издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Лукавая интерпретация»

«Серый дом» объяснил учителям и врачам, какие у них большие зарплаты

«И вроде ложью это не назовёшь, а фальшью отдаёт» – так охарактеризовал данные областного правительства о зарплатах бюджетников вице-спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников. 23 октября на сессии ЗС состоялся правительственный час, посвящённый ситуации с оплатой труда в бюджетной сфере. Как оказалось, средняя зарплата бюджетника из кабинета чиновника кажется очень высокой. Средний врач, к примеру, получает не менее 76 тысяч рублей, а зарплаты учителей с 2014 года выросли на 24%. У депутатов же пачками лежат жалобы от медиков и педагогов, которые говорят: денег не хватает, оклады увеличиваются за счёт сокращения стимулирующих выплат. А проводимая «Серым домом» дифференциация зарплат привела к тому, что иногда уборщица и сторож получают больше, чем квалифицированный сотрудник. Региональное правительство от проблем устраняется. Минтруд заявил, что свою зарплату сотрудник должен отстаивать сам. А у минздрава и вовсе почти все жалобы медиков «не подтверждаются».

Отличные отчёты

Сегодня бюджетников 194 тыс. человек, 26% от среднесписочной численности работающих в Иркутской области. Средняя заработная плата в целом по экономике составляет 45,2 тыс. рублей (в среднем по России – 46,3 тыс.). Министр труда и занятости Наталья Воронцова заявила, что в 2014 году соотношение между зарплатой бюджетника и средней по экономике составляло 74%, сегодня – более 80%. В социальной сфере в 2014 году средняя зарплата была 24,4 тыс., сейчас – 36,1 тыс. рублей. «На сегодняшний день темпы роста заработной платы в бюджетной сфере на порядок выше темпов роста зарплаты в экономике. Зарплата в нашей области прирастает заработной платой в бюджете», – сказала министр. В 2018 году, со слов Воронцовой, все указы президента в отношении бюджетников были выполнены на 100% и даже с превышением за исключением «незначительного недостижения по среднему и младшему медицинскому персоналу». По реализации указов президента Иркутская область находится на третьем месте в СФО после Томской области и Красноярского края.

На 1 октября 2019 года в 39 муниципальных образованиях приняты акты о дифференциации зарплат в муниципальных учреждениях. По сведениям минтруда, у муниципальных бюджетников, подпавших под дифференциацию, зарплата выросла на 114%, в госучреждениях – на 111%. Со слов Натальи Воронцовой, по оперативным данным за первое полугодие 2019 года, 56 тыс. человек получили повышение зарплат в рамках дифференциации. В сфере образования рост средней зарплаты составил 8,3%, в культуре – 5,3%. Министр заявила, что в 2015 году средняя зарплата была 32,7 тыс. рублей, темпы роста к 2019 году – 138%. Общий объём фонда оплаты труда учреждений социальной сферы вырос с 2015 года на 141%.

Казалось бы, средняя зарплата бюджетника растёт, откуда же у депутатов многочисленные жалобы от врачей и учителей? Одни жалуются, что стали получать меньше, чем уборщица, другие – на увеличение оклада и ликвидацию всех стимулирующих. У многих зарплата не только не увеличилась, но даже уменьшилась после проведённых манипуляций со стороны «Серого дома».

Разбирайтесь самостоятельно

Депутат Ольга Безродных показала стопку жалоб: люди пишут народным избранникам практически изо всех муниципалитетов. «Замечательно, хорошо, что механизм дифференциации введён в Иркутской области, и это более справедливое распределение зарплаты», – сказала Безродных. Однако, как отметила она, с введением дифференциации совершенно исчезла для педагогов и до мизера сократилась для медиков стимулирующая составляющая зарплаты. В некоторых муниципалитетах стимулирующие вообще не платят, потому что фонда зарплат нет, а среднецелевой показатель достигается за счёт нагрузки педагогов. «Нагрузка педагогов зашкаливающая – в среднем по муниципалитету она может быть 1,4–1,5 ставки, а у тех, кто ведёт основные предметы, попадающие на госаттестацию, – 2–2,5 ставки», – сказала депутат. Психологи, библиотекари и прочие получают зарплату на минимальном уровне, а именно 18 048 рублей, это МРОТ с учётом районного коэффициента и надбавок. У молодых специалистов даже с доплатой 20% зарплата составляет чуть более 13 тысяч рублей, стимулирующими надбавками доводят её до минимального уровня зарплаты. «А фонд оплаты труда один, тем самым ущемляются интересы педагогов-стажистов, которые работают с большой нагрузкой, – говорит Ольга Безродных. – Они стимулирующие выплаты недополучают». Размеры заработных плат не равноценны объёмам выполняемой работы. Один молодой специалист работает на ставку 18 часов, получает свои 18 тысяч рублей. Другой ведёт нагрузку 28 часов, и начисления его составляют 20 тысяч рублей». Аналогичная ситуация у врачей, которые в отдельных учреждениях работают на 1,6–1,9 ставки, и у них значительно сократились стимулирующие выплаты, сообщила депутат.

«С весны 2019 года стимулирующие выплаты уменьшились в среднем на 5 тысяч рублей. И повышение оклада привело к тому, что наши заработные платы не только не увеличились, но и заметно упали. Санитарки получают больше медсестёр, процент оплаты за вредность понизился с 25% до 4%. При этом объём работ не изменился», – процитировала Ольга Безродных письмо медиков отделения для больных с нарушениями мозгового кровообращения одной из больниц региона. «Наша заработная плата тает, словно снег, с каждым месяцем, вынуждены работать на 2-3 смены без отдыха, медсёстры работают на 1,5–2 ставки. Стимулирующие снизились и составляют теперь минимум 600 рублей в месяц, максимум – 1,8 тыс. рублей…» – пишет коллектив приёмного отделения другой больницы. Депутат заметила, что единовременные выплаты к праздникам, которые были широко разрекламированы пресс-службой «Серого дома», на деле получили далеко не все работники медицины и педагоги, поскольку отдельные категории не попали в список, например библиотекари школ или логопеды, работающие с больными, перенёсшими инсульт, методисты, помощники воспитателей в муниципальных школах-садах.

Ответ главы регионального минтруда Натальи Воронцовой удивил не только депутатов, но и представителей профсоюзов. Оказалось, руководителям учреждений даны все права на установку размера зарплат, и минтруд, со слов Воронцовой, на это повлиять не может. «Действующим трудовым законодательством предусмотрено, что гражданин должен защищать свои права сам», – заметила министр. Минтруд никого к ответственности привлечь не может, люди должны разбираться со своим директором сами.

Министр здравоохранения Олег Ярошенко заявил, что по итогам 2018 года средняя заработная плата врачей составила 76 500 рублей, младшего и среднего медперсонала – порядка 38 тыс. рублей. «В соответствии с решением межведомственной федеральной комиссии мы должны поэтапно приближаться к такой структуре заработной платы, где окладная часть будет составлять до 55%, – заявил он. – Мы начали эту работу с 28%, сегодня она составляет 34%, в январе 2020 года окладная часть будет составлять 42%. При этом из года в год общая средняя заработная плата не уменьшается, она увеличивается».

«У нас, как и в здравоохранении, все показатели выдержаны, – заявила и замминистра образования Иркутской области Татьяна Николашкина. – В 2013–2018 годах рост средней зарплаты составил по педагогам дошкольного образования 50%, или 10,9 тысячи рублей, дополнительного образования – 68%, или 15,4 тысячи рублей, учителя – 24%, 7,1 тысячи рублей». Татьяна Николашкина предположила, что учителя сами берут на себя допнагрузку, потому что педагогов не хватает, и вообще – это проблема общероссийская. Как и Олег Ярошенко, Николашкина заявила, что министерство просто выполняет требование Федерации: базовую часть, оклад педагога, приблизить к 70%, а стимулирующие – к 30%. «Мы до принятия постановления министерством труда разработали свой нормативно-правовой акт, в котором исходили из увеличения оклада, при этом не наращивая объёмы заработной платы. То есть мы увеличили оклады, тем самым снизили стимулирующую часть», – сказала она. На вопрос, как быть с перекосами выплат, Татьяна Николашкина заявила: «Мы думаем, работа ведётся».

«Нам сказать, что они придумали всё?»

