издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уже не обманутые

Вкладчики АТБ совершили невозможное – заставили банк вернуть деньги

Ровно через год Ольга Воронцова смогла вернуть свой миллион рублей. Ей удалось доказать в суде, что сотрудники банка АТБ ввели её в заблуждение. Под видом банковского вклада ей продали ничем не обеспеченный вексель, по сути – просто бумажку. В такой ситуации оказались около трёх тысяч человек по всей стране. Люди отдали банку 4,3 миллиарда рублей. Ольга живёт в Красноярске. В этом регионе судебная практика складывается наиболее благополучно для обманутых вкладчиков. Ольга и её товарищи по несчастью отсудили у банка не только свои деньги, но и проценты за пользование чужими деньгами. В феврале нынешнего года она получила дополнительно к своему миллиону около 100 тысяч рублей.

В феврале прошлого года Ольга с мужем продали однокомнатную квартиру. Деньги собирались внести за двухкомнатную – плюс взять ипотеку. До открытия продаж в комплексе, который они присмотрели, оставалось несколько месяцев. Решили подержать деньги в банке. «Мы люди небогатые. Муж военный пенсионер, я работаю в детском саду. Этот миллион – не свободные деньги, которыми мы могли распоряжаться. На эти деньги мы собирались купить жильё, – рассказывает женщина. – Вместе с мужем мы пришли в банк АТБ. Там нам предложили вексельный вклад под 10% годовых. Я сказала, что посмотрю ещё условия в других банках. Девушка – сотрудница банка – мне говорит: «Да вы что? Вы нигде такие условия не найдёте!» Я спросила: «Вклад застрахован?» Глядя мне в глаза, она ответила: «Конечно!»

Ольге в это время нужно было смотреть не на сотрудника, а в банковские документы, которые она подписала. По бумагам оказалось, что Ольга приобрела вексель стоимостью один миллион рублей. Через три месяца она должна была получить миллион обратно и 26 тысяч рублей процентов.

«Поставьте крест на этих деньгах»

В условленное время Ольга с супругом пришли в отделение банка. Девушки-менеджера, которая оформляла документы, в офисе не было. Вышел другой сотрудник и сообщил, что деньги они не получат. Их средства находятся в Москве у ООО «Финансово-торговая компания» (ФТК), которое, собственно, и продало вексель Ольге. Как позже выяснила вкладчица, банк провёл рокировку. Сотрудников, которые гарантировали безопасность «вкладов», заблаговременно перевели в другие офисы. Чтобы вкладчики не смогли спросить со своих менеджеров за обман.

«Мы вышли из банка в шоке. Не понимали, как такое могло произойти… – вспоминает Ольга. – Нам врали в глаза. Говорили, что мы кладём деньги на банковский вклад. А оказалось, что мы купили какой-то вексель. Хотя этот вексель мы вообще не видели».

В этот же день Ольга обратилась в адвокатскую палату. Юристы помогли ей составить претензию к банку, обратились к уполномоченному по правам человека. «Мой знакомый, управляющий банком, откровенно сказал: «Поставьте крест на этих деньгах. Не получите ни копейки», – продолжает рассказ вкладчица.

Сын Ольги нашёл в Интернете сообщения о других обманутых вкладчиках АТБ. Люди стали объединяться в сообщества. В сибирской группе Ольга была администратором. Кроме того, у них был казначей, который отвечал за сбор денег, заказывал баннеры и листовки для пикетов и митингов. Отдельный человек в группе занимался мониторингом судебной практики.

«Все нам говорили, что мы не сможем вернуть деньги. Никто не верил, – говорит Ольга. – Мы доказали, что, если объединиться, вместе добиваться цели, можно что-то изменить. У нас в Красноярском крае 126 обманутых вкладчиков. Все уже получили свои деньги. Теперь пошли в суд за компенсацией процентов за пользование чужими деньгами и индексацией». Индексация предполагает выплату процентов по ставке рефинансирования за то время, когда было вынесено положительное решение суда и банк мог добровольно его исполнить, до момента зачисления денег на счёт через Службу судебных приставов.

Ольга помимо того, что уже получила с банка, намерена требовать компенсацию за упущенную выгоду. Ведь всё это время она была вынуждена платить ипотеку в большем размере, чем планировала. Разницу в ежемесячных платежах планирует отсудить у банка.

Пострадали в вексельной схеме

В Иркутской области пострадавшими признаны 220 человек. Во всех 19 регионах, в которых есть обманутые вкладчики, мошенники работали по одной схеме. «Новый банковский продукт» сотрудники банка предлагали в основном действующим клиентам АТБ. По данным Центрального банка России, около 90% покупателей векселей – вкладчики банка. Люди уже доверяли кредитной организации. Сотрудникам оставалось убедить клиентов снять деньги со вклада и вложить в «новый продукт» или «вексельный вклад».

Когда заканчивался срок договора и люди приходили в банк за деньгами, получали ответ: банк был лишь посредником. Векселя они покупали не у банка, а у сторонней организации – того самого ООО «Финансово-торговая компания». К нему советовали обращаться с претензиями. Уже после всего, что с ними случилось, вкладчикам объясняли, что вексель – это ценная бумага, финансовый инструмент. Покупая его, клиент заведомо шёл на риск. Вексель в отличие от банковского вклада не застрахован.

Позиция Центробанка оказалась сходной с мнением сотрудников АТБ: банк был лишь посредником, люди сами виноваты, что приобрели сомнительные векселя. Всё это было бы так, если бы речь шла о единичных случаях. Здесь же работала централизованная система по отъёму денег у населения. Сотрудники банка получали процент от каждой суммы поступлений.

Разумеется, деньги не уходили в стороннюю организацию. По данным Центробанка, ООО «ФТК» связано с бывшим совладельцем АТБ Андреем Вдовиным. Организация использовалась для финансирования его проектов и была заёмщиком АТБ, причём безнадёжным.

Как выявила проверка ЦБ, выплата по векселям, по которым наступал срок гашения, могла происходить в основном за счёт средств новых вкладчиков. Эксперты пришли к выводу, что для ФТК было невыгодно привлекать займы под высокие проценты. Компания просто не имела таких доходов, чтобы выплачивать суммы вместе с процентами.

Эксперты документально доказали, что ФТК и АТБ организовали финансовую пирамиду. Её жертвами стали около трёх тысяч человек по всей стране. Любопытно, что организаторы схемы обошли жителей Московского региона. Среди пострадавших нет ни одного москвича.

Ещё один занимательный факт. Центробанк как минимум за полтора года до возникновения острой ситуации был осведомлён о неплатёжеспособности ООО «ФТК». Тем не менее с ведома регулятора АТБ продавал векселя компании-пустышки. В апреле 2018 года ЦБ принял решение о санации банка. Легко догадаться, что к этому времени счета оказались пусты.

Возврат активов

Спустя месяцы борьбы почти 1,5 тысячи клиентов санируемого банка получили назад свои вложения. Вкладчики смогли отсудить у кредитной организации 1,4 миллиарда рублей. Споры выиграли 90% пострадавших, обратившихся в суд. Об этом сообщили порталу «Банки.ру» в Центробанке.

«По состоянию на 1 июля 2019 года с учётом всех судебных инстанций в пользу векселедержателей было принято 1489 решений (более 90% от всех принятых решений). На 1 июля 2019 года АТБ осуществил выплаты по исполнительным листам на общую сумму 1,4 миллиарда рублей», – передал через пресс-службу зампред Банка России Василий Поздышев. Он отметил, что некоторые судебные разбирательства ещё ведутся.

Вкладчика АТБ Валерия Решетникова мы застали в дороге. Несколько дней назад он получил деньги на счёт и наконец выехал из Иркутской области. Два года назад он продал квартиру в Братске, планировал переезжать в Новосибирск – к детям и внукам. Деньги от продажи квартиры Валерий хотел сохранить до отъезда. Вкладчиком АТБ он был около десятка лет, поэтому с доверием принял предложение сотрудницы банка вложить 1,5 миллиона рублей на выгодных условиях.

Всё это время он не мог покинуть Братск. Братский городской суд отказал Валерию. Решение суда первой инстанции отменил областной суд. В Братске Валерий оставил доверенность для представителя, который будет добиваться выплаты процентов за пользование чужими деньгами и индексации.

Мирный протест выльется во что-то большее

Больше всего пострадавших от действий АТБ проживает в Амурской области. Там 450 человек купили необеспеченные векселя. В этом регионе судебная практика складывается иначе, чем в соседних областях. Свои взносы клиенты банка через суд получают. Но в исках о взыскании процентов за пользование чужими деньгами суды обычно отказывают. Отец Дениса Смоляра, жителя Благовещенска, недавно получил деньги за вексель на счёт. Но подавать иск на компенсацию семья не торопится. Пока суды отказывают вкладчикам в их праве требовать компенсации.

«Фактически суды узаконивают мошенническую схему, когда можно брать чужие деньги, пользоваться ими. И не получить за это никакого взыскания, – говорит Денис. – Суд придерживается позиции: люди получили свои деньги – и этому должны радоваться».

