Слабое наркозвено
Распространители наркотиков отправлены за решётку на долгие годы
В обычной жизни мы даже не догадываемся, что буквально под боком может существовать другая – подпольная – реальность, связанная с наркотиками. Здесь закладываются тайники, шифруются разговоры, постоянно присутствует боязнь слежки. И всё же при купле-продаже наркотического зелья материальная выгода сбытчика явно пересиливает страх надолго потерять свободу. А поговорка «на ловца и зверь бежит» к таким историям, почерпнутым из материалов уголовных дел, имеет прямое отношение.
Как показывает практика, слабым звеном преступной сети являются сами покупатели-наркоманы, которые нередко охотно вступают в контакт с оперативными сотрудниками полиции, соглашаясь на роль «подсадной утки».
Как погорела виртуальная Ляля
Вообще-то эту женщину зовут Рузана Куренкова. Псевдоним Ляля она придумала для себя, когда её потянуло на сбыт наркотиков. И уже не в первый раз. В 2012 году она была судима за аналогичное преступление, но тогда получила отсрочку уголовного наказания до тех пор, пока её годовалому сыну не исполнится 14 лет. Казалось бы, надо ценить такое гуманное решение суда, но этого сделано не было. И вот снова ожидание приговора под стражей в Свердловском районном суде Иркутска весной этого года.
Причину криминала подсудимая объяснила просто: не хватало денег на жизнь. Подельник-наркоман нашёлся сразу. С отцом двоих малолетних детей Максимом Гиголаевым, тоже в прошлом судимым за кражу, она общалась только по телефону. Свою «начальницу» он называл Ляля, но в глаза её не видел. Поэтому очень удивился, когда узнал, что они занимались «незаконным сбытом наркотических средств группой лиц по предварительному сговору».
Обязанности распределялись так: Ляля закупала героин оптом у лица, чьё уголовное дело выделено в отдельное производство. Фасовала его в бумажные свёртки-чеки и ждала звонка от подельника. Тот связывался с наркоманами, получал от них деньги и перечислял Ляле. Только после этого чеки с героином закладывались в тайники. Для них она использовала самые обычные места вблизи жилых домов, мимо которых мы проходим на дню многократно. Это могли быть козырёк окна, водосточная труба, металлический забор. Как правило, в этих схронах упаковки с наркотиком не задерживались. Они тут же доставлялись страждущим. Интерес Гиголаева, наркомана со стажем, тоже был чётко определён: продал пять чеков – один бери себе бесплатно. Заодно и дегустировалась очередная партия зелья. Сбытчики знают, как опасно злить по этому поводу наркоманов.
При всей осторожности сообщники не заметили, что за ними установили слежку сотрудники полиции. Оперативникам стал известен каждый их шаг. На продавцов зелья заявили сами наркоманы. Эти двое согласились участвовать в «проверочной закупке». А дальше всё было делом техники. С поличным взяли Гиголаева, который пытался сбыть чеки за 3 тысячи меченых рублей. В микрорайоне Юбилейный последнюю свою закладку под лист ДСП сделала и Ляля. Так закончилась деятельность этого криминального тандема.
Подсудимая уже не могла рассчитывать на то, что суд даст ей отсрочку от колонии в связи с рождением третьего ребёнка, в то время как ещё не закончилась отсрочка за второго, рождённого в 2011 году. По приговору Свердловского районного суда Иркутска она отправилась за решётку на 10 с половиной лет. Срок для её подельника – 6 лет в колонии строгого режима.
«Легенда» не сработала
Полным крахом закончился для Дениса Карасёва (фамилия изменена) первый день на закладке наркотиков. Он тоже, как и предыдущая сбытчица, решил заработать дополнительные деньги криминальным путём. Зарплаты электрика ему не хватало, ведь часть средств уходила на покупку зелья для себя. В Интернете нашёл заманчивое «бесконтактное» предложение: раскладывать наркотики по тайникам-закладкам с фиксацией их на местности с помощью фотографии. За каждую закладку ему обещали 250 рублей. Получив по телефону первое задание, Карасёв отправился к дому № 106 на улице Моцарта в Иркутске, где за деревянной рамой возле забора поднял свёрток с расфасованным зельем. А потом, как ему было велено, отправился делать собственные закладки на улицах Свердловского района. Изрядно потрудившись, решил попить воды из колонки. И тут увидел полицейскую машину. Бежать было поздно, в карманах ещё оставались свёртки с наркотиком.
Полицейским растерявшийся мужчина, который толком не мог ответить ни на один вопрос, показался подозрительным. Дрожь, непроизвольные жесты, смазанная бессвязная речь – всё указывало на то, что человек находится во власти алкоголя или наркотиков. Карасёв показал свой паспорт, но улизнуть от полиции ему не удалось. На улице детально обыскивать его не стали, лишь убедились, что при нём нет колото-режущих предметов, и кратчайшим путём отвезли в отдел полиции на улице Лермонтова. А вот там уже при понятых изъяли из карманов оставшиеся свёртки с наркотическим веществом. Потом задержанный показал сделанные им закладки.
Казалось бы, человек попался с поличным, но далеко не у каждого в этой ситуации может разыграться бешеная фантазия, направленная на то, чтобы максимально уменьшить свою роль в содеянном. Карасёв решил перевести стрелки на полицейских, представив их настоящей мафией в погонах. По его словам, наркотики у него нашли ещё на улице, потом возили по району, вымогая взятку в 1 миллион рублей. При этом часть порошка из свёртков полицейские якобы успели отсыпать в баночку. Все эти тяжёлые обвинения подсудимого тщательно расследовались в Свердловском районном суде Иркутска. Были опрошены свидетели и понятые. И все однозначно указали на то, что наркотики изъяли у подсудимого только при личном досмотре в отделе полиции. До этого момента сотрудники не знали о содержимом карманов задержанного. Так что вымогательство взятки повисает в воздухе. А вот чутьё полицейских не подвело: по результатам медицинского освидетельствования у Карасёва было установлено состояние наркотического опьянения.
В конце концов незадачливый наркоделец признал себя виновным и раскаялся. Очень сильно пожалел о том, что вступил на эту страшную тропу. В судебном заседании много хороших слов сказала о нём жена. Он заботливый отец и всех их любит. Положительная характеристика поступила на него с места работы. Но другая чаша весов не была легковесной. Суд назвал преступление умышленным и особо тяжким – даже при том, что это было покушение на незаконный сбыт наркотиков. Подсудимому не дали довести его до конца. Приговор вычленил немалый кусок жизни, который парень проведёт в колонии строгого режима, – 6 лет.
Табачок забористый
Урожай конопли, причём в феврале, собрал нигде не работающий Артём Кружков (фамилия изменена). Заповедные поляны вожделенной травки специально не искал: дикие заросли спокойно пережидали мороз на улице Горького в Заларях. Цель – изготовить масло каннабиса или гашишное. А ведь прекрасно знал, что оно является наркотическим средством, незаконный оборот которого в нашей стране запрещён. Пять лет назад он уже получил урок от правосудия, когда связался с наркотиками. Но за решётку тогда не попал: отделался условным сроком и штрафом в 7 тысяч рублей. Видимо, подумал, что и на этот раз пронесёт.
Нет нужды подробно рассказывать, как из сухих листьев конопли получают маслянистое вещество. Процесс явно нескорый. Но человек, который подсел на наркотики, знает, чего хочет. Получив около 3 граммов гашишного масла, Кружков «сдобрил» им табак из сигарет. Накурившись вдоволь дури, остальную часть растительной смеси – около 10,3 грамма – распределил по карманам. Затем сел на пригородный поезд до Иркутска. Опустим его недолгие похождения в областном центре. Неадекватное поведение уже немолодого человека 1971 года рождения привлекло внимание наряда полиции в зале пригородных касс железнодорожного вокзала. Забористый табачок с наркотическим содержимым пришлось выложить на стол.
Приговор наркоману вынес Свердловский районный суд Иркутска: 4 года 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Срок мог быть меньше, если бы это преступление он не совершил в период испытательного срока за свои предыдущие дела, связанные с наркотиками. В таких случаях у суда поблажек нет.