Депутат Галина Кудрявцева вернула обсуждение к вопросу доплат учителям до уровня МРОТ. «В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса наша заработная плата состоит из трёх составляющих: основная зарплата, компенсационные и стимулирующий фонд, – сказала депутат. – Сегодня доплата до МРОТ продолжается даже с учётом роста оклада младшего обслуживающего персонала, и это достаточно ощутимая сумма. Эта доплата всё-таки наверняка является гарантированной компенсационной выплатой, а мы её доплачиваем из стимулирующего фонда. За счёт доплаты до МРОТ стимулирующий фонд и уходит совершенно на другие цели».

Наталья Воронцова заявила, что трудовое законодательство не предусмотрело дополнительные средства на выплату разницы между окладом и МРОТ. Минтруд, с её слов, не имеет права указывать учреждениям, каким способом доводить доплату до МРОТ. Кроме того, фонд обслуживающего состава должен быть разделён с фондом преподавательского, и на стимулирующие учителей это не должно влиять. Галина Кудрявцева также заметила, что у сельских педагогов, в частности в Иркутском районе, очень большая нагрузка, они получают среднюю зарплату, но при этом 25% сельских выплат растворяются. Но, видимо, и в этом случае педагоги должны разбираться сами с директорами школ.

Глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова поинтересовалась, какое решение правительство Иркутской области приняло в связи с тем, что в системе здравоохранения региона недостаёт 106 млн рублей на заработную плату. Олег Ярошенко заявил, что расчёты отработаны и направлены в минфин. «Мы работаем, работа не закончена, я думаю, что мы найдём компромисс без ущерба для работников медорганизаций», – сказал он.

Депутат Артём Лобков заявил, что огромное количество корреспонденции от школ, детсадов, отдельных педагогов, врачей и медучреждений говорит о том, что это не проблема какой-то одной больницы или школы, а системный коллапс. «Зарплата медиков, в частности среднего медперсонала, не соответствует тем декларативным сообщениям, которые идут, – сказал он. – В последний год обращения связаны с тем, что оклады повысились, а заработная плата осталась на том же уровне либо изменилась незначительно. А все доплаты, ночные были снижены». Артём Лобков сообщил, что у него есть обращение из Усть-Илимской городской больницы, к которому работники приложили свои расчётки. Оказалось, что реальная сумма на одну ставку в два раза ниже, чем предусмотрено законодательством. А разница в оплате труда уборщицы и квалифицированного работника, медсестры – всего 500 рублей. «Медсёстры обращаются к нам и сообщают: заработные платы сравнялись с зарплатами технического персонала, – говорит Артём Лобков. – И они за эту зарплату не хотят работать и увольняются. За 3 месяца из организации ушло 15 медицинских работников». Депутат призвал правительство Иркутской области сформировать бюджет таким образом, чтобы люди смогли получать достойную зарплату.

Олег Ярошенко в ответ в очередной раз начал сыпать «объективными цифрами», которые, с его слов, одобрили Росстат и Минздрав РФ. По его словам, зарплата врачей с 2013 года выросла в 1,7 раза (с 45,7 тыс. рублей в 2013 году до 77,3 тыс. на первое полугодие 2019). Средний персонал получал 6 лет назад 23 тыс. рублей, сейчас – 39,3 тыс. рублей. У младшего персонала средняя зарплата выросла в 2,6 раза (с 14,9 тыс. рублей до 38,6 тыс. рублей). Депутат Виталий Перетолчин заявил, что не совсем удовлетворён ответом министра. «Что нам отвечать-то в итоге работникам медучреждений Усть-Илимска? – сказал он, поскольку Усть-Илимск входит в его округ. – Нам сказать, что они придумали всё? Вы не согласны, получается, с их позицией? Или мы, может быть, заставляем писать эти жалобы в Законодательное Собрание?» Олег Ярошенко сообщил, что министерство неоднократно направляло ответы на запросы от граждан, запросы комитета по соцзащите ЗС. Сотрудники минздрава выезжали на место… И ничего не находили. «Ещё раз поясняю, основная часть жалоб являются неподтверждёнными», – заявил он.

«Откуда берутся доблестные доклады?»

Слово взяла председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза работников образования и науки Валентина Федосеева. «Майские указы президента реализуются у нас за счёт интенсивности труда педагогических работников,– сказала она. – Например, в Иркутском районе не были приняты решения о дифференциации зарплаты до сентября. Зарплата учителей физкультуры, имеющих стаж 7 лет, за май составляет 18 048 рублей, за сентябрь – 18 228 рублей. Эта проблема у нас сохраняется, что бы ни говорили данные Росстата о росте средней зарплаты. То, что получают на руки работники, и то, что заявляется в отчётах, – эти цифры разнятся. Есть перекосы и нарушения Трудового кодекса в размере заработной платы в зависимости от квалификации. Сельский библиотекарь в одной из школ имел ставку до сентября 5847 рублей, учитель – 6578 рублей. У учителя ставка осталась такой же с сентября, а оклад библиотекаря увеличился, и теперь он получает 8619 рублей». Валентина Федосеева сообщила, что ещё в 14 муниципалитетах, по информации профсоюзов, размеры ставок остались на уровне 2013 года.

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская продемонстрировала на слайде зарплаты водителя и уборщицы в исполнительном органе одного среднестатистического поселения Иркутской области – 21 и 22 тыс. рублей, при этом зарплата ведущего специалиста – 21 тыс. рублей. «Сколько полномочий у уборщицы и сколько у специалиста? – спросила Масловская. – У меня вопрос к правительству: до какого периода времени это издевательство будет продолжаться? Нам сейчас скажут: «Органы местного самоуправления сами могут принимать решения, они самостоятельны». Неправда! Они могут принять решение, но они принесут в министерство финансов на согласование решение Думы, и министерство финансов либо выкатит им штраф, либо остановит им финансовую помощь. Точка».

– У нас лукавая интерпретация результатов уже традиционно стала официальным почерком всех отчётов, докладов как губернатора Иркутской области, так и правительства, и опустилось всё это уже до уровня министерств, – сказал вице-спикер Александр Ведерников. – И вроде ложью это не назовёшь, а фальшью отдаёт. Указ президента, к выполнению которого мы так стремимся, говоря о «незначительных недостижениях», не устанавливает фиксированные цифры. Всё исходит из среднего по экономике. А дьявол в мелочах и кроется. 39,5 тысячи – это оценка средней зарплаты по экономике Иркутской области, сделанная Минэкономразвития России. К этому показателю указ президента предписывает подтянуть бюджетников. 38,824 рубля – это тот уровень, который установил минэконом Иркутской области и который попал в распоряжение председателя правительства региона. Ещё ниже уровень, который заложен в бюджете, внесённом губернатором. Если прикидывать к тому, сколько денежных средств не заложено в бюджет, то даже до распоряжения иркутского председателя правительства не заложено 900 миллионов рублей, а если ориентироваться на данные Минэкономразвития РФ, то не заложен плюсом ещё один миллиард. И откуда возьмутся деньги на бюджетников? На областные учреждения в общем объёме бюджетных ассигнований было заложено 3,5%. Откуда у нас появляются эти триумфальные 15–20%? В 2019 году – 8,3%. Ну откуда берутся все эти доблестные доклады? И получается, что в окладах мы добавляем темпы роста кратные, а в целом люди ничего не ощущают в своих семейных бюджетах. Это и становится опасным почерком, когда мы такой важный вопрос, как зарплата бюджетников, обсуждаем в каком-то «красном тумане». Если бы в бюджете были заложены сейчас эти ассигнования, то каждый бюджетник ощутил бы в своём кармане плюс 13–15% роста. Но он его не ощущает.

По словам Натальи Дикусаровой, контроль за суммами, которые закладываются в бюджет, затруднён. «Ежегодно в бюджет закладывается значительная сумма на зарплаты бюджетников, но мы можем увидеть, как она распределяется, только по факту исполнения финансового года, – цитирует главу бюджетного комитета пресс-служба ЗС. – Согласно многочисленным обращениям, поступающим в Заксобрание, и мониторингу, проведённому депутатами, недофинансирование заработной платы работников бюджетной сферы составляет без малого 2 миллиарда рублей».

По итогам заседания Законодательное Собрание приняло постановление, в котором рекомендовало правительству при подготовке проекта закона об областном бюджете предусмотреть в полном объёме бюджетные ассигнования для дифференциации заработной платы, провести дифференциацию зарплаты работников, которые попали под действие майских указов президента РФ. Депутаты считают, что зарплата должна зависеть от интенсивности труда. Правительство с мэрами и Ассоциацией муниципальных образований должно проработать вопрос о возможном внедрении базовых окладов и ставок по отраслям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры