Под давлением или по доброй воле?
Уволенные сотрудницы минтруда надеются на суд третьей инстанции
прошлый четверг Иркутский областной суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу бывших сотрудниц министерства труда и занятости региона на решение Кировского суда. Напомним, он отказал им в восстановлении на работе, компенсации морального вреда и расходов на лечение, взыскании с министерства заработной платы за период вынужденного прогула. Для истиц это решение во многом стало ожидаемым. «Слова высокого чина из «Серого дома» о том, что они своих не бросают, оказались пророческими», – отмечают они. Сейчас свои надежды женщины связывают с судом третьей инстанции. Дело будут рассматривать в Кемерове. Истицы надеются на то, что произошедшему будет дана объективная оценка.
О деле бывших работниц министерства труда и занятости Иркутской области Татьяны Г. и Юлии К. (имена изменены по просьбе героинь материала) наша газета писала 23 апреля и 9 июля 2019 года. История началась в конце зимы, когда под предлогом совещания с территориальными центрами занятости они были вызваны в кабинет № 508. Однако никакого совещания там не было: за столом их ждали сотрудники министерства, а потом пришла и сама министр – Наталья Воронцова.
Без лишних слов начальник правового управления Дельмухаметова вручила женщинам копию заявления заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы министерства Владимира Германа. В нём он обвинил женщин в распространении персональных данных его и членов его семьи. Якобы в прокуратуру Иркутской области была передана копия анкеты, которую он в 2013 году заполнял при оформлении допуска к государственной тайне.
Как выяснилось, в 2013 году бывший сотрудник министерства написал заявление в прокуратуру, где указал, что Владимир Герман не соответствует занимаемой должности из-за отсутствия высшего образования. Министр Наталья Воронцова была в курсе данного факта, однако предпочла по каким-то причинам не замечать его – прошло несколько лет, а Владимир Герман до сих пор занимает свою должность.
«Затем нам дали распоряжение о проведении расследования, согласно которому на период с 14 по 26 февраля нас отстраняют от занимаемых должностей, – рассказали женщины. – После чего вручили чистый лист бумаги, где мы написали, что никаких сведений относительно Владимира Германа в прокуратуру не передавали, и попросили разобраться с клеветой в наш адрес. Однако в ответ министр сказала, что больше не желает с нами работать, мы утратили её доверие».
Женщины утверждают, что на них было оказано психологическое давление: их отказывались выпускать из кабинета, пока они не подпишут документы на увольнение по соглашению сторон. «Министр угрожала тем, что, если мы будем жаловаться в любые инстанции, всё будет безрезультатно и мы ничего не добьёмся. Обещала, что про работу в органах исполнительной власти мы можем забыть», – рассказали наши собеседницы.
В ходе судебного разбирательства в Кировском суде Иркутска в апреле нынешнего года выяснилось несколько деталей. Во-первых, документы на их увольнение были подготовлены заранее, то есть ещё до того, как Татьяна и Юлия представили свои объяснения комиссии. Во-вторых, проверка, организованная в отношении четырёх сотрудников, имела последствия только для двух – остальные до сих пор занимают свои должности. В то время как факт передачи сведений о Германе героинями нашего материала не подтвердился. Это свидетельствует о том, что министерство использовало этот искусственный повод для того, чтобы принудить женщин к увольнению.
В суд женщины пригласили двух свидетелей, которые подтвердили, что Татьяна и Юлия, покинув кабинет № 508, находились в расстроенных чувствах и в подавленном состоянии. Что может указывать на то, что на них было оказано давление. Однако суд, вынося вердикт, не учёл этот факт и принял решение отказать в удовлетворении исковых требований, а именно – в восстановлении на работе, компенсации морального вреда и расходов на лечение, взыскании с министерства заработной платы за период вынужденного прогула. Решение судья мотивировала тем, что истицы не смогли доказать, что соглашения были подписаны ими не по доброй воле, а под давлением.
Татьяна и Юлия подали апелляцию в Иркутский областной суд, а также написали письма депутатам Государственной Думы от Иркутской области, в Министерство труда РФ и Генеральную прокуратуру. Истицы отмечают, что они не могут устроиться на работу в органы исполнительной власти региона. Даже после того, как получили предварительное «да» от руководителей министерств. Причём речь идёт не только о должностях руководителей отделов (их женщины занимали до увольнения), но и о вполне рядовых рабочих местах. Более того, эта ситуация коснулась и дочери Юлии. Девушка окончила институт и успешно прошла практику в правительстве. Её хотели принять на работу, но «внезапно» передумали.
Об этих фактах они сообщили в суде второй инстанции. Отметили и то, что если бы на самом деле хотели уволиться, то написали бы увольнение по собственному желанию и вряд ли бы после этого пошли в суд, писали жалобы губернатору, в прокуратуру и так далее.
Их представитель напомнил суду, что на «совещание» в кабинет № 508 министр пришла с готовым пакетом документов на увольнение. Что свидетельствует о том, что она не хотела разобраться в ситуации с Германом, а была настроена именно уволить своих сотрудниц. «Именно поэтому, а также с учётом того, что во внимание не были приняты показания свидетелей со стороны истцов, мы считаем решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и немотивированным», – подчеркнула она.
Однако суд принял точку зрения прокурора, по мнению которого, доказательства принуждения к отказу от должностей предоставлены не были. «Решение Иркутского областного суда стало для нас во многом ожидаемым, – рассказала Юлия. – Весной нас к себе пригласил высокий чин из «Серого дома», хотел понять, чем мы не угодили работодателю, интересовался, какую роль играет Герман в судьбе министра Воронцовой. А в конце сказал: «Мы команда, своих не бросаем! Руководитель не может быть проигравшим потому, что он всегда прав».
– Так и вышло, и мы сегодня в этом убедились. Но мы не намерены сдаваться. С 1 октября 2019 года кассационные жалобы Иркутской области будут рассматриваться в Кемерове. Надеемся, что произошедшему будет дана объективная оценка. Повторю: мы будем бороться до конца, даже если будет необходимо обращаться в Верховный Суд РФ».