Мужчина провёл анализ ситуации вкладчиков из своего региона. Наиболее многочисленная группа подала судебные иски к АТБ. В этом случае люди столкнулись с тем, что не смогли получить компенсации по вложениям. Кроме того, проблемы возникли у наследников тех вкладчиков, которые умерли. Пострадавшие ведут свою «чёрную летопись»: за время борьбы умерли 12 человек из разных регионов. Наследники ждут момента вступления в права и уже потом смогут подать иски.

Кто-то из вкладчиков выбрал другой путь: поехать в Москву или отправить представителя и подать в суд на ФТК. Именно так и сделала Наталья Романова из Братска. Она попала в число счастливчиков, кто смог вырвать у конторы деньги перед самым банкротством. 12 марта 2019 года в семь утра по местному времени на её счёт пришли средства, а в пять вечера этого же дня поступило сообщение о банкротстве компании. Наталье удалось вернуть свои 800 тысяч рублей. Кроме того, ФТК выплатила ей проценты по векселю, обещанные в договоре, – около 50 тысяч рублей. Наталья попалась на удочку АТБ, сама будучи сотрудником этого банка. Сейчас женщина находится в декретном отпуске с четвёртым ребёнком. «Я очень рада, что получилось вернуть деньги. На них мы, как и планировали, заканчиваем строительство дома: возвели крышу, смонтировали электрику, оштукатурили стены, – рассказывает Наталья. – Сейчас младшему ребёнку два года. Точно знаю, что в банк работать не вернусь. Я на собственном примере прочувствовала, как работает эта структура. Если вернусь, придётся обманывать людей. Я так не могу – ночами не буду спать…»

Некоторые из вкладчиков согласились продать ФТК свои векселя за часть стоимости. В прошлом году компания продемонстрировала вкладчикам «аттракцион невиданной щедрости» – согласилась выкупить свои ценные бумаги с большой скидкой. Были люди, которые приняли это предложение, не надеясь на суды. Сейчас, наверное, жалеют.

Под давлением общества власть пошла на уступки – встала на защиту интересов пострадавших. Вкладчики отдают себе отчёт в том, что массовые положительные решения – плод их совместной работы на протяжении последнего года. Практически ежедневно люди в разных городах страны выходили на пикеты, митинги, раздавали листовки и размещали баннеры. Вкладчики засыпали обращениями региональные и федеральные власти, массово отправляли вопросы на «горячую линию» президента, снимали ролики и фильмы. В общем, делали всё возможное, чтобы об их проблеме узнало как можно больше людей.

Вкладчики рассказывают о давлении, которые испытывали. В Братске газеты отказывались размещать негативную информацию о банке. Денис говорит, что в Благовещенске люди заказали баннер с антирекламой АТБ. Сначала им звонили из банка, сотрудники угрожали и требовали снять плакат. Когда это не помогло, на заказчиков баннера вышли сотрудники городской администрации и настоятельно попросили убрать баннер. Так повторялось несколько раз. Давление на вкладчиков ощущалось сильнее в территориях, где больше филиалов банка.

Тем не менее власть была вынуждена реагировать. В 19 регионах, где есть пострадавшие, были возбуждены уголовные дела. Идёт расследование. Людям начали возвращать деньги. И всё-таки, по мнению Дениса Смоляра, пострадавшим удалось добиться лишь половинчатых мер.

Первые положительные решения были вынесены на основании Закона о защите прав потребителей. В этом случае истец получает не только свой взнос, ответчик обязан выплатить ему дополнительно половину от суммы взыскания. Это штраф за нарушение. Потом суды стали отменять договоры, опираясь на другую статью – «сделка под влиянием обмана». Эта статья Гражданского кодекса не предполагает денежное наказание, только возврат вложений.

Вкладчики АТБ из разных регионов смогли объединиться для общего дела. По сути, они создали организацию со своей структурой. Люди действовали согласованно, и это грозило тем, что относительно мирный протест выльется во что-то большее. «Власти боятся, что из искры разгорится пламя, – говорит Денис. – К нам уже поступали предложения от неких сил, которые предлагали присоединиться к нам. Это чревато тем, что они за счёт нас будут продвигать свои интересы. Наша группа занимается исключительно защитой прав людей, пострадавших от АТБ».

Ольга Воронцова рассказывает, что за время борьбы вкладчики в красноярском сообществе подружились, активно общаются на темы, не связанные с АТБ. Например, консультируют друг друга по расчёту коммунальных платежей, а также обмениваются рассадой и саженцами. Распускать свои группы в мессенджерах красноярцы пока не намерены.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры