Демонстрация бессилия «красного» губернатора
Всенародная поддержка губернатора, которую пытается продемонстрировать «красное» правительство, на поверку оказалась фейком. При внимательном рассмотрении даже подписи глав и депутатов муниципальных образований, оставленные под письмом в поддержку Левченко, обесцениваются на глазах. При помощи этих подписей однопартийцы Сергея Левченко пытались всей стране продемонстрировать свою силу. Но получилась демонстрация бессилия.
29 ноября официальный сайт правительства Иркутской области бодро сообщил: главы местного самоуправления, депутаты Законодательного Собрания и местных дум все как один встали на защиту главы региона Сергея Левченко и подписали письмо в его поддержку. Согласно официальной версии, в 32 муниципальных районах и городских округах собрано 698 подписей, которые направлены президенту страны, председателю правительства, спикерам верхней и нижней палат парламента.
«Подписавшие письмо заявляют, что «не намерены дальше терпеть безосновательные и оголтелые нападки со стороны федеральных средств массовой информации на Губернатора Иркутской области Сергея Георгиевича Левченко, одержавшего убедительную победу на губернаторских выборах 2015 года и тем самым получившего от избирателей региона прочный мандат народного доверия», – цитировался текст обращения на официальном сайте.
«ВСП» направила официальный запрос временно замещающему должность начальника пресс-службы и информации губернатора и правительства Павлу Добродееву с просьбой предоставить копию подлинника документа вместе со всеми 698 подписями должностных лиц и депутатов. В отведённый законом семидневный срок мы получили запрашиваемые документы, за что выражаем благодарность областной пресс-службе.
Внимательно изучив подписные листы, мы не можем согласиться с официальной версией по целому ряду позиций. Прежде всего речь идёт о количестве подписей. В официальном сообщении на сайте говорится о 698 подписях глав и депутатов. Мы же насчитали только 655 автографов. Причём даже эти подписи нельзя считать «чистыми», потому что часть из них принадлежит не депутатам и главам, а вообще непонятно кому.
В целом же нужно сказать: чем внимательнее изучаешь подписные листы, тем стремительнее уменьшается масштаб «народной поддержки». Она похожа на воздушный шар, в котором появилась маленькая дырочка, и через неё постепенно выходит воздух. Ещё чуть-чуть – и он совсем исчезнет, от красного шара останется мятая, никому не нужная тряпка.
«Допотопные» подписи
По Иркутской области письмо распространялось какими-то тайными тропами через обком КПРФ. Собственно, этого никто не скрывает. По крайней мере, среди документов, которые любезно предоставила пресс-служба правительства, есть тому подтверждение.
В итоге некоторые районы вовсе оказались лишены возможности выразить свою поддержку главе региона. Ангарский депутат Александр Куранов заявил, что никакого официального либо неофициального обращения или письма в поддержку Левченко на рассмотрение его коллег не поступало. Ничего не слышали о сборе подписей в поддержку губернатора депутаты маленькой Думы Никольского муниципального образования из Иркутского района.
Кстати говоря, подписной лист для Иркутского района был подготовлен и даже заполнен. В нём стоят фамилии глав местного самоуправления, вот только подписей рядом с ними нет. Ещё интереснее ситуация получилась с Нижнеилимским районом. Среди прочих свои подписи оставили семь человек из посёлка Соцгородок. Однако только двое из них депутаты. Это Елена Кашина, директор Соцгородокской общеобразовательной школы, и 25-летняя Кристина Косян, культорганизатор из соцгородокского муниципального казённого учреждения культуры под странным названием «Фортуна». Ещё пять подписей принадлежат сотрудникам соцгородокской администрации, о чём бесхитростно сообщается прямо в подписном листе.
От лица Киренского муниципального образования на амбразуру почему-то кинулись две предпринимательницы – Вера Тетерина и Елена Леженина, соучредительницы ООО «Родник» с уставным капиталом 400 тыс. рублей, которые занимаются оптовой торговлей пищевыми продуктами, табачными изделиями и напитками. Спросите, при чём тут депутаты? Наверное, ни при чём. Просто каждый предприниматель хочет получить госконтракт, что, впрочем, не может помешать женщинам искренне любить власть.
Среди подписантов от Кабанского муниципального образования Братского района три депутата, глава и ещё двое неизвестных. В Тэмьском поселении Братского района один подписавшийся не является депутатом, в Братском районе – сразу три такие фейковые подписи. От лица Бодайбо на защиту губернатора вышла Екатерина Шестакова, которая служит управляющим делами администрации города Бодайбо и района. Но её тоже посчитали то ли за главу, то ли за депутата.
Как считали подписи в Баяндае – вообще загадка. Под кодовым названием «Баяндай» на листе собрали 26 подписей, при этом на полях пояснение: депутатов – 14, глав – 3. Так и хочется спросить: кто же все остальные люди? Самостоятельно получить ответ на этот вопрос невозможно, подписи очень неразборчивые. Однако обком это не смутило, он посчитал всех. Не смутил его и странный вид подписного листа от Ольхона. В нём всего восемь фамилий. В четырёх случаях стоят… не обычные корявые подписи, а просто фамилии, и, скорее всего, написаны они одной рукой и одной авторучкой. Напротив оставшихся четырёх – подписи, но тоже очень похожие друг на друга.
В Тулунском районе обращение не подписал ни один депутат, что многое говорит об уровне поддержки действующей власти. От города Тулуна – три депутата из 21, от города Усть-Илимска выступили 5 депутатов из 20. А вот от Думы Саянска свои подписи оставили два депутата, что, в общем-то, неожиданно. Но ещё более неожиданно, что в подписном листе нет автографа неистового защитника «красного» губернатора – мэра Саянска Олега Боровского. Кстати, когда сам Боровский стал героем критического сюжета на одном из федеральных каналов, губернатор ни слова не сказал в его защиту. Зато поддержку в адрес мэра выражали оппоненты губернатора. Кажется, нечто похожее имел в виду классик, когда написал сакраментальную фразу: «Всё смешалось в доме Облонских».
Директор Балаганской средней школы, депутат местной Думы Татьяна Файзулина рассказала нам, что подписи с них собирали ещё летом, до тулунского наводнения, хотя в подписном листе напротив её подписи стоит дата – середина октября.
– Осенью я бы уже ни за что не подписала это письмо, – сказала Татьяна Файзулина.
Остаётся добавить к этому, что огромная часть депутатов – это директора школ, учителя, врачи, сотрудники учреждений культуры. Словом, зависимые от исполнительной власти региона люди. Если им скажут, что нужно подписать письмо в поддержку губернатора, каждый из них дважды подумает, прежде чем отказаться. Но даже в этих условиях подписей собрано очень мало, а часть из них – откровенная фальшивка. И даже те, которые есть, подсчитаны неправильно.
Красный шар сдулся
Всё это означает только одно – никакой поддержки губернатора снизу не существует, и авторы письма об этом прекрасно знают. Убедиться в этом очень просто, для этого не нужны даже социологические опросы. 11 месяцев назад в Интернете была создана петиция с требованием отставки Сергея Левченко за жестокое убийство спящего медведя. Петицию никто не раскручивал, а к настоящему моменту о ней и вовсе забыли. Тем не менее под ней подписались 105 000 человек. Примерно в то же время пользователь под ником «Евгений Гордин» создал ответную петицию под кодовым названием «Руки прочь от Левченко». К вечеру 9 декабря глубинный русский народ от щедрот своих накидал под ней целых 3027 подписей. Как говорится, почувствуйте разницу.
В отсутствие реальной поддержки соратникам губернатора приходится её имитировать. Каждый день они рвут шаблон и придумывают всё новые акции в поддержку «народного губернатора Левченко». Дело не ограничивается письмами. То с одиночными пикетами выйдут странные мужчины, а всё чаще – женщины бальзаковского возраста со сверкающими очами Софьи Перовской. То юные комсомольцы раскидают по соцсетям фотографии, на которых сидят под сенью красных флагов с плакатами. Наверное, следующим шагом станет флешмоб загорелых пионеров, только что вернувшихся из поездки во Вьетнам, оплаченной за счёт спонсорских средств иркутского аэропорта.
Кстати, после письма глав и депутатов уже появилось обращение руководителей спортивных федераций. Надо жать, что завтра опубликуют письмо учителей, потом врачей, работников культуры, шофёров, доярок – и далее до бесконечности. К счастью, бюджетных учреждений у нас много и на каждого руководителя можно надавить, чтобы он собрал побольше подписей. Потом можно подумать о колониях: вот где железная дисциплина и огромное количество необработанных массовой антигубернаторской пропагандой избирателей. Может быть, они больше других хотят выступить под лозунгом: «Руки прочь от нашего губернатора».
Нужно отдать должное политтехнологам Сергея Левченко – в новейшей истории страны это первый опыт сбора фейковых подписей для демонстрации их президенту и правительству. При этом все понимают, что президент и председатель правительства читать эти письма не будут и в лучшем случае узнают о них из новостей или от сотрудников администрации. Поэтому интересно понять, для чего это делается и чего хочет добиться режиссёр этого театра политического абсурда?
Сергей Левченко прошёл долгий путь, прежде чем вскарабкался на свой политический Олимп, и за это время, без сомнения, успел многому научиться. Подписи в поддержку – один из беспроигрышных приёмов так называемой «демонстрации силы». Команда пока ещё действующего губернатора знает об этом и пользуется этим приёмом без стеснения. Тем более что в её руках сосредоточен солидный административный ресурс.
При этом главное – огорошить публику громкими цифрами количества «подписантов». В самом деле, ведь никто не станет проверять губернатора, пересчитывая подписи, как проверяют сдачу от нечистой на руку продавщицы. Тем более что глав и депутатов у нас в регионе много. Неужели кто-то усомнится, что среди них найдётся 700 желающих поддержать губернатора?
Есть у этой манипуляции массовым сознанием и побочная цель – продемонстрировать силу региональным элитам. Тем более что в последнее время они начали всё более демонстративно сторониться «токсичного» губернатора, стараясь не подцепить от него вирус политической «краснухи». Тогда, возможно, удастся спастись от грядущего «девятого вала» трансфера региональной власти, который может снести без следа не только откровенно слабеющего губернатора, но и их надежды на светлое и сытое будущее.
И вот в этом иркутские элиты правы. За долгие годы политической нестабильности у них выработался обострённый инстинкт самосохранения. Они тонко чувствуют, когда нужно затаиться и ждать, а когда следует действовать. Например, быстро сделать кульбит и переобуться в воздухе, меняя принципы и убеждения. Кстати, время ожидания уже закончилось. Об этом можно судить по поведению двух политических «тяжеловесов» – Антона Романова и Антона Красноштанова. Ещё вчера они были сторонниками Левченко, а сегодня стали его активными критиками.
Отчаянная попытка убедить элиты и народ в своей непотопляемости, увы, изначально была обречена на провал. Время откровенно наглых, а значит, дешёвых политических манипуляций для Левченко прошло. За четыре года у жителей области выработался иммунитет к откровенной лжи губернатора. Элиты, изначально воспринимающие ситуацию более глубоко, тем более не купятся на фейк.
Особого внимания заслуживает текст самого послания. Очевидно, что он написан политконсультантами губернатора, но никак не депутатами. По сути, от президента требуют, чтобы федеральным каналам запретили освещать реальность, которую формирует сам Левченко. Ведь это не журналисты придумали поднять зарплату иркутскому губернатору. Он сам подписал такой указ. Не журналисты подсунули Левченко ружьё и отправили его на охоту. Опять же не журналисты заставили его «забыть» внести в декларации дом и земельный участок.
Если следовать логике письма, президент должен издать какой-то особый акт, запрещающий СМИ освещать экологические проблемы региона, в частности, связанные с БЦБК и «Усольехимпромом». Заодно нужно вписать в указ пункт о строжайшем запрете на упоминание любых коррупционных скандалов. Их в окружении Левченко также хватает. Это и связанная с его семьёй «Звезда», и незадекларированная недвижимость его заместителя Дмитрия Чернышова. Нельзя упоминать о страдающих в зоне затопления жителях. Зато можно снимать счастливых и весёлых подтопленцев.
Примечательно, что сам Сергей Георгиевич неоднократно сначала отрицал факты, а потом вынужден был признавать их после широкого обсуждения. Так было с итальянской виллой Чернышова. Сначала губернатор резко отрицал её существование, а потом сам признал, что вилла в Италии есть.
Смешное объяснение было дано после обнародования видео с медвежьей охотой. Сначала пресс-служба заявила, что охота состоялась в ноябре, как это разрешено законом. И вообще, губернатор – герой, который спас жителей от медведя-шатуна, предварительно загнав его в берлогу. Однако потом выяснилось, что охота была незаконной.
Очень похожее поведение было продемонстрировано, когда в Сеть попала аудиозапись, на которой пресс-секретарь губернатора обзывает жителей подтопленных территорий «быдлом» и «алкашнёй». Сначала нам заявили, что это монтаж и фейк, но после выяснилось, что высказывания всё-таки принадлежат чиновнице.
Остаётся ответить на один вопрос: кто является автором и заказчиком этой защиты? Кто пытается любой ценой сохранить Левченко на посту? Скорее всего, те, кто получил допуск к ресурсам благодаря «красному» губернатору. А значит, прежде всего «ближний круг» здесь и «старшие товарищи» в московских обкомовских кабинетах. При чём здесь депутаты и главы, спросите вы. Совершенно ни при чём. Как ни при чём и остальные жители области. Они в этом спектакле политического абсурда даже не зрители, а разменная монета в буфете при театре.