издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зелёные хирурги» получили по рукам

Суд признал незаконными санрубки в природном заказнике «Туколонь»

Санитарные рубки в «Туколони» признаны незаконными. Решение об этом 17 июля вынес Четвёртый арбитражный апелляционный суд в Чите, потребовав также отменить сделки купли-продажи заготовленной в заказнике древесины. Это решение интересно не только само по себе, но и в связке с уголовным процессом над министром лесного комплекса региона Сергеем Шевердой. По версии следствия, министр знал о проведении незаконной рубки и о последующей продаже древесины, но не препятствовал этому. Так совпало, что имущество чиновника было арестовано буквально накануне. Судя по всему, приговора министру ждать теперь тоже недолго.

Уголовное дело о незаконной санитарной рубке в природном заказнике «Туколонь» было возбуждено примерно год назад. Наблюдать за его развитием было захватывающе интересно. С самого начала было очевидно, что для регионального правительства битва при «Туколони» – всё равно что Сталинградская битва, ради победы в ней будут задействованы все имеющиеся возможности. Арбитражный суд ответил, наконец, на главный вопрос этого дела: рубка в «Туколони» была незаконной.

Очевидно, сейчас дело министра близится к концу. Собственно, Следственный комитет так и заявил незадолго до окончания арбитражного процесса. На следующий день было арестовано имущество министра, обнаруженное в ходе расследования. В пресс-релизе СУ СК РФ по Иркутской области отмечается, что в банковской ячейке Сергея Шеверды нашли 80 тысяч долларов США, 2 млн рублей, ключи и документы на автомобиль марки Volkswagen Touareg 2013 года выпуска стоимостью около 1,5 млн рублей.

Как закалялась «Туколонь»

Санитарные рубки в «Туколони» пытались назначить ещё в 2017 году. Но согласовать их отказалась региональная Служба по охране и использованию животного мира. Тогда рубки начали проводить вопреки запрету службы, а несговорчивую структуру в 2018 году просто ликвидировали приказом губернатора, присоединив к министерству лесного комплекса. Перед смертью служба успела подать иск о признании незаконной сделки купли-продажи вырубленной в «Туколони» древесины.

Позже это сыграло большую роль в арбитражном процессе. Для начала все полномочия службы по наследству перешли к региональному минлесу. То есть в суде министерство должно было самому себе доказывать, что поступило незаконно. И было бы странно, если бы оно и впрямь с этим согласилось и публично высекло само себя. В общем, суд первой инстанции признал, что лес из «Туколони» продан законно. Кстати, якобы больную, поражённую стволовыми вредителями древесину продали за миллион долларов.

Пока шли судебные заседания, в публичном пространстве разворачивалась самая настоящая битва экспертиз. Например, обсуждение одной из них в областной Общественной палате проходило буквально на следующий день после ареста Сергея Шеверды. Впрочем, документ не идёт ни в какое сравнение с актом Рослесхоза, на который опирается природоохранная прокуратура. Это документ на ста страницах, составленный комиссией, в которую входили начальник Управления лесного надзора Федерального агентства лесного хозяйства, заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по СФО, начальник отдела контроля и анализа использования лесов, контроля за оборотом древесины Департамента лесного хозяйства по СФО. Всего в работе участвовали более 20 человек помимо руководителей.

Тем не менее появились эксперты, которые неубедительно, но громко стали доказывать, что рубки – единственное спасение заказника от стволового вредителя. Те, кто совсем не владел научным языком, писали про «Туколонь» стихи в соцсетях. Как говорится, если не можешь идти к цели, ложись в её направлении.

По версии «зелёных хирургов» выходило, что жук съел без малого 500 га реликтового леса. Именно на такой площади была одобрена рубка. По словам Байкальского природоохранного прокурора Сергея Зенкова, для того, чтобы провести необходимые работы в труднодоступной территории, пришлось организовать целую спецоперацию. Примечательно, что тот лес, который прокуратуре удалось отстоять, прекрасно себя чувствует и сегодня. По некоторым показателям он стал даже лучше, чем был.

Белые рубки, серые схемы

Под видом санитарных рубок в регионе выкашиваются самые заповедные и ценные леса. Эти мероприятия, которые должны выполняться за счёт бюджета, поскольку являются экономически убыточными, в нашем регионе приносят колоссальную прибыль. Поэтому объёмы их растут год от года. Не случайно в «Туколони» был выкошен самый лучший лес, а по-настоящему больной так и остался гнить.

Природоохранный прокурор не раз заявлял, что «Туколонь» – лишь верхушка «лесного айсберга». Ведь есть ещё и дело, связанное с рубками в Падунском лесничестве. Там были заключены контракты на рубки ухода в нерестоохранной зоне. После заключения сделки её условия кардинально изменились. Так, объёмы рубок были увеличены в 74 раза, а под нож пустили спелые и перестойные насаждения, то есть здоровый лес. Соглашения подписаны лично министром Шевердой. Кстати, после того как природоохранная прокуратура выявила эти факты, бенефициары сделки в массовом порядке пошли в суды, требуя отменить дополнительные соглашения. Ведь нет допсоглашений – нет предмета для уголовного преследования министра. Однако провернуть этот юридический трюк не удалось.

А ведь существует ещё одна схема – приоритетные инвестиционные проекты. Под предлогом развития глубокой переработки коммерческие фирмы за гроши получали в аренду самые лакомые лесные участки. Однако вместо глубокой переработки они почему-то продолжали сплавлять лес в Китай. И вот странность: соглашения заключались только со «своими» фирмами, руководство которых имело тесные личные связи с министром Шевердой. Кстати, отбор проектов проводил регион, но последнее слово при этом всё равно оставалось за федеральным центром.

И вот тут впору вспомнить о недавней отставке руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика. Он добровольно покинул свой пост буквально через две недели после ареста Сергея Шеверды. Как тут удержаться от соблазна и не связать эти два события в единую логическую цепочку?!

Броня крепка

Никакие сомнения всё это время не властны были только над губернатором. Он с самого начала заявил, что министр лесного комплекса ни в чём не виновен. Губернатор объяснил арест Шеверды «местью лесной мафии» и начал бить во все колокола, требуя защиты для чиновника. Обратился в администрацию президента и сразу к двум уполномоченным по правам человека: к федеральному – Татьяне Москальковой – и региональному – Виктору Игнатенко. Последний, кстати, почти сразу ответил, что не видит оснований вмешиваться в судебный процесс, да и полномочий таких не имеет.

Тогда Сергей Левченко начал действовать «по партийной линии». На сайте КПРФ появилось обращение в поддержку Шеверды, которое называется громко – «Защитники русского леса нуждаются в защите». Видный партийный деятель от КПРФ Валерий Рашкин не стал особо напрягать извилины, а выбрал излюбленную тактику, заявив, что арест Шеверды – это часть «многолетней спланированной атаки на губернатора Левченко». Точно, Шеверда много лет планировал незаконные схемы, прежде чем в его жизни настала «Туколонь». При чём тут губернатор, непонятно. Но, может быть, Рашкину виднее.

В общем, случай с Шевердой – это уникальное явление, когда все административные и партийные ресурсы пускаются в ход ради спасения не члена партии. Теперь Сергей Шеверда просто обязан примкнуть к рядам своих главных защитников и тоже стать коммунистом. Если написать заявление о приёме в партию прямо в следственном изоляторе или вообще в колонии, драматургический эффект только усилится.

Губернатор пока умудряется игнорировать предписание прокуратуры об увольнении Шеверды. Уголовное дело тут ни при чём, просто министр нарушил антикоррупционное законодательство, не указал в декларации о доходах пять счетов в банках, а также доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами», в сумме 23 млн рублей. Но если 23 млн – это доход от вклада, то какова сумма самого вклада и как честный чиновник может заработать такие деньги на госслужбе? Но у губернатора никаких вопросов к министру нет, увольнять его он отказывается. Видимо, сделать это придётся через суд, тем более что прокуратура уже подала исковое заявление.

Может быть, губернатор придумал бы и ещё что-нибудь интересное, чтобы освободить лесного министра. Наверное, его изобретательность не смог бы остановить даже вселенский потоп, случившийся в регионе. В тот день, когда в районах уже начали вводить режим ЧС, губернатор праздновал юбилей своего партийного начальника Геннадия Зюганова. Но потом в Иркутскую область прилетели федеральные чиновники и с тех пор ни на минуту не спускают глаз с Левченко. Тут уж поневоле поедешь в зону бедствия и начнёшь работать. А когда человек работает, ему некогда заниматься глупостями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры