издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кубометры и факты

Иркутск намерен сменить подход к расчёту платы за обращение с мусором

Плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами для владельцев квартир начисляется, исходя из площади жилья, в частных домах учитывается количество прописанных. Такую схему намерены применить в Иркутске. Соответствующее обращение в областное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта подготовила горадминистрация, на прошлой неделе его поддержала Дума города. При этом парламентарии пришли к выводу, что идеальным вариантом была бы плата за тот объём мусора, который образуется фактически. Но применять такой подход в отношении физических лиц пока не позволяет действующее законодательство.

Новой системе обращения с мусором исполнилось 11 месяцев, но вопросов к ней остаётся немногим меньше, чем год назад. Ключевой – плата за отходы, которая кратно выросла и для жителей, и для предпринимателей по всей России. Рассчитывают её, исходя из норматива образования отходов, который устанавливают либо региональные власти, либо, как в случае с Ханты-Мансийским автономным округом, муниципальные. Здесь подходы разнятся. Большинство регионов установили норму образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на человека. В Иркутской области она также рассчитана, но в основном плату взимают, исходя из норматива на каждый квадратный метр жилья. Исключение – Братск, Саянск и Тайшет.

«Для регионального оператора [по обращению с ТКО] выгоднее считать по людям, – отметил соучредитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» Артём Мищенко, выступая перед депутатами Думы города 27 ноября. – В Саянске мы получили рост выручки на 15–17% после перехода на расчёт по проживающим в квартирах. Мы также хаотично выбрали семь домов в Иркутске и посчитали, что плата по людям выше, чем по квадратным метрам. Возможна и обратная ситуация. Но простые математические операции показывают, что плата за человека получается ниже, если на него приходится в среднем 27–29 квадратных метров». Иными словами, семья с двумя детьми должна располагать квартирой как минимум в 108 «квадратов».

Поэтому для владельцев квартир в большинстве случаев действующий подход выгоден: за обращение с твёрдыми коммунальными отходами приходится платить больше, чем за вывоз мусора год назад, но прибавка не так велика, как могла бы быть. Однако жильцы частных домов, особенно большой площади, переплачивают значительно. Например, предприниматель и член Общественной палаты Иркутской области Алексей Егоров неделю назад рассказывал, что платит примерно 4 тыс. рублей ежемесячно, хотя его семья накапливает всего два пакета мусора в месяц. Для сравнения: плата для двухкомнатной квартиры площадью 46 кв. м в обычной панельной девятиэтажке составляет 192 рубля в месяц. При столь ощутимой разнице многих общественников в принципе не устраивает существующий подход к обращению с ТКО. «Норматив, или тариф, сегодня никак не пересматривается, а общественность этого очень просит, – отметила активистка «Общественного контроля», председатель ТОС «Рубин» Любовь Аликина. – То, что говорят – по человеку или по квадратному метру, – это вторично».

«Получаем увеличение норматива»

По её словам, в Иркутской области он второй по величине в стране. При этом Аликина ссылается на приказ регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта от 28 декабря 2018 года, по которому он составляет 3,12 кубометра на человека в год. Действительно, в документе содержатся эти цифры, но с одной оговоркой –это количество образуемых твёрдых коммунальных отходов с учётом общественных зданий. Норматив для домовладения составляет 2,1 «куба» в год на одного проживающего. По данным портала solidwaste.ru, актуальным на 10 октября, Иркутская область по нему занимает 42-е место из 85 субъектов РФ. Норматив, рассчитанный по площади жилья, составляет 0,085 кубометра в год на квадратный метр. Иркутская область – 13-я из 15 регионов, где, по информации портала, действует подобная схема.

«Ещё раз обращаю внимание: мусор производит человек, не квадратные метры», – напомнила депутатам Аликина. Общественница уже выступала на июньских слушаниях, где отмечала, что действующий норматив завышен. Она приводила расчёты, по которым он должен составлять 0,54 кубометра ТКО в год на человека. «А изменение норматива какое-нибудь планируется?» – поинтересовался заместитель председателя комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и дизайна Думы Иркутска Александр Друзенко. Мищенко в ответ сообщил, что такая возможность есть, но потребуется ещё раз провести замеры и подсчитать, сколько мусора в действительности образуется в жилых домах. «Если мы это сделаем, то норматив будет больше 4 кубов, – предупредил соучредитель «РТ-НЭО Иркутск». – Потому что куча предпринимателей, которые не проинвентаризированы, сегодня везут отходы не в лес, как раньше, а на общие контейнерные площадки. Поскольку мы не можем вычленить этот объём, мы смотрим на действующую методику. И получаем увеличение норматива для населения». Предприниматель приводит пример жилого комплекса «Прогресс» в иркутском Академгородке, где управляющая компания установила контейнеры для раздельного сбора мусора. Их очень быстро переполнили мусорными пакетами жильцы близлежащих домов и владельцы большинства расположенных на первых этажах магазинчиков, вдобавок не рассортировав отходы. При этом фактические данные по отгрузке с контейнерных площадок, которыми располагает компания, в пересчёте на одного жильца городской многоэтажки дают 4,41 кубометра в год.

Поэтому администрация Иркутска предлагает сохранить действующий подход к расчёту платы за мусор для многоквартирных зданий. Для частных домов её предлагают исчислять, исходя их количества жильцов.

– Проживающих или зарегистрированных по месту прописки? – уточнил депутат Александр Квасов.

– Проживающих, – ответил Мищенко.

– Как выявляете проживающих?

– А никак.

– То есть человек должен быть зарегистрирован? – продолжил парламентарий.

– Да, это наиболее оптимальный метод, – заключил представитель регионального оператора. – Но нам всё равно могут предоставлять данные по количеству проживающих.

Разделительная полоса не видна

Заместитель председателя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы Иркутска Александр Сафронов, в свою очередь, обратил внимание на то, что по действующему законодательству жильцы многоквартирных домов могут платить за фактически образованный объём отходов, но для этого им необходимо перейти на раздельный сбор мусора. «Вы отметили, что сейчас очень часто юридические лица выбрасывают достаточно большой объём отходов и площадку загружают, – обратился он к Мищенко. – А есть ли какой-то порядок, который бы вычитал этот объём?» Последовал отрицательный ответ: по правилам предоставления коммунальных услуг учитывается только объём контейнеров, вывезенных с мусорной площадки, без оглядки на то, кто их заполнил. «РТ-НЭО Иркутск», по словам Мищенко, вместе с некоторыми собственниками жилья подаёт иски об изменении этой нормы, однако в настоящее время она продолжает действовать.

При этом плата за обращение с ТКО сводится не только к нормативам, но и к тарифам. А одна из заявленных целей реформы заключается в том, чтобы вовлечь в хозяйственный оборот как можно больше вторсырья, которое сегодня по большей части выбрасывают как обычный мусор. Чтобы её достичь, потребуются вложения со стороны регионального оператора, выручка и прибыль которого формируются за счёт платы за обращение с отходами. «Сегодня, как я понимаю, в тарифе инвестиционной составляющей нет?» – уточнил председатель комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Думы Иркутска Алексей Савельев. Представитель регионального оператора это лишь подтвердил. «Любая инвестиционная программа привязывается к земельным участкам, – объяснил он. – Ни одного участка на сегодняшний день не предоставлено. А мы должны делать проектно-сметную документацию и разрабатывать инвестиционную программу с привязкой к ним. После этого они должны быть внесены в территориальную схему [обращения с отходами], которую, в свою очередь, необходимо утвердить. Сейчас только рассматривается внесение изменений в территориальную схему».

Тем не менее компания планирует открыть в Иркутске два ресайклинг-центра, которые производили бы перегрузку и сортировку крупногабаритного мусора, а также принимали бы на переработку стройматериалы, шины, ртутные лампы, батарейки и всё прочее, что не относится к твёрдым коммунальным отходам. Инвестиции в этом случае придётся закладывать в тариф, но Мищенко полагает, что прибавка будет незначительной – её компенсирует уменьшение объёма отходов, которые размещаются на полигонах.

Но это дело будущего. Пока же местные власти пытаются найти компромиссный подход к расчёту платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Поэтому администрация Иркутска предлагает взимать её с жильцов многоквартирных зданий, исходя из площади, а с владельцев частных домов – по количеству проживающих. Такой подход поддержали и депутаты Думы города. Соответствующее предложение направлено в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Председатель Думы Иркутска Дмитрий Ружников подчеркнул, что ведомство готово работать с дифференцированной схемой начисления платы за обращение с ТКО. «Решения о формировании тарифа ждут до 1 декабря, – сообщил он. – И ещё для информации: после того как Братск перешёл на норматив с человека, плата по многоквартирным домам выросла на 12%». По этой причине депутаты и настаивают на дифференциации. «Идеальным выходом, конечно, будет комбинированный подход, при котором жители сами выбирают схему оплаты либо переход на факт, – заключил Александр Сафронов. – Но сейчас, по крайней мере, мы решим вопрос с индивидуальными домами».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры