Дорожный знак судьбы
В ДТП на перекрёстке свою роковую роль сыграла тополиная крона
Было время, когда газетный заголовок «Не рубите головы тополям» дал импульс движению защитников природы, выступавших против калечащей обрезки деревьев. Но эта история о другом – о том, как разросшиеся ветки тополя помешали водителю увидеть два важных для него знака: «Конец главной дороги» и «Движение без остановки запрещено». Как известно, первый знак устанавливается в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной, а второй даёт водителю указание снизить скорость и остановиться у края пересечения проезжей части. Это приоритетные знаки, которые способны спасти жизнь.
Дорожно-транспортное происшествие, о котором идёт речь, случилось в Ангарске на перекрёстке улиц Октябрьской и Кирова. Столкнулись два «Форда». Виновник произошедшего Валерий Попов (фамилия изменена) как раз и не увидел эти знаки, скрывавшиеся за тополиной кроной, и, значит, не смог выполнить их требование: уступить дорогу транспортному средству на пересекаемой проезжей части. Хорошо, что в этом ДТП пострадало только железо, а не люди. Такие столкновения на перекрёстках, когда водитель уверен, что едет по главной, а на самом деле это не так, часто заканчиваются гораздо драматичнее.
Как человек дотошный и въедливый, Попов не собирался сдаваться и покорно признавать свою вину в случившемся. По совету знающих людей он обратился в суд с иском к администрации Ангарского городского округа о возмещении понесённого ущерба. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля (бампер, фары, капот) с учётом его износа определили эксперты: без малого 50 тысяч рублей. И хотя это были не такие уж большие деньги, досконально разобраться в этом ДТП стало делом принципа.
Суд установил, что истец вправе требовать возмещение вреда, причинённого его транспортному средству, от администрации Ангарского городского округа. В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация как раз и наделена полномочиями по обеспечению дорожной деятельности и безопасности движения. Довод о том, что надлежащим ответчиком по этому гражданскому делу является Управление по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи, суд в данном случае не принимает, поскольку это казённое учреждение входит в структуру администрации. По логике вещей, делегирование полномочий не снимает с руководящей организации контрольных функций.
Ответчик утверждал, что причиной ДТП явилось несоблюдение водителем дистанции и скоростного режима, а вовсе не плохая видимость знаков. Но в этом гражданском деле есть фотоматериалы, сделанные как раз в день ДТП, из которых видно, что указанные знаки расположены за кроной дерева, листья действительно мешали водителю их прочитать. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании. Ответчик постарался ещё заострить внимание на том, что истец признал свою вину в совершении административного правонарушения. Но суд не придал этому основополагающего значения, резонно рассудив, что «такое признание явилось следствием нечитаемости знаков».
Решение по этому гражданскому делу Ангарский городской суд вынес в пользу истца. Администрация округа должна возместить Попову затраты на восстановительный ремонт автомобиля вместе с утраченной товарной стоимостью в сумме свыше 50 тысяч рублей, компенсировать затраты на проведённую экспертизу – ещё 7 тысяч рублей – и судебные расходы по оплате государственной пошлины. Вот так принципиальный водитель смог добиться справедливости в непростой для себя ситуации.