Непристойное предложение
Иркутскому кафе рекомендовано поменять двусмысленную надпись в оформлении входной группы
38 обращений о нарушении рекламного законодательства было рассмотрено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области за последние три месяца 2019 года. Возбуждено семь дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано два предупреждения по рекламным конструкциям. Кроме того, раз в три месяца Экспертный совет по рекламе рассматривает обращения граждан. Часто членам совета приходится иметь дело с настоящими перлами иркутских маркетологов. Так, одному из кафе, приглашающему посетителей текстом: «Жарче, чем в твоей бывшей кухне. Войди в меня», настоятельно рекомендовано его изменить.
На 13 января назначено рассмотрение дела в отношении ООО «Медицинско-правовая компания». Иркутское УФАС возбудило в отношении него дело по признакам нарушения рекламного законодательства. Рекламный слоган компании звучит как «Призыва.Нет», она предлагает юридическую помощь потенциальным призывникам – на законных основаниях «откосить» от армии. По мнению членов Экспертного совета, слоган побуждает к совершению противоправных действий. В то время как в Конституции РФ сказано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.
Рассмотрели эксперты и рекламу «Вечеринка В ХЛАМИНГО», размещённую в «Инстаграме». Им было предложено определить, содержит ли данная игра слов непристойные и оскорбительные образы. Члены совета констатировали: вульгарный посыл, безусловно, присутствует, но он не был признан непристойным.
Третьим интересантом стало кафе «Братья Грилль», вернее, оформление его входной группы. На витрине незатейливо значится: «Жарче, чем в твоей бывшей кухне. Войди в меня». При этом слово «кухня» отличается от всего написанного цветом и шрифтом. Текст и визуальное исполнение приглашения уже наделали переполох в иркутских соцсетях. Бдительный горожанин нашёл посыл оскорбительным и обратился в УФАС. Но там отказали в возбуждении дела, поскольку элементы оформления не считаются рекламой.
Однако данный случай не могли оставить без внимания – владельцев кафе пригласили на заседание Экспертного совета и популярно объяснили, что такая вульгарная двусмысленность уже не работает на маркетинг. Более того – вызывает отторжение в определённой группе социально активных граждан.
Ввиду того, что данный текст является частью публичного информационного пространства, а значит, формирует среду для следующего поколения, владельцам было рекомендовано рассмотреть возможность изменения текста, вызвавшего столь широкий резонанс. Если предложение будет проигнорировано, креативных владельцев кафе могут вызвать на Общественный совет при администрации города Иркутска, решение которого требует обязательного исполнения.
На этом фоне другие примеры дел о нарушениях законодательства о рекламе выглядят практически рутиной. В конце года в УФАС по региону поступило заявление от гражданки Т., в котором она жаловалась на рекламные звонки без предварительного согласия абонента, нарушающие требования ФЗ «О рекламе». Весной она обратилась в одно из подразделений крупного банка об отзыве согласия на получение рекламных предложений. Однако летом на её телефон позвонили с предложением получить кредитную карту данного банка.
По результатам расследования было установлено, что телефонные звонки осуществлялись индивидуальным предпринимателем Б. и отвечали всем признакам рекламы: распространялись с помощью телефонной связи, были адресованы неопределённому кругу лиц, были направлены на привлечение внимания к объекту рекламы и так далее. В ноябре УФАС признало эту рекламу ненадлежащей, индивидуальному предпринимателю Б. выдано предписание с требованием прекратить звонить и рассылать смс рекламного характера на абонентский номер заявителя и на иные номера без согласия абонентов.