Зима приходит на дороги
Как подготовились к холодам службы, ответственные за городские улицы и загородные трассы
Снег в Приангарье ещё не выпал, но дорожные службы к зиме уже готовы. Техника прошла проверку, запасы реагентов заготовлены. Это касается федеральных трасс, региональных дорог и улиц Иркутска. Говоря так, специалисты всё же признают, что без проблем их работа не обходится. Где-то они обусловлены рельефом местности и особенностями погоды, где-то – интенсивностью движения и нехваткой техники. На готовности к зиме сказываются и последствия летних паводков, которые приходится устранять до сих пор.
В день, когда выйдет этот номер газеты, начнётся зима. По крайней мере, для тех, кто следит за состоянием дорог в Иркутской области. Ответственные за это службы с 15 октября переходят на зимний режим работы. Это значит, что техника и люди начнут дежурить круглосуточно. «Если вы посмотрите архив снимков с наших камер, то увидите, что перевалы уже в снегу, – сообщает начальник управления эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктор Цишковский. – Такая же ситуация в Нижнеилимском и Усть-Кутском районах, на обходе Усть-Кута. Понятно, что это первый снег, который уже растаял. Но, поскольку он уже выпал, у нас есть первые бригады и экипажи машин, которые вышли на работу в круглосуточном режиме. Не то чтобы они сейчас пригодились, однако уже готовы к работе».
Сочи со снегом
В ведении управления находится 1560 км дорог – участки федеральных трасс «Сибирь» (Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск), «Байкал» (Иркутск – Улан-Удэ – Чита) и «Вилюй» (Тулун – Братск – Усть-Кут – Мирный – Якутск). За обстановкой на них следят 53 автоматические метеостанции и 113 камер видеонаблюдения. На «Байкале», к примеру, последние расставлены с интервалом в 9 км. На участке «Сибири» от границы Красноярского края до Иркутска камеры встречаются примерно через каждые 17 км, на «Вилюе» – через 25 км. Они снимают видео в потоковом режиме, однако для оценки дорожной обстановки специалисты пользуются фотографиями, сделанными с определённой периодичностью: каждый час летом и с интервалом от 5 до 30 минут зимой. Само собой, учитывают они и метеорологические условия, которые фиксируют автоматические станции.
Упрдор «Прибайкалье» располагает 220 эксплуатационными машинами. Плюс дежурные легковушки, которые в обязательном порядке дважды в сутки объезжают вверенные им отрезки трасс. К предстоящей зиме дорожники уже заготовили около 80% необходимых инертных материалов, в том числе более 2,5 тыс. тонн соли и более 35 тыс. кубометров отсева. Больше всего проблем по части эксплуатации дорожники традиционно ожидают от участка федеральной автодороги «Байкал» от Иркутска до Култука. «Там перепад высот более 500 метров, – объясняет Цишковский. – Грубо говоря, как от Сочи до Красной поляны, так у нас от Чистых Ключей до перевала на 89-м километре трасcы. Самый тяжёлый период длится до конца декабря, пока не встал Байкал – высокая влажность, большое количество осадков. Дорога проходит по горной местности и с двух сторон зажата лесом, так что снег не выметается и не выдувается. У нас есть норматив по численности дорожно-эксплуатационной техники, которая должна работать на автотрассах. Её фактическое количество на этом участке «Байкала» в полтора раза выше».
Ситуацию осложняют не только рельеф местности и особенности погоды, которые диктует география. По федеральной трассе постоянно ездят дальнобойщики из западных регионов России, часть из которых не осведомлена о переменчивых местных дорожных условиях и потому не подготовлена к ним должным образом. «Чаще всего это почему-то фуры с номерами Татарстана, – констатирует представитель «Прибайкалья». – Мало того что водитель сидит за рулём в тапочках и шортах, так он заезжает на перевал с перепадом 500 метров, где идёт снегопад, и не представляет, что делать. Один-два-три таких – и дорога встала. Мы готовы её расчистить и пропустить поток, но, когда три ряда стоят лоб в лоб, начинаются проблемы».
Рельеф местности, по которой проложен «Вилюй», не такой сложный. Однако есть другие опасные факторы – большие расстояния между населёнными пунктами и значительно более суровые морозы. Любая поломка, из-за которой водитель вынужден остановиться на обочине, без преувеличения, таит смертельную опасность. Особенно для тех, кто не готов к превратностям сибирской зимы. «Были прецеденты, когда подрядчик по десять раз возил, отогревал и оставлял с ночёвкой человека, пока он не отремонтировал машину, – рассказывает Цишковский. – Звонят собственнику груза или собственнику автомобиля, а тот говорит, что это проблемы водителя, которые ему безразличны. И человек стоит на трассе под Усть-Кутом без денег, а на улице минус 45. Поэтому, конечно, мы никого не оставим замерзать. В крайнем случае отбуксируем до места стоянки, где можно погреться и провести ремонт».
Дело техники
Те, кто отвечает за региональные дороги, сталкиваются с похожими проблемами на трассе от Братска до Усть-Илимска. «Туда идёт много неподготовленной техники из европейской части России, – говорит начальник отдела по содержанию автодорог ОГКУ «Дирекция автодорог Иркутской области» Пётр Демидов. – Они загружаются лесом и встают на всех подъёмах. Мои сотрудники даже подготовили в ГИБДД предложение на границе Братска останавливать «европейские» машины на летней резине». Тем не менее за сравнительно малоснежную прошлую зиму дорогу перекрывали всего два раза – и то на несколько часов. Однако на неё обращают повышенное внимание, равно как и на Байкальский тракт и трассу от Иркутска до Усть-Ордынского. В последних двух случаях этому способствует очень высокая интенсивность движения – малейшая задержка с уборкой снега вызывает пробки.
Дирекция в общей сложности управляет примерно 12,5 тыс. км дорог, в том числе автозимниками протяжённостью 561 км. Часть трасс до сих пор восстанавливают после паводков, прошедших в Иркутской области в июне-июле. «Часть автомобилей, которые мы используем в качестве комбинированных дорожных машин, продолжают работать на данных участках, – отмечает Демидов. – Соответственно, на начальном этапе у нас могут быть проблемы с оперативностью выполнения работ. Кроме того, наше финансирование не позволяет полностью обеспечить подрядчика техникой». Тем не менее запасено необходимое количество песчано-гравийной смеси, соли и соляных растворов. И в компании планируют закупить 10–15 машин. Они будут задействованы там, где есть необходимость.
На тротуары не хватает
Муниципальное предприятие «Иркутскавтодор» нашло ещё один выход из положения – капитально отремонтировали три уборочные машины Scandia и два грейдера. «Хотелось бы сказать о том, что не хватает техники для уборки тротуаров, – делится с журналистами главный инженер предприятия Андрей Пономарёв. – У нас семь машин, которые ходят по городу. Мы также применяем ручную и механизированную уборку, проводим и противогололёдную обработку. Но всё-таки будем ещё раз выходить на администрацию города с предложением закупить дополнительную тротуароуборочную технику и комбинированные дорожные машины». Последних, к слову, в парке предприятия насчитывается 55 штук. Всего в нём 111 единиц техники. Используется она и на правом берегу Ангары, и в левобережной части города, протяжённость дорог в котором составляет около 500 км.
Имеющееся оборудование уже прошло комплексную проверку, подтвердившую его готовность к предстоящей зиме. Подготовлен запас инертных материалов на октябрь и ноябрь. Это 12 тыс. тон отсева и песка, более 1,5 тыс. тонн жидких рассолов и около 600 тонн соли. В Гидрометцентре России тем временем ожидают, что в октябре на юге Иркутской области выпадет месячная норма осадков. Относительно точно предугадать количество снега зимой возможным не представляется, однако синоптики предполагают, что ноябрь, декабрь и январь окажутся немного теплее, чем обычно, а февраль и март порадуют значительно более высокими температурами. При этом, правда, они уточняют, что вероятностные прогнозы температурного режима на отопительный период за последние 19 лет оправдывались на 58–81%.