издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фокусы с указами

Губернатор организовал непрозрачную схему помощи пострадавшим

  • Автор: Иван Григорьев

Региональное правительство поделило детей в зоне паводка на тех, кто пострадал достаточно, и тех, кто пострадал недостаточно. В затопленных местах живут более 33 тысяч школьников, но губернатор посчитал, что бесплатные горячие обеды нужны только 5,7 тысячи из них. Остальные оказались недостойны. И это несмотря на то что сумма, положенная каждому из 33 тысяч детей на булочку и тарелку супа, совсем невелика для областного бюджета с огромным профицитом. Напомним, законопроект об обеспечении 33 тысяч детей из зоны паводка бесплатным питанием был снят с сессии Законодательного Собрания Иркутской области усилиями фракции КПРФ наряду с шестью другими законами, направленными на помощь людям. Указ же губернатора об обеспечении питанием 5,7 тыс. детей до сих пор не подписан, хотя после сессии прошло уже почти три недели. Но что ждать от главы области, который региональный штаб по ликвидации последствий наводнения создал только спустя месяц после начала паводков.

Дети второго сорта

24 июля фракция КПРФ сняла с повестки сессии ЗС 7 законопроектов, которые были направлены на помощь пострадавшим во время наводнения на севере региона. Прокуратура Иркутской области отреагировала на просьбы мэров. Она предложила наделить муниципалитеты полномочиями по составлению списков граждан, имеющих право на получение выплат по утрате или повреждению жилья. Сейчас эта работа идёт за счёт изъятия денег из других статей местных бюджетов, которые и так практически на нуле. Если бы закон прошёл, деньги были бы выделены из областного и федерального бюджетов.

Группа депутатов предложила освободить жителей зоны затопления от транспортного налога, сделав нулевую ставку на 2018 и 2019 годы. Профицитный областной бюджет потерял бы не более 356,4 млн рублей, освободив от налога простых граждан и юридических лиц с пропиской в затопленных районах. Другой закон предполагал, что жители получат нулевую ставку на 2019 год по налогу на имущество организаций в отношении собственности в зоне затопления. В этом случае региональная казна недосчиталась бы не более 3,6 млн рублей. Третьим законом все пострадавшие освобождались от платы за электроэнергию с 27 июня 2019 года по 30 сентября 2019 года. Согласования прошли с региональным Управлением Федеральной налоговой службы, с ФНС, с энергетиками. Однако усилиями КПРФ и эти три закона были сняты с сессии. Налоговые законы нельзя провести иными документами, даже указами самого губернатора. Это означает, что в придачу к разваленным домам люди получат ещё и требование оплатить налоги и электричество. Глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова заявила, что депутаты приложат все усилия, чтобы такого не случилось. Но сделать быстро это уже не получится, поскольку КПРФ своей выходкой на сессии разрушила все договорённости с налоговиками и энергетиками. Ещё один законопроект предполагал помощь селянам, которые потеряли животных, строения, урожай. Он также был снят, а министр сельского хозяйства региона Илья Сумароков попытался пояснить, что многое уже учтено указами губернатора и другими документами правительства.

Но самый большой резонанс вызвали законы о детях. Группа депутатов внесла два законопроекта о дополнительной помощи семьям с детьми, попавшим в зону паводков. Если бы законы были приняты, муниципалитеты получили бы полномочия и средства на организацию двухразового бесплатного питания школьников 1–11 классов в государственных школах и частных школах, имеющих программы, прошедшие государственную аккредитацию. Если в школе нет столовой, дети получат продуктовые наборы. Всего в регионе на такую помощь претендовало бы более 33 тысяч детей. 22 июля губернатор Сергей Левченко направил в ЗС отзывы на законопроекты, отметив, что поддерживает оба, однако вносит ряд технических замечаний. А уже 24 июля на сессии по его инициативе фракция КПРФ сняла все семь законов, включая те, что касались детского питания. Тогда спикер ЗС Сергей Сокол на сессии обратился к губернатору устно, а позже и письменно, попросив включить предложения депутатов из снятых законов в указы, постановления правительства. И до 29 июля уведомить Заксобрание о том, что было сделано.

К 29 июля не было сделано ничего. Не появился ни один указ, который бы хоть частично компенсировал те законы, которые были сняты с сессии. Хотя сын губернатора Андрей Левченко, комментируя после сессии решение фракции КПРФ, заявил, что законопроекты якобы «дублируют» указы губернатора, а по срокам исполнения законы слишком уж затянуты. «Помощь в виде различных компенсационных выплат пострадавшим от наводнения гораздо оперативнее принимать указами губернатора, – заявил он тогда. – Указ начинает действовать с момента его подписания, а закон – через десять дней после его опубликования, а в реальной ситуации это 14 дней. Грубо говоря, на полмесяца, затягивается начало выплат», – заявил по итогам сессии СМИ Андрей Левченко. Не будем говорить, что юристы, консультировавшие отца и сына Левченко, или некомпетентны, или обманывают своих патронов. Возможно, губернатор вообще не прислушивается к доводам специалистов. Если документ, издаваемый губернатором, касается вопросов защиты прав граждан, то он вступает в силу не менее чем через десять дней после официального опубликования, так гласит федеральное законодательство.

Ни о каких мифических «быстрых» указах речи нет. Но оставим это на совести главы области и его окружения. Взглянем на факты. По данным на 12 августа, указы губернатора по вопросам снятых с сессии законов так и не появились. После заседания парламента прошло уже более полумесяца, и законы, будь они приняты, уже бы действовали.

На прошлой неделе Сергей Сокол провёл совещание по социальным вопросам, на котором озвучил имеющуюся у него информацию. «На пострадавших территориях у нас проживает более 33 тысяч школьников, – сказал он. – Для областного бюджета с его огромным профицитом сумма, которая предварительно подсчитана, вполне подъёмная. Однако, насколько нам известно, областное правительство предлагает бесплатно кормить только 5,7 тысячи детей. Только пострадавших. То есть другие дети, которые также живут в зоне поводка, питаться бесплатно не будут. Это категорически неправильно. Считаю, что законопроект о питании школьников, который предложили коллеги из разных фракций, необходим и должен быть принят». Напомним, что так никто и не увидел указа о питании 5,7 тыс. школьников. Зато вместо этого 5 августа появилось постановление о бесплатном двухразовом питании в школах детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно распространяется на всю Иркутскую область и, безусловно, необходимо. Но о детях из зоны паводка пока никто не позаботился.

Очнулись после критики президента

Но, может быть, губернатор был занят чем-то более важным, чем депутатские законы? Проанализируем его деятельность с документами. Например, перечень мероприятий по социальной поддержке пострадавших был составлен только 18 июля, а опубликован 24 июля. Прошёл почти месяц после удара стихии. 26 июля, четыре недели спустя после наводнения, вдруг появилось приложение к губернаторскому указу от 27 июня. Оказалось, на территории Тулуна и Тулунского района вводится полный запрет на продажу алкогольной продукции. Ждали месяц? Или оформили поправки задним числом? Нет ответа. Дальше ещё интереснее. 6 августа губернатор внёс изменения в положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Речь идёт о тех самых единовременных выплатах, которые за месяц до этого уже начались, а выплаты по 10 тысяч рублей губернатор и вовсе объявил завершёнными. Тогда почему документ появляется намного позже?

31 июля в интервью РБК Сергей Левченко заявил: «3 июля президент подписал поправки к закону, где написано, что главой комиссии по ЧС должен стать глава региона, но в действие поправки вступают с 1 января 2020 года. С учётом того, что президент сказал, я принял решение взять на себя эти обязанности в дополнение к обязанностям руководителя оперативного штаба».

Постановление правительства о замене главы КЧС с первого заместителя председателя правительства на губернатора появилось только 2 августа, уже после публикации интервью. В интервью Левченко заявил, что уже возглавляет штаб по ликвидации паводков, а указ о создании такого штаба был опубликован только 6 августа. С момента, когда стихия захватила несколько районов Иркутской области, прошло больше месяца. Только 9 августа было опубликовано постановление правительства о создании межведомственного консультационного пункта по работе с пострадавшим от наводнения. Это спустя почти полтора месяца после наводнения. Оперативность просто выше всех похвал, как и обещал сын губернатора, Андрей Левченко.

В постановления и указы губернатор и его коллеги постоянно вносят поправки, это уже стало стилем работы. И контроля за этим никакого нет. При этом условия распределения средств, проводимые через указы и постановления правительства, не назовёшь прозрачными. Только один пример. 31 июля 2019 года вышло постановление правительства № 590-пп. Оно призвано помочь муниципалитетам – это субсидии на уборку крупногабаритных отходов строительства зданий, сооружений. Опубликован этот документ был 1 августа, в нём идёт ссылка: порядок предоставления субсидий и сроки будут объявлены извещением на сайте регионального министерства природных ресурсов. Такое извещение действительно есть, однако даты его публикации нет. Когда оно появилось на сайте, только МПР известно. Но зато в этом извещении мэрам был дан срок на предоставление документов на субсидию «с 1 до 6 августа». С учётом того, что 3-4 августа были выходные, у мэров оставалось только два дня для сбора справок, прошивку их в бумажном виде и поездку в Иркутск – 2 и 5 августа. Однако уже 2 августа появилось, как из рукава фокусника, постановление правительства № 594-пп. Оно являет собой поправку в прежнее постановление. Это табличка, где все субсидии по мановению волшебной палочки уже распределены. Тулуну – более 200 млн рублей, Нижнеудинску – 6,1 млн рублей, более 478 тысяч Октябрьскому муниципалитету, чуть более 188,9 тыс. – Лесогорскому. Как мэры за сутки сумели подготовить все документы, прошить, поставить печати, домчать их до Иркутска, остаётся загадкой. Вероятнее всего, фокусы с бумагами и деньгами – дело ловких рук представителей «Серого дома». Тем более что опубликовано это второе постановление было только… 6 августа. Казалось бы, какая разница, если муниципалитеты всё равно получили деньги? Однако вот такие пассы руками с юридическими документами наталкивают на вопрос: кто и как распоряжается деньгами? И сможем ли мы проконтролировать, почему появилась именно эта сумма, а не другая? И не были ли деньги кинуты «с барского плеча» заранее, а потом под них в нарушение закона оформлены бумаги?

Конфликт с Законодательным Собранием по оперативной помощи пострадавшим, приход к руководству КЧС только после критики президента Владимира Путина, создание штаба по ликвидации последствий наводнения спустя месяц после самого наводнения, полная юридическая неразбериха с документами о помощи пострадавшим – это впечатляющий результат первого месяца работы Сергея Левченко в условиях чрезвычайной ситуации федерального масштаба.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры