Другой Чехов
В Иркутском драмтеатре ставят спектакль о жизни писателя
В январе 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Но что мы знаем о нём? Классик мировой литературы, основатель современного театра, отец новой драмы. Вереница этих громких хрестоматийных определений, которыми привычно характеризуют творчество великого мастера, практически полностью отодвинула на задний план историю Чехова-человека, чья судьба соткана из недетского детства, неоднозначных отношений с отцом и братьями, упорной и ежедневной работы над собой, успеха и признания, непростых взглядов на любовь и семейные узы.
Произведения Чехова занимают особое место в репертуаре охлопковского драмтеатра. Уже в 1889 году, спустя несколько месяцев после премьеры на сцене столичного Александровского театра в Петербурге, событием для провинциального Иркутска стала постановка пьесы «Иванов», возвестившая о рождении настоящего драматурга. Ставили «Дядю Ваню» и «Трёх сестёр». На рубеже тысячелетий Аркадием Кацем была создана «Чайка». Спектакль получился атмосферный, пронзительный, не прикрытый вуалью чеховской мягкости. В нём блистал необыкновенный актёрский состав. Финал был жёстким и безапелляционным, иллюстрируя безысходность судьбы главного героя, который оказался в тотальном одиночестве. К комедии «Вишнёвый сад» в разное время режиссёры обращались, пожалуй, чаще всего. Это и завершающий сезон 1946 года тонкий и поэтичный спектакль в постановке Михаила Ляшенко, и «весенняя», манящая своей недосказанностью история режиссёра Сергея Болдырева в 1994 году, и сюрреалистические «Сны Ермолая Лопахина» в проекте Геннадия Шапошникова 2007 года.
На пороге большого чеховского юбилея Иркутский драматический театр впервые пытается открыть другого Чехова. Главный режиссёр Станислав Мальцев приступил к репетициям спектакля «Братья Ч.» по пьесе российского драматурга Елены Греминой, которую, как и героя её пьесы, стали называть одной из создателей «новой драмы» XXI века.
– «Братья Ч.» – это своеобразный парафраз на книгу Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова». Интересно, почему в основу пьесы лёг именно этот короткий отрезок биографии Чехова. Кажется, даже один день?
– Гремина выбрала ту точку, в которой теоретически могли сойтись три брата Чеховых и отец. Самое главное, что там решался вопрос судьбоносный, видимо, для Чехова, когда он единственный раз в жизни до официального брака с Ольгой Книппер-Чеховой сделал предложение девушке. Должна была состояться помолвка, но этого не произошло. Это был какой-то переломный момент, который изменил для Чехова представления о том, возможно ли вообще для него семейное счастье, – рассказывает Станислав Мальцев.
– Пьеса о сложных взаимоотношениях Чехова с отцом и братьями. Чем она близка сегодняшнему зрителю?
– Спектакль, надеюсь, будет апеллировать к тому, что понятно каждому сидящему в зале. Семья Чехова и сам Чехов как пример для размышлений о своих взаимоотношениях в семье. Почему жизнь, мир, люди так разъединены? Почему они во многом одиноки? Наверное, спектакль об этом. Здесь есть и другие размышления. Почему в одной семье у одних родителей и в одной среде воспитания с примерно одинаковым образованием из всех братьев в люди выходит только один Антон? При этом есть очень рано ушедший от туберкулёза, но явно талантливый художник Николай, который погубил себя ещё до физической гибели, есть Александр, который мог бы сделать многое, но не сделал…
– И очень непростая судьба и непростой характер самого Чехова…
– Разорение отца очень сильно повлияло на Чехова психологически. Отец практически сбежал из Таганрога, а Чехов, на тот момент ещё подросток, за него отдувался, общался с кредиторами, вёл дела отца, зарабатывал на хлеб насущный себе, при этом постоянно посылал деньги семье в Москву, да ещё и учился в гимназии. Где сегодня можно найти такого подростка? Конечно, как человек Чехов тоже вызывает неоднозначное мнение, где-то он был резким и даже циничным. Но нельзя забывать, что он был врач, а эта профессия не связана с сантиментами. При этом его сердце было открыто, в том числе и самым близким людям. Тот факт, что свой «клобок» – так он называл семью – Чехов до конца тащил, занимался им и пускал в свою жизнь, говорит о многом. Всё-таки вся сложность жизни с таким человеком, как Чехов, заключается в его сложных отношениях с самим собой.
– О «Братьях Ч.» есть много разных мнений. У некоторых ощущение, что пьеса вскрывает своего рода «подноготную» жизни писателя.
– В ней есть несколько острых моментов. Но мы слышим не только факты, но и интонацию. А интонация – это отношение автора к герою. Автор не просто констатирует факты – один брат пил, второй, можно сказать, наркоман. Здесь всё пропущено через самого Чехова, его боль. Эта семья – не просто люди, вынужденные жить вместе, а люди, которые друг друга действительно любят. У Антона были все моральные основания перейти с братьями и отцом на более прохладные отношения, жить своей жизнью. Но он никогда не переставал быть главой семьи. Безумная ответственность и чувство долга? Только чувством долга всё это сложно объяснить. Тут обязательно есть любовь. Она в основе всего.
– Появляется ощущение, что ему эта семья постоянно мешала. Приходилось разменивать свой талант, чтобы её обеспечивать. Это Чехову вменяли многие современники…
– В пьесе есть момент, когда он отвечает на этот вопрос: «Это мой крест, я буду тащить его до конца». Чехов не был религиозным человеком, но при этом он жил абсолютно по-христиански. Его порядочность не позволяла ему отсидеться в усадьбе, когда вокруг начиналась холера, заставляла ехать на Сахалин, помогать братьям. Не может маленький человек написать большую литературу. Как он по капле выдавливал из себя раба, так он по капле каждый день через конфликт с семьёй и братьями создавал себя. Возможно, если бы он оказался в идеальных условиях и всё было бы не вопреки, а «как положено», может быть, ничего бы из него не получилось.
– А можно ли вообще воспринимать произведение автора без глубоких знаний о его биографии?
– Чтобы понять противоречия героев Чехова, надо во многом понять его жизнь. Нам классиков преподносят в таком «стерильном» виде. Чехов – такой вот русский интеллигент. Он, как показало время, гениальный писатель, но при этом и человек, живущий на земле, имеющий свои слабости, страхи. Это не для того, чтобы поглумиться над этими слабостями или улыбнуться и сказать, что Чехов – такой, как мы. Нет. Это для того, чтобы ещё лучше его понять и даже удивиться человеку, который смог в глухой периферии в такой семье стать тем, кем он стал.