«Умный город» начинается с дороги
Оптимизация трафика – приоритет при реализации пилотного проекта в Иркутске
Светофоры с помощью датчиков следят за дорожной обстановкой и в зависимости от трафика настраивают сигналы. Камеры на остановках фиксируют происходящее, в том числе высадку-посадку пассажиров. Это не фантастический сюжет, а недалёкое будущее Иркутска. Именно оптимизация дорожного движения поставлена во главу пилотного проекта «Умный город», реализацией которого мэрия занимается при помощи «Ростелекома».
Иркутск стал одним из пилотных городов федерального проекта «Умный город», который предполагает формирование эффективной системы управления городским хозяйством за счёт максимально широкого внедрения передовых инженерных и цифровых решений. Произошло это ещё в октябре прошлого года. «Заявки на участие в проекте подавали многие города нашего региона, однако тем критериям, которые были заявлены федеральным центром, полностью отвечал только Иркутск, – сообщает заместитель министра – начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта и связи министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ольга Золотарёва. – В столице Приангарья уже действуют многие цифровые решения, которые только предполагались к реализации».
Одно из них – облачное интеллектуальное видеонаблюдение в местах массового пребывания людей. Система из 200 камер, установленных в центре Иркутска, позволяет не только отслеживать происходящее, но и распознавать лица. Видео при этом передаётся на пульт дежурной части и сохраняется на облачном сервере, в любой момент его можно извлечь из архива. Это очень значимый, но всё же только один из первых шагов к «умному» ведению городского хозяйства.
«Сегодня огромная роль отводится цифровым технологиям в государственном и муниципальном управлении, – отмечает мэр Иркутска Дмитрий Бердников. – Те алгоритмы городского хозяйства, которые работали годами, морально устарели, а где-то начали давать сбои. И если раньше о внедрении «умных» технологий в городские процессы говорили абстрактно, то сегодня у нас есть уже готовые решения, которыми можно пользоваться».
Систему наблюдения, в частности, внедрили специалисты ПАО «Ростелеком». Их же привлекли к реализации «пилота» в рамках соглашения с правительством Иркутской области. Впрочем, внедрять необходимые технологии и программы будут сотрудники и других компаний, обладающих нужными знаниями и компетенциями. «В моём понимании, да и в целом умный город – это тот город, жители которого могут комфортно и безопасно жить, работать, отдыхать, – рассуждает директор Иркутского филиала «Ростелекома» Юрий Тиман. – При этом в каждом регионе, который участвует в проекте, специфика своя. Но первое, на что должны быть направлены наши усилия и усилия администрации, – это комфорт и безопасность горожан».
Поэтому действующую систему видеонаблюдения планируют внедрить на остановках общественного транспорта, что предусмотрено в «дорожной карте» по реализации пилотного проекта в Иркутске. Таким образом можно будет обеспечить безопасность и людей, и дорожного движения: камеры будут фиксировать, как останавливаются автобусы, соблюдаются ли правила парковки и многое другое. Иркутский «пилот» в целом направлен на оптимизацию трафика и – насколько это возможно – на ликвидацию пробок на городских улицах. По этой причине Иркутский филиал «Ростелекома» разрабатывает систему «умных» светофоров.
«Проезжая перекрёстки, вы наверняка замечали: стоит попасть на красный свет – и на следующем светофоре обязательно загорится красный. А там, где машин немного и они не скапливаются, почти всегда горит зелёный. Проблема в том, что в реальном времени поток машин никто не регулирует – режимы работы светофоров задаются вручную, без учёта нагрузки, которая динамично меняется, – объясняет директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Бощенко. – Система, которая у нас есть и уже апробирована в ряде регионов, позволяет менять периодичность световых сигналов в зависимости от загрузки конкретной магистрали». Экспертные расчёты, проведённые по итогам её работы, показывают, что пробки и время простоя в них при таком подходе можно сократить до 20 процентов.
Перекрёсток улиц Ленина и Карла Маркса станет первым в Иркутске, где светофоры «поумнеют». В утверждённой «дорожной карте» написано, что это произойдёт до конца 2019 года. Более точный срок назвать затруднительно: монтаж системы связан с процедурами торгов и согласованием множества технических вопросов. Но можно сказать с уверенностью, что основа внедрения подобной технологии уже есть. Равно как и планы распространить её как минимум на самые загруженные перекрёстки в центре Иркутска и на правом берегу Ангары.