Дутая «пятилетка» Левченко
За время своего правления губернатор не смог дать региону ничего, кроме пачки исписанной бумаги
Третий визит президента в регион снова был наполнен скандалами и критикой действующего губернатора. А на дворе, как на грех, Единый день голосования, и нужно всеми доступными способами реанимировать упавший ниже плинтуса «рейтинг коммуниста». В «Сером доме» логично решили, что для этого нужно предъявить общественности хоть какие-то победы и достижения. Тряхнули стариной да и вытащили из широких штанин новую старую «пятилетку». А что делать, если ничего другого в копилке достижений не нашлось.
«Пятилетку» Левченко достают из-под сукна в случае крайней нужды или перед очередными выборами. Это лишний раз доказывает, что она изначально была задумана как пиар-проект для избирательных кампаний. Поэтому относиться к ней нужно соответственно – с долей здоровой иронии и цинизма. Но мы не будем злорадствовать, а просто пожалеем губернатора, который за четыре года не смог дать региону ничего, кроме пачки исписанной бумаги. Ни один из его предшественников не приходил к финишу губернаторской карьеры с таким смехотворным результатом.
Есть ли у вас план, мистер Фикс?
«Пятилетка» Сергея Левченко вместе с Госпланом и государственным комитетом по планированию социально-экономического развития Иркутской области были рождены в июле 2018 года. Разработчиков нисколько не смутило, что пятилетний план презентовали за два года до окончания губернаторского срока Сергея Левченко. Даже в советское время «пятилетку» в лучшем случае исполняли за три года. Но тогда людям хотя бы сразу давали почитать план. Нам же такую возможность предоставили спустя год после его появления.
Тут сразу стало понятно, что Госплан прятали не зря. Объёмный опус представляет собой слегка переработанную «Стратегию социально-экономического развития Иркутской области». Сверху народное творчество сдобрили парой популистских обещаний губернатора. Разбирать его подробно не имеет смысла. Достаточно посмотреть на основные тезисы.
В Госплане заявлено, что жилья нам будут строить «много и дёшево». За пять лет – 5 млн квадратных метров. Как раз столько, сколько обещает каждый губернатор, и Левченко тут не оригинален. Вот только никакого прорыва на строительном рынке нет и быть не может, пока не разработана программа развития стройиндустрии. Всё жильё в регионе коммерческое, и если кто-то хочет построить 1 млн квадратов в год, значит, он хочет собрать с населения примерно 70 млрд рублей на эти цели. Но тут уж многое зависит от того, захочет ли население эти деньги вложить в новостройки.
Правда, Левченко заикнулся о создании какой-то «областной ипотеки», где людям будут давать кредиты под 5,75–6,25%. Вот это как раз тревожно. Что-то подсказывает, что ипотеку отдадут на откуп банку «Солидарность». Тому самому, который принадлежит соратникам Сергея Левченко по партии. Один из его владельцев теперь является счастливым обладателем страховой компании жены губернатора Натальи Левченко. Этот же банк в своё время участвовал в спасении от уголовного дела губернаторского отпрыска Андрея Левченко. В этом же банке иркутский аэропорт размещал депозиты, несмотря на высокие риски и низкий рейтинг банка. Может быть, для «областной ипотеки» Сергей Левченко подыщет нам другого партнёра. Но пока нет оснований на это надеяться.
Но есть хорошая новость: проект, скорее всего, просто не состоится.
Отдельный блок фантастического плана по спасению родины посвящён «экологической ответственности бизнеса». Критиковать бизнес – это дело благородное и приятное. А вот предъявить такие же требования к самому себе гораздо труднее. Хотя в регионе разворачивается настоящая экологическая катастрофа, за которую отвечает не какой-то мифический бизнес, а правительство Иркутской области.
Одна из «горячих точек» – это территория бывшего «Усольехимпрома». Несмотря на предписания прокуратуры, правительство региона не смогло организовать даже нормальное обследование территории. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки лишь после того, как в набат начали бить депутаты Законодательного Собрания. По приглашению спикера ЗС в Усолье побывала глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она назвала увиденное «экологическим Чернобылем». Губернатор решил с ней поспорить и на всю страну назвал заявления руководителя федерального ведомства «безответственными». Хорошо, что его заявления на федеральном уровне уже никто не воспринимает всерьёз. В итоге «Усольехимпром» включили в федеральную программу, в рамках которой он получит 1,6 млрд федеральных средств на обеззараживание цеха ртутного электролиза.
Не менее критическая ситуация складывается в Байкальске, где накоплены отходы деятельности БЦБК. И снова власть демонстрирует неспособность справиться с проблемой. Хотя деньги для этого есть, причём это средства федерального бюджета.
Если бы правительство просто выполняло программу «Охрана окружающей среды», может быть, жертв наводнения было бы меньше. Ещё в 2016 году Братская природоохранная прокуратура подала иск в суд, пытаясь принудить правительство выполнить инженерную защиту города Нижнеудинска. Такое мероприятие было в областной программе. Но при корректировке программы оно просто исчезло. Интересно, появится ли оно снова уже в рамках «пятилетки»?
«Кратное снижение незаконных рубок» в Госплане и вовсе выглядит как насмешка над здравым смыслом. Иркутская область является лидером по числу и масштабу «лесных» уголовных дел. Арестован министр лесного комплекса Сергей Шеверда, его содержание под стражей продлено до декабря. Эксперты из комиссии по правам человека при президенте РФ сделали однозначный вывод: незаконная заготовка леса в Сибири прикрывается санитарными рубками. Понятие «чёрные лесорубы» нужно заменить на «чёрные санитары». А вот с ними Сергей Георгиевич никому даже не обещал бороться. Напротив, министерство планирует в будущем году отдать под санрубки ещё больше леса, чем в нынешнем. А больше уже некуда, у нас нет второй «Туколони».
Госплан обещает, что в регионе будет построено больше дорог. Но как в это поверить, если сейчас «Дорожную службу Иркутской области» трясут силовики, один из заместителей гендиректора уже арестован. Кстати, с инфраструктурными проектами у нынешнего правительства совсем плохо.
Отдельную строчку в хит-параде губернаторских провалов занимает срыв указа президента по развитию эффективности авиасообщения в Иркутской области. Решением ФАС признаны незаконными соглашения по строительству нового терминала аэропорта, которые губернатор заключил без конкурса со структурами олигарха Романа Троценко. Теперь делом занимается СУ Следственного комитета на транспорте. Транспортная прокуратура свой вердикт вынесла: неисполнение указа президента уже сейчас ставит под угрозу безопасность авиасообщения.
Наконец, Госплан нам обещает надбавки к зарплатам бюджетников за счёт средств области. Не будем придираться и анализировать, насколько это законно, эффективно, а главное – реально. Но возьмём крошечный пример из последних «достижений» исполнительной власти.
На майской сессии депутаты ЗС приняли закон, согласно которому детей-инвалидов будут кормить в школах бесплатно. Однако ближе к 1 сентября родители особенных детей забили тревогу. Оказывается, в школах никто ничего не знает об этой норме, механизм не отлажен, финансирование не доведено. Правительство Левченко не смогло оперативно отработать даже такой крошечный закон и накормить несколько тысяч детей-инвалидов тарелкой супа в школьной столовой. Как оно вообще собирается замахнуться на свой Госплан?
По итогам четырёх лет правления Левченко мы уже можем догадываться, какими результатами он нас порадует не на словах, а на деле. Если, конечно, получит возможность реализовать свою «пятилетку». Например, в январе–марте 2019 года объём промышленного производства в Иркутской области по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшился на 3,1%. В обрабатывающих видах деятельности спад и вовсе составил 11,0%. При этом добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,5%.
Эта тенденция отмечалась и по результатам прошлого года. Показатели свидетельствуют о том, что Иркутская область начинает деградировать как промышленный регион. Мы продаём всё больше сырья – нефти, газа, леса – и при этом сокращаем производство. Это модель развития сырьевой колонии в чистом виде.
Добавьте к этому полномасштабный демографический кризис в регионе, и «пятилетка» померкнет окончательно. По данным Иркутскстата, с 2015 года по настоящее время численность населения сократилась на 16 296 человек. Для наглядности можно представить, что с карты Приангарья стёрли целый город – например, Бодайбо или Свирск, а потом ещё пару деревень.
Все губернаторы разные, только я – одинаковый
Всё знают, что Иркутской области катастрофически не везёт с губернаторами. Они у нас как транзитные пассажиры – надолго не задерживаются. По крайней мере, с 2005 года никому не удалось усидеть в этом кресле дольше трёх лет. Так что хотя бы в этом смысле Сергей Левченко рекордсмен, он правит целых четыре года. Все губернаторы у нас были очень разными людьми, но их объединяла одна черта – каждый из них стремился оставить свой материальный след в истории. Правда, до конца выполнить свою программу пока не удалось никому.
Например, Александр Тишанин, открывший в регионе эпоху политической нестабильности, разработал проект лесной биржи. Правда, Сергей Левченко почему-то приписывает эту идею себе и своему «министру под уголовным делом» Сергею Шеверде. Кроме того, тогда активно продвигался проект создания агломерации. Некоторые эксперты до сих пор жалеют, что идея не получила должной реализации, ведь агломерация развивается сама по себе, только медленно.
Дмитрий Мезенцев подарил Иркутску 130-й квартал и целый ряд крупных объектов к юбилею города. Именно он в своё время вытащил регион из кредитной ямы и закрыл огромный госдолг.
Сергей Ерощенко сделал ставку на строительство нового аэропорта в Иркутске. Именно к этому проекту были подтянуты реконструкция Байкальского тракта, развитие логистического центра и туристической отрасли в целом. Реконструкция должна была закончиться созданием авиационного хаба с сервисами по ремонту и обслуживанию самолётов, начинённого самой современной инфраструктурой. Разрабатывалась концепция развития малых аэропортов области. За время правления Ерощенко было восстановлено авиасообщение с Братском, Усть-Илимском, Нижнеудинском, Магистральным и Хужиром. Теперь все эти проекты идут прахом, регион уступает с таким трудом завоёванные позиции. Например, авиасообщение с Мамой находится под угрозой. Потеряно федеральное софинансирование на строительство нового аэропорта в размере 23 млрд рублей.
Сергей Левченко за четыре года правления не сумел дать региону ничего, кроме громких скандалов и нескольких уголовных дел в отношении членов его команды. Кстати, на самом губернаторе тоже висит незакрытый гештальт убитого медведя. Может быть, мёртвому мишке не удалось бы разодрать в клочья губернаторскую репутацию, будь у главы региона хоть какие-то реальные проекты и достижения.
Советская власть отличалась неистребимым стремлением «планировать планы», которые зачастую противоречили реальной жизни. Сергей Левченко не сумел извлечь из партийного наследия великой эпохи ничего более ценного, кроме слова «пятилетка». Вот только сейчас это явление и вовсе несовместимо с жизнью.
Согласно федеральному законодательству, в регионе имеется перечень документов стратегического планирования, среди которых нет никакого Госплана. Губернатор просто подсовывает жителям Иркутской области «народное творчество» от КПРФ, под которым нет правовой основы. Кстати, сам комитет по госпланированию, который был заявлен как консультативный орган при губернаторе, по своему уставу частично дублирует функции министерств. Его существование не оформлено должным образом в Уставе Иркутской области.
Это лишний раз доказывает, что Госплан – фикция, созданная для того, чтобы играть умами избирателей. Теперь выборы прошли, нужно полагать, документ опять уберут под сукно. До следующей осени, когда снова понадобится стряхнуть с него пыль веков и предъявить почтенной публике. Вот только публика, кажется, уже всё поняла, и результаты позавчерашних выборов это доказывают. Так, может быть, губернатору лучше планировать не «пятилетку», а выход на пенсию? Хороший незадекларированный особняк, за который не надо платить налоги, жена – писательница… Что ещё нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?