Воздушная яма
Сюжет с иркутским аэропортом обрастает новыми скандальными подробностями
Нашей газете стало известно, что уголовное дело возбуждено по факту мошенничества при реконструкции Мемориала жертвам массовых политических репрессий. Казалось бы, при чём здесь аэропорт? Очень даже при чём. Усилиями губернатора Сергея Левченко реконструкция выполнялась за счёт благотворительных средств аэропорта и его несостоявшихся инвесторов. Понадобилась пара несложных манипуляций, чтобы главным выгодополучателем этой благотворительности стала фирма, близкая к губернаторской семье. В итоге работы не выполнены, а все участники этой истории оказались при «делах» – удостоились внимания правоохранительных органов. И только губернатор остался в белом. Надо полагать, пока.
Всего четыре года аэропорт Иркутска находился под управлением команды нынешнего губернатора Иркутской области Сергея Левченко, а нарушения допущены буквально во всех сферах. Восточно-Сибирская транспортная прокуратура зафиксировала, что в регионе сорвано исполнение указа президента «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения в Иркутской области», регион был исключён из федеральной программы и потерял софинансирование в размере 23 млрд рублей. Решением ФАС отменено соглашение о строительстве нового терминала, поскольку оно было заключено с нарушением антимонопольного законодательства. Материалы доследственной проверки по факту неисполнения указа президента находятся в производстве отдела по расследованию особо важных дел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России. Теперь выясняется, что предметом для уголовного расследования стала благотворительная деятельность областного предприятия и его несостоявшихся инвесторов. Точнее – дальнейшее использование выделенных в рамках благотворительности средств.
Дарёному подрядчику в документы не смотрят
Когда красный губернатор Сергей Левченко новым хозяином вошёл в «Серый дом», он сразу пообещал привести в порядок Мемориал жертвам политических репрессий под Пивоварихой. Это вызывало уважение. Губернатор, как и любой член КПРФ, должен нести груз моральной ответственности за деяния духовных учителей, которые погрузили страну в пучину репрессий. Под Пивоварихой может быть погребено около 18 тысяч человек, и это только по официальной версии. Но, как показала жизнь, ни о каком раскаянии коммунистов речь не идёт. Похоже, реконструкция мемориала – ещё один вид бизнеса, бенефициарами которого стали «свои» люди.
История с реконструкцией начала дурно пахнуть в тот момент, когда Сергей Левченко заявил, что работы на мемориале будут выполнены за счёт неведомых спонсоров. Собственно, нужды такой не было. Памятник находится в областной собственности, значит, и благоустраиваться должен за счёт области. Но у внебюджетных источников есть одно важное преимущество – они очень непрозрачны и за них не нужно отчитываться.
По неофициальным данным, деньги на мемориал региону подарило ООО «Система управления», выступавшее участником соглашения о строительстве нового терминала. В 2018 году между Центром сохранения наследия (ЦСН) и пресловутым спонсором был заключён договор пожертвований на 60 млн рублей. Сразу было выделено 50% средств.
Поскольку средства были дарёные, у ЦСН не возникло необходимости проводить конкурс по выбору подрядчика, можно было выбирать любого приглянувшегося. Почему-то всем приглянулось ООО «Сталькон». По чистой случайности его название так созвучно с названием ЗАО «Стальконструкция», принадлежащего семье губернатора Левченко. А может, это не такое уж совпадение? Ведь «Стальконом» владеет давний друг губернаторского сына Денис Савчук.
Кроме «Сталькона» на Савчуке зарегистрировано около десятка предприятий. Среди них – ООО «Сибирская лесная компания», в последнее время успешно работающее в лесной сфере.
Имеются и два рекламных агентства – ООО «Рупор» и ООО «Спутник», которые активно сотрудничают с политиками, приближёнными к Сергею Левченко. В финансовых отчётах кандидатов в депутаты Заксобрания на выборах в 2018 году «Рупор» значится спонсором четырёх коммунистических выдвиженцев. Ещё одно предприятие Савчука – ООО «Магнит» – засветилось в деле о банкротстве ЗАО «Стальконструкция».
Наверное, всего этого было достаточно, чтобы при заключении контракта не обращать внимание на то, что основным видом деятельности «Сталькона» является вовсе не строительство, а торговля строительными материалами. Уставной капитал общества – 10 500 рублей, зарегистрировано оно в Красноярске, а в списочный состав сотрудников входит один человек. При этом организация даже не является членом СРО. Но тут уж, видимо, дарёному коню в зубы не смотрят. Кого надо, того и поставили подрядчиком. Договор со «Стальконом» был подписан в сентябре 2018 года с перечислением подрядчику аванса в размере 18 млн рублей.
Закат новой «Звезды»
К настоящему моменту на территории мемориала не сделано ничего. Хотя, согласно проекту, должны быть построены здание информационного центра, звонница, Стены памяти, проведены канализация и освещение, выполнено благоустройство. Начало работ было назначено на осень 2018 года, окончание – на апрель 2019-го. Понятно, что сроки давно сорваны.
В мае пресс-служба правительства области была вынуждена признать, что работы по строительству здания информационного центра остановлены. Оказалось, мемориал находится в торце взлётно-посадочной полосы, в зоне действия авиационных радиомаяков и глиссады – траектории, по которой самолёты идут на посадку. Строительство капитальных объектов здесь запрещено. Интересно, почему проектировщики не учли это обстоятельство раньше и как они вообще могли об этом не знать.
А ещё интереснее – где деньги, перечисленные подрядчику за работы, которые так и не были выполнены? Ситуация очень напоминает схему, по которой действовало ООО «Звезда», получившее госконтракт на замену лифтов в Ангарске и сорвавшее сроки исполнения работ. Учредителями «Звезды» тоже были люди, близкие к семье губернатора.
В случае с мемориалом очередная «Звезда» губернатора и его семьи быстро закатилась. Нездоровая активность вокруг объекта и, главное, аэропорта привлекла внимание правоохранительных органов. «Восточно-Сибирская правда» направила запрос на получение информации в ГУ МВД России по Иркутской области и получила ответ.
В нём говорится следующее: «В настоящее время по факту совершённого в отношении областного государственного автономного учреждения «ЦСН» мошенничества следователями СО СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершённое в особо крупном размере». Предварительно установлено, что потерпевшей стороне причинён материальный ущерб в связи с невыполнением организацией-подрядчиком подготовительных, строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, работ по благоустройству территории для проведения ремонта и реконструкции Мемориала жертвам массовых политических репрессий 1937–1940 годов».
Благотворительность для своих
Благотворительная деятельность самого аэропорта тоже вызывает большие вопросы. Она расцвела махровым цветом лишь после того, как аэропорт попал в собственность области. Транспортная прокуратура установила, что получатели благотворительных пожертвований аэропорта «не в полной мере использовали их на благотворительность». Наверное, к этой категории вполне можно отнести 3,8 млн рублей, которые аэропорт выделил на «организацию работ по увековечению памяти жертв политических репрессий». Тем более нельзя считать благотворительностью финансирование предвыборных кампаний членов КПРФ.
Договор аэропорта с АО «Страховая компания «Солидарность» на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию, на первый взгляд, тоже не относится к благотворительности. Но почему-то хочется отнести его именно к этой категории. Ведь благодаря ему хороший контракт получила компания, которая, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, до 4 октября 2018 года называлась СК «Диана» и принадлежала жене губернатора Наталье Левченко. Кстати, договор с ней заключён с нарушениями на сумму 2,778 млн рублей.
Затем новым собственником СК «Диана» стало АО «Зарубежэнергопроект», генеральным директором которого является однопартиец Сергея Левченко – член ЦК КПРФ Вячеслав Арбузов. В его активах также имеется коммерческий банк АО КБ «Солидарность». И этот банк не остался в стороне, у нашего аэропорта также сложились с ним тёплые, дружеские отношения.
Из отчёта КСП следует, что в 2017 году областное предприятие разместило на счетах ОАКБ «Солидарность» 80 млн рублей. В 2018 году туда же добавили ещё 220 млн рублей. Это было сделано, несмотря на то что банк имеет очень низкий рейтинг финансовой надёжности по сравнению с другими банками РФ. Затем срок депозита был продлён до 1 января 2019 года с понижением ставки с 7,5% до 7%.
Ну и совсем незначительная деталь – именно со своих счетов в АО КБ «Солидарность» «банкрот» Андрей Левченко перечислял средства на погашение налоговой задолженности. По данным депутата Государственной Думы Александра Якубовского, средства были переведены двумя траншами. Тут примечательно совпадение дат и чисел. Например, аэропорт разместил депозит на 80 млн в октябре-ноябре 2017 года. Уже 25 декабря Андрей Левченко снял 20 млн со счёта и перечислил в ФНС. Затем 10 января АО «Международный аэропорт Иркутск» размещает в банке депозит на 220 млн рублей. А 15 января Андрей Левченко снимает со счетов 6,5 млн рублей и закрывает налоговую задолженность. В итоге уголовное дело по факту уклонения этого бизнесмена от уплаты налогов закрыто.
В каком-то смысле всё это – чистейшая благотворительность со стороны аэропорта. Но только для своих. Им ведь не хочется ходить банкротами, а совсем наоборот.
Все при делах
Остаётся добавить, что ООО «Система управления», перечислявшее средства на реконструкцию мемориала, тоже стало фигурантом расследования. ФАС России установила, что губернатор и правительство области, АО «Рампорт Аэро», ООО Инфраструктурная корпорация «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система управления», ООО «Терминал Иркутск», АО «Международный аэропорт Иркутск» нарушили антимонопольное законодательство при заключении соглашения о строительстве нового терминала иркутского аэропорта. Проще говоря, губернатор пытался завести на «стройку века» подрядчиков без проведения конкурса. То есть действовать хотели по такой же схеме, как и с мемориалом. Но в итоге все сделки были отменены по требованию ФАС.
Теперь Следственный комитет проанализирует поразительную настойчивость губернатора, с которой он пытался заключить договор с узким кругом избранных инвесторов, и выяснит его мотивы. Между тем в материалах расследования ФАС прямо говорится о том, что одним из условий антиконкурентного соглашения была последующая передача нового терминала под контроль частных структур.
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура уже вынесла представление главе региона. В нём констатируется, что аэродром пришёл в неудовлетворительное состояние. При его содержании выявлены нарушения федеральных авиационных правил, создающие реальную угрозу безопасности полётов. Примечательно, что строительство нового терминала, которое хотел затеять губернатор, вообще не было предусмотрено указом президента. В документе говорилось о реконструкции старого терминала и строительстве нового аэропорта за чертой города. Почему Сергей Левченко опять решил пойти своим путём, остаётся только догадываться.
Из-за длительного неустановления границ приаэродромной территории вблизи аэропорта появилась плотная жилая застройка. Это создаёт угрозу безопасности полётов. Тем более что Иркутск и без того имеет печальную славу «города падающих самолётов», он пережил не одну авиакатастрофу.
«Неисполнение указа президента, продолжение эксплуатации аэропорта в стеснённых условиях в черте города влечёт угрозу прекращения авиационного сообщения», – делает категоричный вывод Восточно-Сибирский транспортный прокурор. О принятых мерах губернатор должен сообщить прокурору в течение месяца. Но, если он за 4 года не успел ничего сделать, вряд ли сумеет исправить положение за месяц.