сфер влияния в криминальном мире: проходил по уголовным делам и потерпевшим, и обвиняемым. Из отдела полиции № 3 МУ МВД России «Иркутское» в органы предварительного следствия поступила справка, что Стерхов В.Н. неоднократно привлекался к уголовной ответственности и состоит на учёте как лицо, ранее судимое. По словам Бульдозера, «этот Самбик порезал ножом кого-то на Синюшке, а за несколько лет до убийства Француза стрелял из «Сайги» на улице в том же районе».
На заседаниях областного суда обозревались материалы уголовного дела, возбуждённого десять лет назад по факту покушения на похищение Стерхова. Конфликт был связан с именем Серёжи Чёрного, «официально» занимавшего до «посадки» должность положенца Свердловского района Иркутска. Уважающий «воровские понятия», то есть неписаные законы криминального мира, Самбик обзывал прежнего смотрящего «мусором» за «позорный факт биографии». Серёжа Чёрный действительно подался в бандиты со скамьи Восточно-Сибирского института МВД, а в воровском мире такие кульбиты не одобряются. Свою непримиримую позицию Самбик отстаивал тогда тоже с помощью карабина, прострелив из него ноги криминальному авторитету из ближнего круга Серёжи Чёрного.
В ООО «Гамма», где блюститель чистоты воровских законов Владимир Стерхов перед задержанием числился менеджером, его назвали «инициативным, способным взять на себя ответственность в принятии решений по сложным вопросам, готовым работать во внеурочное время». Если речь идёт о бандитской работе, то всё перечисленное – чистая правда. Положительная характеристика поступила на обвиняемого и от соседей по месту жительства: «Никогда не отказывает в помощи, отзывчив и приветлив, всегда стоит за честь – свою и своих близких, не даёт в обиду слабого. Много времени уделяет воспитанию дочери и двух племянниц, занимается с ними конным, лыжным спортом, катается на велосипеде, роликах и коньках. Несмотря на то что находится в разводе, систематически привозит свою дочь, гуляет с ней по роще, набережной, ходит в бассейн и кинотеатры, помогает выполнять домашнюю работу».
У Самбика оказалось много общего с его жертвой, которая, правда, в криминальном мире имела куда больший вес: Француз «служил» решалой при «сером мэре». Как все бандиты, он тоже поддерживал физическую форму: занимался тяжёлой атлетикой, пауэрлифтингом. И образованностью потерпевший как минимум убийце не уступал: окончил Иркутский государственный лингвистический университет, работал в школе учителем, на авиазаводе переводчиком. Прозвище Француз связано с тем, что он какое-то время жил в Париже. Да и родственники тоже характеризовали убитого как «воспитанного, доброго человека, семьянина», который «мог постоять и за себя, и за других». Жена была ему благодарна за то, что он заботился о детях, воспитывал её дочь от первого брака как родную.
Если верить характеристикам из уголовного дела, главные действующие лица этой криминальной истории были исключительно образцовыми представителями общества – причём оба. Только вот чрезмерное увлечение блатной романтикой одного привело за колючую проволоку, другого – на кладбище.
«Спасая свою жизнь и здоровье»
В явке с повинной Стерхов написал, что «произвёл выстрелы во Француза в обоюдной перестрелке, спасая свою жизнь и здоровье». Умысел на убийство он отрицал сразу, уверяя, что в первую очередь защищался. Но поначалу не исключал, что именно от его действий наступила смерть Француза. «О чём искренне сожалею», – добавлял обвиняемый. Однако к окончанию предварительного расследования Стерхов изменил показания. В суде он уже сократил число выпущенных из карабина патронов с четырёх до двух и выдвинул версию, что смертельным для потерпевшего мог стать и не его выстрел. «Ведь там стреляли более десяти человек с разных сторон», – говорил Самбик. Действительно, опрошенные очевидцы перестрелки утверждали, что слышали около десяти «хлопков» или даже больше.
«К версии необходимой обороны суд отнёсся критически, – рассказала государственный обвинитель Вера Гурина. – Из показаний свидетелей следует, что Стерхов производил прицельные выстрелы в спину потерпевшего, когда тот сначала убегал от него, а затем, раненый, предпринимал попытки встать с земли. Очевидно, что в это время он не представлял опасности. На том перекрёстке произошло именно убийство, и умысел на причинение смерти был прямым». Прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Иркутской области пояснила также, почему суд согласился с квалифицирующим признаком «убийство, совершённое общеопасным способом»: «Хоть Стерхов и говорил, что стрелял только в землю либо в воздух, но дробовой снаряд в подобном типе оружия обладает большим радиусом поражения и при выстреле может поменять траекторию полета. Не мог подсудимый этого не понимать. К возможным общественно опасным последствиям своих действий он относился безразлично. Просто чудо, что никто из свидетелей не пострадал».
Почти 40 человек в ходе судебного процесса дали свои показания, расписав картину преступления в подробностях. Им, конечно, в тот день было очень страшно. Можно представить, какого страху натерпелся, к примеру, водитель автомобиля «Жигули», столкнувшегося с машиной Стерхова. «Я увидел мужчину, в руках которого было оружие, похожее на автомат, и сильно испугался. Подумал, что тот собирается стрелять в меня из-за того, что его автомобиль повреждён. Первым делом я прижал сына к полу и велел жене наклониться». Так уж получилось, что в перестрелку попали и машины, на которых ехали сотрудники органов внутренних дел. Они были не на службе, и стрельба застала блюстителей порядка врасплох. «У меня не было с собой оружия, нечем было оказать сопротивление», – говорил водитель служебной «Шкоды Октавии». Он только и сумел сделать, что вовремя пригнулся, увидев дырку в лобовом стекле над своей головой. А когда выстрелы закончились, разглядел и треснувшую фару, и вмятину на двери служебного автомобиля. Инспектор отдельного батальона ДПС ГИБДД проезжал перекрёсток на собственной «Тойоте Камри» и испугался прежде всего за своих детей, находившихся с ним в салоне. Одному был всего годик, другому три.
Пострадала при перестрелке лишь техника: автобус № 80, автомобили «Киа Рио» и «Форд Фокус» – картечь повредила у них дефлектор, пробила переднюю фару, оставила вмятины на дверях и трещины на стекле. Но водители и пассажиры, к счастью, остались целы и невредимы.
Очевидцы преступления, надо сказать, вели себя по-разному. Многие не просто наблюдали перестрелку из окон, но даже выбежали из квартир. Из дома молитвы, расположенного на Кайской, тоже выскочили все, кто там находился. «Из любопытства», – поясняли они. А были и такие, кто тут же начал снимать всё происходящее на телефон. Например, жилец дома № 42г по улице Гоголя прекратил съёмку, только когда понял, что стрелявшие его заметили, поскольку посмотрели в его сторону. Он опасался, как бы в него самого не пальнули, поэтому телефон убрал, но наблюдательный пост так и не покинул. Следователю была передана также запись, сделанная на смартфон с другого ракурса женщиной, заставшей окончание перестрелки. На её кадрах видно, как Стерхов забрал из автомобиля вещички и спокойно двинулся вверх по улице Кайской, где его дожидалось такси. Никто его при этом не преследовал. А пожилой мужчина и женщина, живущие в частном доме, позволили двум бандитам «погостить» у них с полчасика, пока за ними не заедет на такси убийца. Вот, правда, подержать у себя в доме пистолет, из которого только что стреляли, хозяева отказались.
Запись перестрелки попала в социальную сеть «ВКонтакте». Её выложил водитель автомобиля «Мицубиси Аиртрек», снабжённого видеорегистратором. «Несмотря на то что подсудимый вину в инкриминируемом ему преступлении не признал, она полностью подтвердилась совокупностью собранных по уголовному делу и исследованных в суде доказательств, в том числе заключениями судебно-баллистических и судебно-медицинских экспертиз, протоколом осмотра места происшествия, где были обнаружены пыжи для патронов 12 калибра к карабину «Вепрь», – говорит государственный обвинитель.
Согласно заключению эксперта, нарушений мышления, интеллекта у подсудимого не выявлено. Выходит, он находился в здравом уме, когда стрелял из карабина в людном месте, демонстрируя, какой он крутой.