издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В ответе за братьев меньших

Муниципалитеты настаивают на изменении подхода в сфере обращения с безнадзорными животными

Деньги выделяются, а лучше не становится. Именно так можно охарактеризовать ситуацию с безнадзорными животными в регионе. Финансирования и приютов для четвероногих не хватает, нет контроля за отловом животных на должном уровне. Накануне проблему обсуждали в рамках муниципального часа на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Парламентарии намерены вернуться к этому вопросу в декабре. Что особенно актуально с учётом того, что с 1 января 2020 года будет действовать новое законодательство, накладывающее обязательства как на подрядчиков, занимающихся отловом, так и на владельцев животных. В случае отказа от животного или невозможности его дальнейшего содержания они обязаны передать его новому владельцу или в приют.

О ситуации в областном центре рассказал председатель Думы Иркутска Дмитрий Ружников. Он отметил, что с 2016 года стоимость субвенции на отлов, лечение, стерилизацию, содержание одной собаки не менялась. В данный момент она составляет 2500 рублей. В последние четыре года суммы субвенций хватает менее чем на шесть месяцев.

«Муниципалитет работает по заявкам, собаки ставятся в очередь и не отлавливаются. Нормы по количеству и норматив содержания необходимо пересчитывать», – уверен Ружников. Сейчас по закону животное должно находиться в приюте в течение месяца, после чего оно возвращается на место отлова. При этом приютов в Иркутской области не хватает – их всего три.

Есть и проблемы с контролем качества услуг, оказываемых предпринимателями, выигравшими тендер. «Были зафиксированы случаи, когда собаки были пойманы в одном районе, затем специалисты по другой заявке поехали в другой район и там их отпустили, – рассказал Дмитрий Ружников. – Необходимо менять законодательную базу, приводить её в соответствие с существующими реалиями. Часто подрядчики вольно трактуют нормы закона, поэтому вести с ними переговоры бывает затруднительно».

Дмитрий Ружников предложил создать на уровне правительства профильную службу, которая возьмёт данный вопрос на себя. Таким образом, можно будет говорить о прямом контроле расходования средств, качества оказываемых услуг и о точных цифрах – сколько животных находится на улице. «Сейчас же качественного улучшения ситуации нет. Количество бездомных собак не уменьшается. А сам вопрос уже просто «перегорел», – отметил спикер Думы Иркутска.

Руководитель Службы ветеринарии Иркутской области Борис Балыбердин сообщил, что со следующего года норматив на отлов и содержание одного животного будет увеличен до 3,6 тыс. рублей. По данным мониторинга, сейчас размер субвенции на одно животное в Красноярском крае составляет 2400 рублей, в Новосибирской области – 2900, в Республике Алтай – 2000 рублей. Однако, по мнению представителей муниципалитетов, суммы в 3600 рублей будет недостаточно. Особое внимание участники муниципального часа обратили на то, что сегодня Иркутская область не готова к реализации нового федерального закона об ответственном обращении с животными.

В частности, согласно новым требованиям, со следующего года запрещено усыплять животных, опасных для человека, и будет действовать обязательство по содержанию их в приютах бессрочно. При этом, как было отмечено, при принятии этих положений не было учтено отсутствие условий для содержания таких животных. Кроме того, в одной из статей федерального закона говорится, что подрядчики во время отлова животных должны снимать свои действия на видео, после поимки кошек и собак – их стерилизовать и вакцинировать, а после предусмотрен возврат на улицу, и эта процедура также должна быть зафиксирована на камеру. Это повлечёт за собой дополнительные расходы.

Председатель постоянной комиссии Думы Иркутска по социальной политике Виталий Матвийчук заметил, что реальная сумма, необходимая на отлов, вакцинацию, стерилизацию и содержание одного животного, составляет около 8 тыс. рублей. С таким мнением согласен директор иркутского питомника К-9 Вячеслав Славин. По его словам, в сумму 3600 рублей невозможно заложить работу видеооператора, который должен снимать отлов и выпуск собак, а также длительное содержание животных.

При этом он отметил, что питомник уже работал с заказчиками из Иркутской области, исходя из суммы 8000 рублей за одно животное. Так, в одном случае собак из отдалённых районов Иркутской области удалось транспортировать в Иркутск. В другом случае в Иркутском районе специалисты уже действовали по новым нормам законодательства – с услугами оператора и без выпуска животных. Говоря о самом законе, Вячеслав Славин отметил, что новая его редакция сделала более прозрачной работу подрядчиков, ставших победителями конкурса. Сделав практически невозможными «приписки».

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве областного парламента Роман Габов также констатировал, что назрела необходимость увеличения субсидий муниципальным образованиям на исполнение полномочий в данной сфере, очевиден недостаток должного контроля за ходом реализации закона. Пока же в регионе накоплен большой как отрицательный, так и положительный опыт.

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская напомнила, что в ряде муниципальных образований – это касается северных и отдалённых территорий – вообще нет условий для исполнения полномочий по отлову животных. Ведь для этого собак необходимо будет доставлять самолётом в Иркутск, так как в муниципальных образованиях нет ни приютов для их содержания, ни подрядных организаций для отлова. Её поддержал депутат Заксобрания от северных территорий Иркутской области Николай Труфанов, отметив необходимость выработки точечных решений для таких территорий.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова рассказала о большом количестве жалоб по этому вопросу от жителей Чунского района. «Люди не понимают, куда именно им обращаться с заявками на отлов агрессивных животных. В районной администрации отправляют в выигравшую тендер организацию, пока они приезжают, проходит время, всё, что должно было случиться, случилось, а животные убежали», – отметила она.

По мнению Натальи Дикусаровой, необходимо пошагово разобрать существующую схему. Начиная с того, как забирают животное, и заканчивая тем, куда и как оно попадает. «Ведь мы говорим о важном – о судьбах животных, о контроле, о средствах, выделяемых из бюджета. Нам скоро принимать бюджет, а я уже устала «спотыкаться» об эту тему! – эмоционально высказалась депутат. – В течение четырёх недель мне звонят из подтопленных территорий и просят разобраться с этими животными. Сколько я могу сама этой темой заниматься? Посёлок Октябрьский – постоянно жалобы, денег нет, решения нет». На что Борис Балыбердин ответил, что для данной территории из резервного фонда ЧС выделены средства на отлов, лечение, стерилизацию 50 животных.

Парламентарий Антон Романов не считает, что увеличение субвенции на одно животное сможет в корне изменить сложившуюся ситуацию. По его мнению, необходимо рассмотреть возможность привлечения общественности для осуществления контроля: «Животных должны забирать из приютов. Для этого надо менять форму работы. Например, водить туда экскурсии. Эти учреждения не должны быть закрытыми. Кроме того, ответственность для того, кто бросил собаку, должна быть жёсткой».

«Очевидно, что существующий подход в сфере обращения с безнадзорными животными не работает эффективно и требует кардинального пересмотра. И на сегодняшний день мы не увидели каких-то перспектив по решению обозначенных муниципальными образованиями проблем, – заметил спикер областного парламента Сергей Сокол, завершая обсуждение. – Участникам слушаний предлагается направить в Законодательное Собрание свои конкретные предложения, с учётом которых будет подготовлено постановление с рекомендациями областному правительству». Не исключено, что депутаты вернутся к рассмотрению этого вопроса на следующей сессии.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры