издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Я всё расскажу маме»

Это были последние слова девятилетней девочки. Испугавшись наказания, насильник задушил её и закопал в лесу

Иркутский областной суд приговорил убийцу первоклассницы из Братска к 20 годам тюрьмы. Так завершилась история пропажи и поисков девятилетней Алины Шакировой – история, взбудоражившая год назад всё население северного города.

9 июня 2018 года родители видели свою дочку живой в последний раз. Она гуляла в парке «Металлург», а около девяти вечера забежала в магазин «Облака» по улице Баркова, где работала её мама. После чего отправилась домой. Но до дома девочка в джинсовой курточке и розовых кроссовках так и не добралась. По словам мэра города Братска Сергея Серебренникова, ученицу девятой школы в течение десяти дней искали более полутысячи человек, в том числе и волонтёры. За это время сотрудники полиции обошли более тысячи домов и допросили около 500 человек, 40 из которых были ранее судимы за преступления против несовершеннолетних и имеют психические заболевания. В ходе поисков было осмотрено более 300 колодцев, 200 подвалов, изъято 50 видеорегистраторов и жёстких дисков.

Как раз при анализе видеоматериалов с камер наблюдения следователям и удалось установить личность предполагаемого убийцы. Спустя 11 дней сотрудники уголовного розыска задержали 44-летнего жителя Братска Алексея Комарова. Подозреваемый имел чистую биографию: не судим, 9 классов образования, состоит на воинском учёте, работает водителем такси «Максим». Семейное положение – как у многих в наше время: официально холост, но имеет двоих детей, старшему из которых два годика, младшему три месяца. Кроме того, помогает содержать ребёнка сожительницы. Подозреваемый признался, что убил девочку, и показал место недалеко от федеральной трассы «Вилюй», где спрятал её тело.

Материалы уголовного дела рассматривались в закрытом судебном заседании. Алексей Комаров обвинялся в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего ребёнка с использованием его беспомощного состояния, а также в убийстве. Картина преступления была воссоздана по часам. Около девяти вечера Комаров высадил из такси пассажиров возле магазина «Алые паруса» на улице Янгеля и увидел девочку, перебегавшую дорогу. Он остановил машину и предложил подвезти её до дома. Ребёнка нисколько не насторожило предложение незнакомого дяденьки. А у него сразу возник в голове преступный план. Как только девчушка оказалась в салоне, водитель отключил программу «Такси «Максим», которая фиксирует заявки и местонахождение автомобиля.

На предварительном следствии Комаров признался, что девочка вызвала у него сексуальное влечение. И повёз он её не к ней домой, а к собственному гаражу в ГСК «Штурвал» в Падуне. Шёл десятый час, они вместе зашли в гараж. Понимая, что малолетняя попутчица не позволит незнакомому дяде трогать её, Комаров решил обманом напоить её спиртным. Предложил стакан чая и несколько раз подливал в него водку. Затем в ход пошёл лимонад, но от напитков с горьким вкусом девочка отказалась. И тогда насильник сбросил маску приветливого дяди. Удерживая ребёнка, он силой влил в рот маленькой «гостьи» содержимое стакана, а затем удовлетворил свои сексуальные потребности. По мнению экспертов, совершённые им насильственные действия сексуального характера, вызвавшие небольшие ссадины и кровоизлияния, не причинили серьёзного вреда физическому здоровью ребёнка. Но, когда напуганная Алина снова оказалась в машине, она заявила, что всё расскажет маме. Комаров признался: именно тогда пришло решение убить девочку. «Я не мог допустить, чтобы родителям ребёнка стало известно, чем мы занимались в гараже. Я прекрасно понимал, что совершил преступление», – говорил он на допросе в качестве обвиняемого. Была уже ночь, когда таксист выехал на участок дороги, ведущей в сторону усадьбы «Конный двор». Тут же, в машине такси, убийца с такой силой сдавил хрупкую шейку ребёнка, что Алина потеряла сознание. Он понял, что убил девочку, но, отъехав подальше в лес, снова взялся душить её двумя руками. «Боялся, вдруг она ещё не умерла», – пояснял Комаров на следствии. Убедившись, что малышка точно мертва, закопал её труп в лесу. Позднее стало известно: смерть девятилетней Алины наступила на месте происшествия от механической странгуляционной асфиксии в результате умышленных преступных действий Комарова.

Подсудимый полностью признал свою вину в совершении насильственных действий сексуального характера и убийстве беспомощного ребёнка, но от дачи показаний отказался, сославшись на право, предоставленное Конституцией РФ. Пояснил, что подтверждает всё сказанное на предварительном следствии, в том числе при проверке показаний на месте. Собственно, запираться ему не имело смысла.

«В суд были представлены неопровержимые доказательства, достаточные в своей совокупности для признания подсудимого Комарова виновным. О том, что он совершил сексуальные действия в отношении малолетнего ребёнка и затем задушил потерпевшую пальцами рук, объективно свидетельствовали выводы судебно-медицинских экспертиз. На время и место совершения преступлений указывали протоколы осмотров места происшествия, записи с камер наблюдения, экспертные заключения и показания свидетелей», – говорит начальник отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Иркутской области Максим Руды. Старший советник юстиции подчеркнул, что подсудимый осознавал беспомощное состояние девятилетней потерпевшей: «Он воспользовался тем, что в силу малолетнего возраста и алкогольного опьянения она не могла оказать сопротивление». Все эти выводы были учтены судом при квалификации преступных действий подсудимого и назначении наказания. За насильственные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей, совершённые в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (пункт «б» части 4 статьи 132 УК РФ), Алексею Комарову назначено лишение свободы сроком на 12,5 года. Ещё на 17 лет потянуло умышленное причинение смерти малолетнему лицу, сопряжённое с насильственными действиями сексуального характера (пункты «в», «к» части 2 статьи 105 УК РФ). Окончательный срок, предусмотренный правилами частичного сложения наказаний, составил 20 лет строгого режима с ограничением свободы на два года.

На этом можно было бы поставить точку: злодей наказан. А родители уже никогда не обнимут свою дочку. На отпевание и похороны Алины пришёл чуть ли не весь город. Зверское преступление потрясло всех. «Суд удовлетворил исковые требования потерпевших о компенсации морального вреда. Виновный должен выплатить матери и отцу убитой девочки по миллиону рублей. Но тяжёлую боль утраты ребёнка, которого они не уберегли, родителям предстоит нести всю жизнь», – говорит Максим Руды.

После приговора матери вернули вещи Алины, хранившиеся среди вещественных доказательств: связку ключей от квартиры, любимую куклу, надкусанный шоколадный батончик и карточки с буквами алфавита.

Как это ни тяжко, но несколько слов следует сказать и о том, можно ли было избежать трагедии. Из выступлений в суде родителей Алины, её учителей и подружек выяснилось, что малышка жила в полной и благополучной семье, окружённая заботой.

Рвением к учёбе не отличалась, но от своего возраста не отставала. В школе отмечали, что девочка была замкнутой, необщительной, молчаливой. Педагог-психолог школы № 9 Братска, например, рассказала, что на занятия Алина приходила всегда опрятная, ухоженная, но какая-то отстранённая. «Она была послушной, податливой, совершенно спокойной. Если взять её за руку, Алина спокойно пойдёт», – говорила психолог на следствии. Таких доверчивых детей среди младших школьников, конечно, очень много. И первейшая задача родителей, учителей, психологов – научить малышей правилам поведения с незнакомцами. Внушить, что ребёнок ни в коем случае не должен разговаривать с незнакомым дядей, каким бы добрым тот ни казался. Что нельзя соглашаться на его предложения, даже самые безобидные (посмотреть котёнка, сходить в магазин за конфетами, мороженым, игрушкой и т.д.). Тем более опасно садиться с незнакомцем в машину, принимать предложение подвезти до дома. Очевидно, с маленькой Алиной такие профилактические беседы никто не проводил.

И ещё одно обстоятельство сыграло преступнику на руку в этой трагической истории. В судебном заседании были оглашены и исследованы свидетельские показания, данные на предварительном следствии старшим менеджером ООО «Максим Братск». Именно там подсудимый Алексей Комаров работал водителем на арендованном автомобиле «Ниссан Сани». Свидетель рассказал, что 9 июня 2018 года Комаров числился на маршруте и должен был в течение всего дня выполнять заявки. Однако в 21 час 03 минуты, находясь на улице Янгеля, он отключил GPS-датчик на своём планшетном компьютере и нажал в приложении кнопку о завершении смены. В системе службы такси Комаров появился как ни в чём не бывало в 23 часа 32 минуты. Он был уверен, что никто не учинит ему спрос за 2,5 часа прогула. Так и вышло. А в это время водитель использовал зарегистрированную в службе машину для того, чтобы успеть надругаться над ребёнком, а затем задушить его и закопать.

В суде была изучена личность Комарова, исследованы характеризующие его материалы. В педофилии подсудимый прежде замечен не был. Вместе с гражданской супругой воспитывал троих несовершеннолетних детей, в том числе ребёнка сожительницы. На учёте у нарколога и психиатра не состоял, по месту жительства получил положительный отзыв участкового. Психолого-психиатрическая экспертиза выявила у Комарова некоторые признаки расстройства личности, но он признан вменяемым, способным осознавать свои действия и руководить ими.

«На срок лишения свободы, назначенный судом, повлияли обстоятельства, смягчающие наказание, – пояснил Максим Руды. – Подсудимый полностью признал свою вину, активно способствовал расследованию и раскрытию преступлений. Сказались также состояние его здоровья и семейное положение: малолетние дети на содержании». Смягчающие обстоятельства, конечно, конкретно перечислены в законе (статья 61 УК РФ), и с этим не поспоришь. Но, когда взрослый мужчина совершает надругательство над чужой малышкой, а потом, чтобы скрыть сексуальное преступление, душит её собственными руками, кажется противоестественным смягчение участи преступника за счёт наличия собственных чад.

Приговор Иркутского областного суда ещё не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховном Суде России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры