Звёздная «болезнь»
В Иркутском планетарии установлен аппарат «Цейсс»
Звёздная машина ZKP4 производства немецкой фабрики «Карл Цейсс» установлена в Большом иркутском планетарии в школе № 19. Прибор ехал в Иркутск из Йены полмесяца и прибыл на место 13 июня. 3 июля в Иркутск прилетел специалист «Цейсса» Марио Раух. За полторы недели он смонтировал звёздную машину и провёл обучение сотрудников планетария. Прибор отображает 7000 звёзд Северного и Южного полушарий с таким качеством, с каким звёздное небо видят космонавты на орбите Земли. В России всего четыре таких прибора.
Большой иркутский планетарий с диаметром купола 11 метров, самый крупный школьный планетарий в России, открылся в иркутской школе № 19 29 января этого года. На открытии было заявлено: в ближайшее время помимо уже существующей современной системы из восьми проекторов с разрешением 4К в планетарии будет установлена звёздная машина – оптико-механический прибор, способный в точности воспроизводить звёздное небо. Аукцион на поставку оборудования выиграла немецкая компания «Карл Цейсс». Только они могли предложить решение на светодиодном источнике света и на оптоволокне по заявленной цене. «Цейсс» является родоначальником мировых планетариев. Исторический телескоп, который был размещён в 1910 году в башне ВСОИРГО (ныне – Краеведческий музей), 109 лет назад приехал в Иркутск также с завода Карла Цейсса в Йене. В 1960-х годах в Иркутский планетарий, что находился в Троицкой церкви, из ГДР был поставлен аппарат «Малый Цейсс», ныне находящийся в музее «Экспериментарий».
14 мая директор школы № 19 Светлана Большещапова и руководитель планетария Дмитрий Семёнов в одном из шоу-румов завода «Карл Цейс» в Йене провели заводскую приёмку оптико-механического прибора ZKP4. «Оптический блок, работу которого принимали, как и ожидалось, изготовлен отлично, – сообщил тогда Дмитрий Семёнов. – Теперь прибор будет разобран и упакован для отправки в Иркутск». Иркутянам продемонстрировали собранный аппарат, все его возможности, прописанные в контракте, а потом аппарат был снова разобран. Его упаковали в пять ящиков общей массой больше тонны. 28 мая звёздная машина выехала из Йены на грузовике-фургоне. Специалист, который вёз «Цейсс» от транспортной компании, раньше жил в Новосибирске, он потомок репрессированных эстонцев. Недавно он переехал на историческую родину и взял заказ, чтобы на обратном пути вывезти имущество. 5 июня грузовик с оборудованием прошёл таможню в Смоленске, 13 июня оборудование прибыло в школу № 19 в Иркутск. Всё это время аппарат стоял в коробках.
«Я переписывался с девочкой с Байкала»
3 июля в Иркутск прибыл специалист фирмы «Карл Цейсс» Марио Раух для установки прибора в Большом иркутском планетарии. «Началось всё как надо: «Аэрофлот» потерял багаж, в котором все инструменты», – сообщил Дмитрий Семёнов о старте монтажа. Но это не помешало Марио работать – иркутские коллеги предоставили ему инструменты, которые были необходимы на первом этапе монтажа. Когда же подошёл второй этап, где без собственных инструментов не обойтись, авиакомпания смилостивилась. 5 июля удалось всё-таки выбить чемодан с инструментами.
Когда Марио говорит, слышны слова сразу трёх языков – английского, немецкого, русского. Иногда они причудливо смешиваются. Детство в ГДР, видимо, даёт знать о себе, и русский, который был обязательным для немецких ребятишек, Марио тоже немного помнит. Он может произнести по-русски: «Я из Йены», «Май фазе из учитель, тичер».
– Я техник компании «Цейсс», живу в Йене, работаю в подразделении, занимающемся планетариями, – рассказывает он. – Мой папа был учителем, мама работала в офисе. Сын занимается продажами. Дочь в своё время увлекалась техникой, но теперь работает в офисе. Внуки маленькие, пока не определились. Так что в семье техник пока один я. Это у меня с детства, я всегда интересовался разными техническими штукенциями. Всему, что умею, научился в компании «Цейсс», где тружусь по сей день. Собственно, в самой компании «Цейсс» я проработал 13 лет, потом 15 лет был техником в Большом планетарии в Йене, а с 2006 года снова вернулся в «Цейсс». В Иркутске я монтировал звёздную машину. А до этого монтировал и готовил к работе звёздные машины в Калуге, Ярославле, Новокузнецке. Работал в Казахстане – в Алма-Ате. Монтировал много машин в США, Германии, Франции, Польше. Мне нравится ездить по разным странам, заниматься монтажами самой разной сложности… Но временами трудновато моей семье, потому что меня долго не бывает дома. И я счастлив, когда возвращаюсь домой, потому что дом есть дом.
На вопрос: «Сколько машин было на вашем счету всего?» – Марио задумывается, а потом произносит: «Я не считал, но, наверное, не менее 15–20». «Бывали ли в вашей практике сложные случаи?» – спрашиваем. «Сложные? Нет, не знаю. Каждый раз свои проблемы, и мы их успешно решаем, – говорит он. – Например, в Алма-Ате пришлось нести все детали аппарата очень высоко – по лестнице, лифта не было. В Иркутске, как вы знаете, у меня задержался багаж с инструментами, и мне их вернули через два с половиной дня».
На первом этапе сотрудники иркутского планетария помогали Марио в монтаже аппарата. После того как аппарат был установлен, Марио остался один и пару дней настраивал его. А потом последовал этап обучения: техник знакомил сотрудников с устройством аппарата, особенностями его настройки, учил обращаться с пультом управления. Показывал, что умеет звёздная машина.
Все дни немецкий техник провёл на монтаже, а в пятницу, 12 июля, отправился в Листвянку. «Я знаю, что Байкал – это огромное красивое озеро, – говорит он. – Мне было интересно увидеть его, потому что, когда я был школьником, у меня была подруга по переписке из Иркутска. Я жил в Восточной Германии, в Германской Демократической Республике. Мы переписывались четыре-пять лет, началось это примерно в 1973-м и закончилось около 1977-1978 годов, это называлось тогда «советско-германская дружба», дети обменивались письмами. Я помню, что её звали Ирина, а фамилию, к сожалению, не запомнил. Писем тоже не осталось, поскольку я менял место жительства, они пропали при переезде. Ирина мне много писала о Байкале, но открытки не посылала, и я с тех пор хотел увидеть озеро».
Искусственное, но настоящее
Как рассказал руководитель Большого иркутского планетария Дмитрий Семёнов, прибор рассчитан на планетарии с диаметром купола от 6 до 15 метров, отображает 7000 звёзд Северного и Южного полушарий с таким качеством, с каким звёздное небо видят космонавты на орбите Земли. По его словам, в России сейчас только четыре таких прибора. Два из них используют светодиодные источники света. Звёздная машина Большого иркутского планетария как раз светодиодная.
Прибор объединяет две передовые технологии, обеспечивающие проецирование ярких и чётких световых точек: волоконную оптику и светодиодную подсветку Zeiss. «Ещё никогда искусственное небо не было так похоже на настоящее, – говорится на официальном сайте компании «Карл Цейсс». – Благодаря специальным светодиодам звёзды получаются не только в три раза ярче, но и светятся чисто белым светом, в отличие от красноватого оттенка звёзд с галогенной подсветкой. Используя светодиодную подсветку, Zeiss развивает свою концепцию максимально реалистичного моделирования ночного неба».
«Каждая звезда в приборе подсвечивается мощным светодиодом через отдельный световод из оптоволокна, – рассказывает Семёнов. – Цвет наиболее узнаваемых звёзд передаётся максимально близко к природному. Также точно переданы Млечный Путь и наиболее яркие объекты каталога Мессье, например Магеллановы облака, туманность Ориона, туманность Андромеды…» Светодиодные лампы ещё и экономичны, поскольку срок их службы – около 20 лет.
Прибор оснащён проекторами восьми планет Солнечной системы, Солнца. «За считанные секунды Юпитер и Сатурн занимают то положение на небе, какое у них было во время появления Вифлеемской звезды. Любая дата в диапазоне на 10 000 лет в прошлое или в будущее устанавливается мгновенно», – говорится на сайте «Карла Цейсса». В комплекте идут проекторы фигур созвездий Северного и Южного полушарий, Млечного Пути, зодиакальных созвездий, экватора, эклиптики и так далее. Прибор, как заявляет производитель, позволяет более точно, чем в предыдущих моделях, проецировать положения планет на звёздном небе. «Введите своё место наблюдения на Земле, и прибор установит Солнце, Луну и планеты на их действительные места. Это очень удобно для объяснения затмений, покрытия звёзд планетами и спутниками и парада планет», – говорится на официальном сайте.
– По большому счёту планетарий без звёздной машины – не совсем настоящий планетарий, – говорит директор Астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. – Даже современные проекторы не в состоянии дать адекватную картину звёздного неба. Как различается яркость звёзд в компьютерной системе? Чтобы звезда была ярче, светятся несколько пикселей, в итоге звезда становится не только более яркой, но и более размазанной, не точкой, а пятнышком. На куполах небольшого диаметра это хорошо видно – вместо звёзд светящиеся пятнышки разных размеров. Оптико-механический аппарат «Планетарий», или звёздная машина, даёт «настоящие звёзды» – точки разной яркости. Хорошие аппараты (а «Цейс» – это отличный аппарат) дают даже цвет той или иной звезды. Поэтому проекторы ещё долго не догонят по качеству картины звёздного неба «звёздные машины». А последним улучшаться некуда – она практически идеальны.
Как подчёркивает Дмитрий Семёнов, Большой иркутский планетарий должен стать «ядром будущего комплекса кружков», где школьники могли бы заниматься астрономией – как теоретической, так и прикладной, астрофотографией, телескопостроением, виртуальной и дополненной реальностью. Проект БИП был начат в октябре 2016 года по инициативе мэра Иркутска Дмитрия Бердникова. Глава города считает, что на родине прославленных героев-космонавтов – Бориса Волынова, Александра Полещука, Дмитрия Кондратьева, Анатолия Иванишина – должен быть лучший в стране школьный планетарий, оснащённый всей современной техникой. Дмитрий Бердников поддержал издание учебного пособия по астрономии, написанного коллективом учёных – Дмитрием Климушкиным, Раисой Сотниковой и Сергеем Язевым. Пособие увидело свет за год до возвращения курса астрономии в российские школы, и в этом смысле Иркутск стал «пионером». Параллельно над работой по созданию БИП были организованы ещё два небольших школьных планетария – в школе № 69 «Эволюция» и в Лицее ИГУ.
Сейчас Большой иркутский планетарий располагает 40 программами базовой комплектации от компании «Общество сферического кино», школьники могут работать с симулятором звёздного неба (симулятор – компьютерная программа, позволяющая показывать восход, заход Солнца, эклиптику, небесный экватор, визуализировать основные астрономические понятия, совершать «полёты», выбирать нужные ландшафты на планетах). В планетарии уже был показан фильм о советской космической программе «Буран». Готовится показ программы «Звёзды» Ярославского планетария по сценарию директора Астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева. Увидеть в работе новую звёздную машину, как заявил Дмитрий Семёнов, можно будет уже на следующей неделе.