Чугунный «блин» комом
Охотники за металлом попали на скамью подсудимых
Тщедушный, в латаных портках – таким Чехов нарисовал мужичка, отвинтившего гайку на рельсовых путях, чтобы приладить её в виде грузила на удочку. Современным злоумышленникам детали инженерных сетей нужны исключительно для того, чтобы выручить за них, в принципе, невеликие деньги в пункте приёма металлов.
И ни о каком тщедушии вора речь не идёт. Как правило, это молодые, упитанные парни, разъезжающие на машинах, пусть даже и родительских. Иначе не получится оттащить подальше с места преступления даже одну чугунную крышку от люка весом 50 килограммов, а потом ещё и разделить её на куски, чтобы равнодушные приёмщики взяли лом без вопросов. Таких не пугает «воровская» статья 158 УК РФ с наказанием до двух лет лишения свободы. И абсолютно отсутствуют у них угрызения совести из-за того, что в зияющий люк могут провалиться ребёнок или взрослый, влететь колесом автомобиль. Идя на преступление, они верят, что их не поймают. И ошибаются. Полицейские всё чаще раскрывают такие кражи по горячим следам. Вот три уголовных дела из практики Ангарского городского суда.
«Продырявили» целую улицу
Заводилой в этом преступлении стал Александр Кривов (здесь и далее фамилии изменены) 2000 года рождения. Несмотря на молодой возраст, он уже был судим за нарушение правил дорожного движения с причинением тяжкого вреда здоровью человека. Но рабочие будни в колонии-поселении мозги ему не вправили, и он решил разжиться деньгами, которые, как ему казалось, «лежали под ногами» в так называемом свободном доступе. Надо было только проявить необходимую сноровку.
Вначале Кривов решил уволочь на металлолом обыкновенную рельсу с ветки подъездных путей одного из предприятий. Глухой ночью разрезал её с помощью газосварочного оборудования (сколько хлопот для такой кражи). Вдобавок прихватил крепёж: костыли, болты, гайки и шайбы. Металл потянул почти на 300 килограммов. Предприятию был нанесён материальный ущерб почти на 25 тысяч рублей.
Успех операции вдохновил Кривова на дальнейшие действия. Помощников по тасканию тяжестей он нашёл быстро. В преступную группу вошёл его ровесник Павел Сухов, сварщик по профессии. Заинтересовали «выгодным» делом и Романа Рудакова, состоявшего на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Разработчик операции подбил его на преступление, даже не задумываясь о том, что парень был ещё школьником. На сей раз воры решили поживиться чугунными крышками от колодезных люков на улице Александра Матросова в Ангарске. Предварительно узнали, что камер видеонаблюдения там нет. Это же почти прогулка, можно сказать, приключение. Орудовали монтировкой апрельской ночью этого года. Сухов сидел в автомобиле отца и следил за обстановкой. Выкатили на обочину 21 тяжеленную крышку, но за один раз увезти всё не удалось. Пришлось возвращаться. Подельники спешили, ведь уже утром им хотелось получить первый куш. Но сначала ворованные крышки нужно было превратить в лом. Чугун – материал хрупкий. Успели разбить несколько «блинов» – и тут же сдали в пункт приёма металлов в микрорайоне Китой. Первоначальный навар составил всего 1500 рублей.
А в это время внезапно появившиеся опасные дыры в земле обходили взрослые и дети, подсчитывали убытки МУП «Ангарский водоканал», ПАО «Иркутскэнерго», МО «Ангарский городской округ». Общая сумма похищенного составила свыше 120 тысяч рублей. Увы, «люковое горе» для города – картина нередкая. Хозяйственники пробовали заменять чугунные крышки пластиковыми, ставили крепления шарнирного типа. Но легковесный материал плохо подходил для таких целей. Куда более действенным способом решения проблемы были успехи полиции в поимке очередного охотника за уличным добром. Или группы, как в этом случае. Расчёт оперативников, что первым делом нужно наведаться к приёмщикам металла, оказался верным. Хорошо, что воры не успели разбить все крышки, несколько уцелевших вернулись на свои места.
По приговору суда Кривов получил 2 года 10 месяцев колонии-поселения. Сухов и Рудаков отделались условными сроками. И всем им придётся возмещать организациям стоимость краденого. За несовершеннолетнего это обязаны сделать родители.
У меня же дети…
Примерно таким же способом решил улучшить своё материальное положение отец двоих детей 30-летий ранее не судимый Андрей Анохин. Заработок у него был, но, видимо, ему показалось мало. На охоту Анохин вышел поздним августовским вечером. Его привлекли решётки на дождеприёмных колодцах. Поднатуживался и относил их в кусты. Всего таким образом похитил 11 штук на сумму свыше 91 тысячи рублей. Материальный ущерб понесла администрация Ангарского городского округа. Мысль о том, что в зияющий колодец, не всегда заметный из-за сильного дождя, может попасть прохожий, его, по-видимому, не посещала. А ведь видел, наверное, по телевидению трагические кадры, когда в открытую «ливнёвку» упал мальчик и его не удалось спасти.
Свою охоту за металлом в «свободном доступе» Анохин решил продолжить с помощником. На сей раз было выбрано имущество ПАО «Иркутскэнерго» – обшивка трубопровода ТЭЦ-9, та самая, которая защищает теплоноситель от внешних воздействий и низких температур. Злоумышленникам удалось снять 42 металлических листа весом 320 килограммов на сумму 110 тысяч рублей. Но в металлолом эти листы попасть не успели, полиция и тут сработала оперативно.
На суде Анохин каялся и напоминал, какой он хороший отец. Наказание по статье 158 УК РФ – полтора года исправительных работ с урезанием из зарплаты пяти процентов заработка в доход государства – назначено ему условно. А вот нанесённый ущерб вору возместить придётся полностью. Испытательный срок покажет, насколько он усвоил уроки.
Страсти по кабелю
Фигуранты следующего уголовного дела, тоже отцы семейств, попытались достичь финансового благополучия посредством хищения кабеля. Николай Ухарев и Никита Бродов были уверены, что он находился в нерабочем состоянии, просто закопан, как мусор, вблизи Ангарского электролизного химического комбината. На дело мужики собрались в мае нынешнего года, прихватив с собой лопаты и топор. Чтобы выкопать 12 метров кабеля, пришлось основательно потрудиться, поскольку «свинцовая жила» залегала на глубине 60 сантиметров. Для удобства транспортировки воры порубили добычу весом 47 килограммов на шесть кусков. Вот тут-то их и схватили охранники предприятия. Сразу была вызвана полиция.
Оказывается, магистральный кабель связи, хотя и старого образца, был действующий, оборудован сигнализацией. При его повреждении сигнал сразу поступил на вахту. В результате попытки хищения была нарушена система связи предприятия. Поэтому наивные объяснения мужиков приняты не были, им пришлось отвечать по уголовной статье. Показания подсудимых о том, что они посчитали кабель «мусором», правда, почему-то аккуратно закопанным, суд воспринял как версию защиты, вызванную стремлением уменьшить свою вину. Впрочем, многое повторяется с чеховских времён, ведь злоумышленник в его рассказе тоже пытался объяснить следователю, для чего ему на рыбалке нужна гайка.
В ходе судебного разбирательства за свою судьбу больше переживал Ухарев, поскольку в прошлом уже имел судимость, связанную с незаконным оборотом наркотических средств. Он и сам сидел на наркотиках, к которым добавился алкоголь. Но и Бродов, впервые попавший на скамью подсудимых, с тревогой ожидал своей участи. Оба чистосердечно признались в порче подземных коммуникаций. Кстати, жёны подсудимых постарались охарактеризовать их как добрых, заботливых супругов. И медицинские справки оказались кстати: оба имели тяжёлые заболевания. Только логически сложно объяснить, как при таком явном нездоровье можно ударными темпами копать довольно глубокую траншею. Но, видать, жажда наживы для некоторых сильнее болячек.
По приговору городского суда Ухарев получил 12 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком полтора года. Наказание для Бродова на шесть месяцев короче. Была определена и судьба вещественных доказательств: неудачливые воры магистрального кабеля получили назад свои кроссовки, измазанные в глине, а вот лопаты и топор к ним не вернулись – были уничтожены как орудия преступления.