издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дважды в одну воду

Пилот из Иркутской области с интервалом в год попал в аварии в районе Хужира

История гражданской авиации знает не так много случаев, когда пилот благополучно переживал несколько происшествий, да ещё и случившихся в одном районе. Наш земляк Александр Мельников точно вписал в неё своё имя. В июле 2017 года он совершил вынужденную посадку на поверхность Байкала недалеко от скалы Шаманка, а 13 августа 2018-го всего в 964 метрах юго-западнее потерпел аварию при взлёте с воды на другом самолёте. Во втором случае он не только по-прежнему не имел свидетельства пилота, но и отправился в полёт без разрешения владельца машины.

 

Признаемся честно: авиационные происшествия, закончившиеся благополучно, нечасто привлекают внимание публики. Согласно одному агрегатору новостей, об аварии лёгкого самолёта-амфибии Twin Bee, которая произошла 13 августа 2018 года у берега Байкала неподалёку от Хужира, было опубликовано 45 информационных сообщений. Значительная часть – о самом происшествии, чуть меньше – о том, что двухдвигательную машину подняли из воды. Повод действительно не заслуживал особой шумихи: на борту самолёта находился только пилот, который отделался лёгкими травмами и даже не обратился за медицинской помощью.

Межгосударственный авиационный комитет, который провёл техническое расследование аварии, не называет имени лётчика. Но вычислить его не составило труда. Дело в том, что в окончательном отчёте о расследовании содержатся сведения об авиационном инциденте, который пилот имел в прошлом: 16 июля 2017 года он приводнил на поверхность Байкала самолёт Cessna-172M, который был сертифицирован как единичный экземпляр воздушного судна оригинальной конструкции под названием «Беркут». Помимо него на борту тогда находились три пассажира. Никто не пострадал, хотя двоих человек пришлось госпитализировать. «У меня отказал двигатель», – объяснил причину аварии пилот, он же владелец самолёта, Александр Мельников в телефонном разговоре с журналистом программы «Вести-Иркутск». Межгосударственный авиационный комитет впоследствии установил точную причину: «Сессна» попросту исчерпала топливо. А тот, кто ею управлял, ещё в августе 2017 года был оштрафован на 9,5 тыс. рублей за то, что не имел свидетельства пилота и сертификата лётной годности воздушного судна.

Это не помешало ему через год сесть за штурвал самолёта Twin Bee, который ему даже не принадлежал. Машина, к слову, была собрана из комплекта, купленного в апреле 2014 года в США. По информации сайта seabee.info (UC-1 Twin Bee создан на базе амфибии Republic RC-3 Seabee путём замены одного двигателя с толкающим винтом на два мотора с тянущими пропеллерами и некоторых других переделок. – Авт.), в Россию был экспортирован только один из 23 когда-либо произведённых самолётов этого типа. Это машина с бортовым номером N9507U (впоследствии был изменён на RA-2335G), которая совершила первый полёт 7 мая 1975 года. Как следует из материалов seabee.info, её приобрёл Булат Ермаков. В отчёте Межгосударственного авиакомитета, в свою очередь, упомянут безымянный житель Сургута, который в ноябре 2017 года перепродал самолёт частнику из Иркутска. Последний, в отличие от прежнего владельца из России, не оформил на машину сертификат лётной годности.

За несколько дней до наступления 2018 года он передал самолёт Мельникову на ответственное хранение. К 13 августа прошлого года, когда произошла авария, «стаж» пилота, не имевшего «прав», составлял примерно 250 лётных часов. По крайней мере, так установила комиссия Межгосударственного авиационного комитета с его слов. Первую в жизни штатную посадку на воду он совершил 12 августа 2018 года. Опыта взлёта с воды не имел вовсе, как и разрешения на полёт от владельца машины.

Тем не менее, имея ключи от самолёта, утром 13 августа 2018 года Мельников осмотрел его, убедился в наличии топлива на борту, запустил двигатели и отчалил от причала в Хужире. При разгоне левый поплавок, ударившись о гребень волны, оторвался – как выяснилось позже, стойка с ним когда-то была сломана в месте конструктивного выреза, но её грубо приварили обратно, не соблюдая при этом никакие технологические инструкции и стандарты. Пилот прекратил взлёт и попробовал вернуться к берегу. Однако самолёт начало тянуть влево – по свидетельствам очевидцев, он успел сделать три круга на поверхности Байкала. Оба двигателя при этом работали. В какой-то момент винт левого мотора ударил по воде, и самолёт опрокинулся на борт. Лётчик успел только заглушить двигатели. Из машины, которая затонула за три минуты, он благополучно выбрался. Авария произошла в 200 метрах от берега и в 964 метрах от места крушения «Сессны» в июле 2017 года.

Техническая причина произошедшего заключалась в неправильной центровке самолёта: примерно 180 литров бензина было залито только в передний бак, а задний, который должен быть заполнен при взлёте с воды и посадке на неё, был пуст. Как выяснила комиссия МАК, пилот об этой особенности самолёта попросту не знал. Не был он знаком и с правилами расчёта центровки амфибии Twin Bee. Мельников допустил ещё одну ошибку, на этот раз связанную с пилотированием. Дело в том, что разворот на воде необходимо выполнять с помощью двигателя, который является противоположным направлению движения. Второй мотор при этом необходимо перевести в режим малого газа. Иными словами, при левом развороте Мельникову следовало сбросить обороты левого двигателя. Он этого не сделал, поэтому самолёт накренился, а дальше произошли отрыв поплавка и удар винтом о воду.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры