издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Тулунский офшор»

Губернатор заподозрил крупный бизнес в жажде наживы на пострадавших при наводнении

Жители пострадавших районов получат освобождение от транспортного налога за 2018 и 2019 годы, организации – за 2019 год, а предприятия – льготу по налогу на имущество за 2019 год. Людей ждут компенсации за урожай, погибших животных. У детей появится двухразовое питание, а платёжки за электричество с 27 июня по 30 сентября в почтовые ящики не придут – платить не нужно. Такие депутатские законы были приняты на сессии 18 сентября. Они должны были увидеть свет два месяца назад, но тогда фракция КПРФ с подачи губернатора сняла с сессии все законопроекты. 60 дней все ждали, учтёт ли губернатор в своих указах какие-то из предложений депутатов, но не дождались. Наконец «Серый дом» родил альтернативные законопроекты, предлагавшие существенно урезать объёмы помощи пострадавшим. Сессия их отклонила.

Напомним, с внеочередной сессии 24 июля был снят ряд депутатских законопроектов, направленных на помощь пострадавшим от наводнения летом 2019 года. Вернуться к их рассмотрению получились только два месяца спустя, поскольку губернатор внёс альтернативные законопроекты, а в этом случае проекты рассматриваются только в паре. Сергей Левченко тянул два месяца, чтобы по их окончании представить проекты законов, которые преследовали единственную цель – сэкономить на пострадавших.

Первая пара законов касалась транспортного налога. Жителей подтопленных районов было предложено освободить от уплаты транспортного налога за 2018 и 2019 годы. Организациям такая льгота предоставлялась за 2019 год. Депутаты предлагали освободить от налога все организации, а губернатор – только субъекты малого и среднего предпринимательства, что сэкономило бы деньги бюджета. По итогам обсуждения был принят вариант депутатов.

«Они все перерегистрируются в Тулуне!»

Вторая партия дублирующих законов касалась налога на имущество. Как сообщила председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова, проект закона направлен на поддержку организаций всех форм собственности, которые находятся на территории населённых пунктов, пострадавших от паводка. Предлагается освободить их от уплаты налога на имущество за 2019 год. Перечень этих населённых пунктов будет определён по документам, предоставленным муниципалитетами, поскольку именно в них в полном объёме учтены пострадавшие сёла, города и деревни. И только в этих документах учтены те муниципалитеты, которые застала вторая волна паводка. «Мы посмотрели перечень тех организаций, что пострадали, сверили его с реестром малого и среднего предпринимательства и понимаем, что та формулировка, которая сегодня предложена депутатами ЗС, учтёт ущерб, который понесли все предприятия и организации», – сказала Наталья Дикусарова.

Губернаторский проект закона представляла заместитель министра экономического развития Марина Петрова. Она сообщила, что правительство предлагает освободить от уплаты налога на имущество за 2019 год только те организации, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имущество которых расположено на подтопленных территориях, обозначенных постановлением правительства Иркутской области. Выпадающие доходы от принятия губернаторского закона составили бы всего 4 млн рублей, подчеркнула министр, тогда как в случае принятия законопроекта депутатов прямые выпадающие доходы составят 144 млн рублей. Марина Петрова сослалась на циркулярное письмо Налоговой службы РФ от 24 мая 2019 года, которое гласит, что организации, имущество которых распложено в субъекте на территории нескольких муниципалитетов, могут отчитываться на той территории, где захотят. «Например, ВСЖД предоставляет декларацию по уплате налога на имущество в Иркутске, – сказала Марина Петрова. – Таких организаций, которые имеют имущество на территории разных муниципалитетов, в том числе и подтопленных, в Тулуне и Тулунском районе, Нижнеудинском районе, Тайшете и Чуне у нас достаточно много. Можно сказать, это и ВСЖД, и электрические сети ИЭСК, РУСАЛ, «Транснефть». У нас гипотетически есть вероятность того, что эти организации воспользуются данным правом и не будут уплачивать налог с учётом тех льгот, которые вводятся». Ранее на заседании комитета озвучивалась цифра, за которую опасались чиновники Левченко: они боялись потерять в «Тулунском офшоре» около 3 млрд рублей. На сессии эта странная цифра уже не звучала из уст чиновницы. Однако о ней напомнили депутаты.

– Подвергаю глубокому сомнению цифры, которые обозначены в докладе, – сказал депутат Александр Битаров. – По вашему варианту, выпадающие доходы бюджета составят 4 миллиона рублей. Если учесть, что это 2% от величины оценки имущества, значит, вы хотите сказать, что все субъекты малого и среднего предпринимательства на всех подтопленных территориях в совокупности имеют имущества всего лишь на 200 миллионов рублей. Извините, я подвергаю это сомнению, думаю, что эта цифра занижена. У меня также большие сомнения, что крупные структуры типа ВСЖД, РУСАЛа, «Иркутскэнерго» ринутся в эту лазейку и начнут регистрироваться там.

Здесь присутствует Роман Юрьевич Шергин (зампрокурора Иркутской области. – Авт.), и я считаю, что это будет прямое отклонение от налогов. И ни Налоговая служба, ни прокуратура этого сделать просто не позволят. И я вас уверяю, что бюджет потеряет ещё больше, чем вы называли цифру – 3 миллиарда рублей. На мой взгляд, это незаконно. И циркулярное письмо, которое вы цитируете, не имеет такого вольного трактования: компании постфактум перерегистрировали всё имущество в Тулуне и ушли в льготы».

Однако Роман Шергин заявил, что прокуратура не видит в этом эпизоде «в чистом виде уклонения от уплаты налогов». «Обвинять их в том, что они пытаются сократить издержки, мы не можем, у них мораль своя», – сказал он. И попросил депутатов попытаться «предвидеть», чем это может кончиться.

«Насколько я понимаю, эти льготы имеют ограниченное действие. Я буду только рад за Тулун, если там перерегистрируются РЖД, «Иркутскэнерго». Я боюсь, что мы с вами туда переедем. И они будут там платить налоги. У нас ограниченный период предоставления этой льготы, а львиная её доля относится к периоду за прошлый год», – сказал спикер ЗС Сергей Сокол.

Наталья Дикусарова сообщила, что депутатский проект закона прорабатывался месяц, были обсуждены все риски. «В зале присутствует руководитель «Иркутскэнерго», и я думаю, ему даже в голову не пришло бы совершить какие-то действия относительно ЧС», – сказала Дикусарова. Она сообщила, что депутатский проект закона нацелен на десятки предприятий, которые не вошли в реестр малого и среднего предпринимательства. Они не получат от государства никакой помощи, кроме льготы по налогу на имущество, которая есть в депутатском законе. В распоряжении депутатов есть письмо от Торгово-промышленной палаты РФ, которая поддержала законопроекты о транспортном налоге и налоге на имущество. «Могу сказать, что депутатский закон учитывает в большей степени интересы предпринимателей, имущество которых расположено на подтопленных территориях», – сказала Дикусарова.

«Надо иметь мораторий на политические игры»

– Мне кажется, очень важно иметь некий мораторий на политические игры во время ЧС, – сказал вице-спикер Александр Ведерников. – Понятно, что мы находимся в стадии постоянных политических баталий. Я хочу обратиться сейчас к цитате, которую вложили губернатору в уста (вице-спикер цитировал интервью Сергея Левченко агентству ТАСС от 25 июля. – Авт.). Вот что сказал губернатор про закон о налоге на имущество: «Основная льгота пошла бы крупным частным структурам, которые даже не подтоплены, потому что в законопроекте не было написано, что льготу получают только те, кого подтопило, а указаны в целом районы. Мы не могли такие вещи пропустить. Мы предлагали инициаторам, чтобы они пересмотрели и наши предложения учли, но они не учли».

«Крупным частным структурам» – то есть то, что мы сейчас обсуждаем, – заметил Александр Ведерников. – Какие-то неквалифицированные вероятностные оценки того, как нравственно или безнравственно они поступят по налогам прошлого периода фактически. Основное отличие двух законопроектов: в депутатском есть все предприятия подтопленных районов, в губернаторском – только те, что включены в реестр малого и среднего предпринимательства». На одну чашу весов, по мнению вице-спикера, положено губернаторское предположение о том, как поступит «Роснефть», уйдя в «Тулунский офшор», на другую – масса предприятий, которые лишатся помощи в случае принятия законопроекта «Серого дома». «Это предприятия, которые ещё два месяца назад нуждались в нашей своевременной помощи, – сказал Александр Ведерников. – Мы обязаны были принять эти законы ещё на сессии 24 июля». Он подчеркнул, что при составлении законопроекта губернатора не полностью учитывались данные, поданные мэрами. И оказалось, что отдельные населённые пункты, где, по информации мэров, произошло подтопление, в список пострадавших «Серым домом» не включены. «Почему мы не доверяем мэрам? Что плохого было в формулировке депутатов, что помощь оказывается всем муниципалитетам подтопленных районов?» – спросил Ведерников.

Он сообщил, что фраза губернатора о том, что «Серый дом» предлагал инициаторам законопроектов учесть его поправки, не соответствует действительности. До сессии 24 июля никаких поправок от губернаторского крыла не поступало, а законопроекты просто были сняты без внятных объяснений прямо с сессии. «Нам надо договориться, что мы не играем в политические игры, – подчеркнул Александр Ведерников. – Исполнительная власть была на территории, помогала, ликвидировала ЧС. А мы были здесь, и это была наша вполне нормальная и корректная лепта. Сформировать законы и своевременно и быстро на внеочередной сессии их принять. Давайте на будущее: объединимся всеми партиями на площадке ЗС, чтобы своевременно оказывать посильную помощь пострадавшим». «Две ветви власти должны работать вместе, особенно при ЧС, я думаю, что каждый из депутатов с этим согласен», – сказал спикер ЗС Сергей Сокол. В итоге из пары альтернативных законопроектов был принят законопроект депутатского корпуса. Следом за первым чтением началась работа над вторым на этой же сессии.

Третья пара законопроектов о дополнительной помощи пострадавшим на подтопленных территориях была представлена депутатом Александром Гаськовым и министром сельского хозяйства Иркутской области Ильёй Сумароковым. «После налогов переходим к коровам и свиньям и так далее, – сказал Александр Гаськов. – Законопроект предполагает компенсации гражданам за потери животных и урожая сельскохозяйственных культур ». Проект закона был рассмотрен на заседании комитета ещё 22 июля и вынесен на сессию 24 июля, но был снят с рассмотрения, поскольку партия КПРФ заблокировала депутатские инициативы о помощи пострадавшим. Сейчас на сессию были вынесены два альтернативных законопроекта – от депутатов и от губернатора. В них есть отличия. К примеру, цена компенсации за сотку земли в губернаторском варианте – 4,5 тысячи рублей, в депутатском – 5 тысяч рублей. За одну корову «Серый дом» готов дать 50 тысяч рублей, депутаты – 60 тысяч рублей. В целом, как подчеркнул Гаськов, стоимость всех компенсаций в законе депутатов выше, чем в законе губернатора.

Министр сельского хозяйства Илья Сумароков заявил, что ущерб в целом по сельскохозяйственному направлению оценивается в сумму около 2 млрд рублей, подтоплены 12 тысяч приусадебных участков. Губернатор, по словам министра, ещё 4 июля принял указ, включавший меры поддержки для тех категорий пострадавших, которые не были учтены при выделении федеральной помощи. Позже губернатором был разработан соответствующий законопроект. Выплаты уже получили 3726 семей на сумму 171 млн рублей. Всего из регионального и федерального бюджетов выделено 1,2 млрд рублей на возмещение ущерба сельхозтоваропроизводителям. Несмотря на то что министр убеждал депутатов принять губернаторский вариант закона, говоря, что помощь и так уже оказана в достаточном объёме и нет смысла принимать «расширенный» вариант с повышенными компенсациями и, к примеру, выплатами за разрушенные теплицы, по результатам голосования в первом чтении был принят законопроект депутатов. Парламенту предстоит работа над ним далее.

Депутаты сумели добиться того, что на сессии был принят парламентский законопроект об освобождении жителей подтопленных районов от платы за электроэнергию с 27 июня по 30 сентября. Однако губернаторское крыло и в этом случае попыталось устроить скандал. чтобы сэкономить. Коммунисты, в частности сын губернатора Андрей Левченко, настаивали на том, чтобы компания «Иркутскэнерго» отказалась от компенсации за выпадающие доходы из бюджета, а взяла бы эту сумму на себя. В ответ энергетики заявили, что активно помогали при ликвидации ЧС своими силами и техникой, а их собственные убытки в результате наводнения также достаточно велики. В результате депутатский проект закона был принят, и люди будут освобождены от платы за энергию в самые трудные месяцы наводнения.

В первом чтении удалось провести законопроект о школьном питании. Ученики 1–11 классов из городов, сёл и деревень, попавших в зону затопления, в этом году получат двухразовое питание в школах. Однако учебный год уже начался, а областные власти до сих пор, предоставляя на основании правительственного постановления питание, не обеспечили его финансово. И муниципалитеты, имея обязательство кормить детей, вынуждены это делать за свой счёт или за счёт спонсоров. Депутаты приняли и закон о бесплатных земельных участках для пострадавших от наводнения.

Этот блок законов мог появиться на 60 дней раньше, если бы губернатор и его команда не затеяли, как показало время, абсолютно бессмысленную игру в «альтернативные» законопроекты. По факту они не прошли, а время было потеряно. Напомним, что после сессии 24 июля Андрей Левченко заявил, что депутатские законы не нужны, поскольку всё будет более оперативно учтено в указах главы области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры