Утаил доходы и счета
Прокуратура требует уволить министра Сергея Шеверду
У губернатора Сергея Левченко больше нет возможности защищать арестованного министра лесного комплекса региона Сергея Шеверду адекватными способами. Поэтому в ход пошли мантры, теория заговора, обращения к омбудсменам и митинги. Говорят даже, что вместо того, чтобы срочно лететь в затопленные территории региона и принимать руководство на себя, Сергей Левченко в дни наводнения бегал по высоким кабинетам, пытаясь выгородить министра. По горькой иронии судьбы именно в эти дни ушёл в отставку высокий куратор иркутского минлеса – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.
Министру лесного комплекса Сергею Шеверде предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и назначении незаконных санитарных рубок в «Туколони», выявленных Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Ущерб природе составил 800 млн рублей.
С самого начала было очевидно, что дело по незаконным рубкам в «Туколони» – это «лакмусовая бумажка», и от его исхода зависит очень многое. Поэтому скоро стало заметно, что где-то в высших сферах щёлкнул тумблер и привёл в действие самые разные защитные механизмы. Осталось только наблюдать, кто именно оказался в них задействован.
Вот, например, ещё до ареста министра в публичном поле появились некие эксперты, доказывающие, что рубка в «Туколони» была совершенно необходима. При этом оценку они проводили зачастую дистанционно, по документам и фотографиям. Если кто-то выезжал на место, то умудрялся за один день обойти огромный участок заказника. Чтобы его просто сфотографировать, специалистам природоохранной прокуратуры пришлось поднимать квадрокоптер на целый километр.
– Кто давал разрешение выезжать на участок, пока идут следственные действия, я вообще не понимаю, – прокомментировал позже такую псевдоэкологическую активность Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков.
Так или иначе, активность новоявленного экспертного сообщества не помогла. Министр Сергей Шеверда был задержан в Москве и этапирован в Иркутск. Суд назначил ему меру пресечения – содержание под стражей.
В рамках уголовного дела проводится экспертиза заключений, на основании которых были назначены сплошные рубки в особо охраняемых природных территориях и защитных лесах. У правоохранителей есть основания полагать, что заключения специалистов о необходимости таких вырубок принимались, исходя из интересов бизнеса, а вовсе не природы. И речь идёт не только о рубках в «Туколони». Например, в Падунском лесничестве с личного разрешения Шеверды объём рубок был увеличен в 70 раз. Речь идёт об особо ценных лесах по берегам нерестовых рек.
Но эксперты с их положительными заключениями – это скорее группа поддержки. Основное действо по развалу дела разыгрывалось в суде. Чего стоит партия, во время которой министерство играло против самого себя.
До недавнего времени все рубки должны были проходить через областную Службу по охране животного мира. Попытки протащить через неё санитарные рубки в «Туколони» предпринимались ещё в 2017 году, однако безуспешно. В итоге рубки начались без согласования службы. Тогда служба подала иск об оспаривании договоров по реализации заготовленной древесины.
А дальше – следите за руками. В 2018 году служба была реорганизована указом губернатора и присоединена к министерству лесного комплекса. После этого рубки быстро легализовали уже по факту. А во время судебного процесса уже не служба выступала против министерства, а министерство против самого себя. Ведь все юридические права оно унаследовало от поглощённой структуры. В общем, не приходится удивляться, что за последнее время число санитарных рубок увеличилось в несколько раз.
Если вы не отзовётесь, мы напишем в «Спортлото»
Тем не менее развалить дело не удалось. Казалось бы, министр арестован, что тут можно сделать? Только сидеть и ждать окончания следственных действий, суда и вынесения приговора.
Но тут в дело вмешалась тяжёлая артиллерия – губернатор Сергей Левченко. Для начала он на всю страну заявил, что арест министра – это месть лесной мафии, которая потеряла 7 млрд рублей. Именно на эту сумму выросли налоги от лесной сферы. При этом глава региона скромно промолчал, что рост обеспечили крупные предприятия Группы «Илим», которые до сих пор проводили политику оптимизации производства и налоговых платежей. Вот только заслуги министра и правительства здесь нет. Зато объёмы глубокой деревопереработки в регионе не растут. А вот за неё можно бы министра и спросить.
Просто заявлений Сергею Левченко показалось недостаточно. Душа требовала активных действий. Тогда он обратился сразу к двум уполномоченным по правам человека: к федеральному – Татьяне Москальковой – и региональному – Виктору Игнатенко. Сергей Левченко пожаловался, что министра обвиняют в «якобы незаконных рубках», и попросил омбудсменов «предпринять все меры по обеспечению законного разбирательства в данном деле».
Главу региона вообще не смущает, что его заявления звучат как давление на следственные органы. А этого лучше не делать никому. Логично было бы просто дождаться результатов следствия. Только оно сейчас может разобраться, в чём Сергей Шеверда прав, а в чём виноват. Дело это громкое, и в конце концов следствие обязательно предоставит доказательства вины или невиновности подозреваемого. И в любом случае можно не сомневаться, что права министра не будут ущемлены. На его защиту работают лучшие адвокаты, да и сам он человек грамотный, сумеет за себя постоять. А если права человека не нарушены, для чего обращаться к уполномоченному по правам человека?
В своей «слезнице» губернатор сетует на то, что «в полномочия Шеверды С.В. как министра лесного комплекса Иркутской области не входит согласование проведения санитарных рубок, и он не мог давать по этому поводу никаких указаний и настаивать на их согласовании». Конечно, до 2018 года рубки согласовывала Служба по охране животного мира. Но мы помним, что с ней сделал сам губернатор. Кстати, именно специалист службы Александр Городничий вскрыл всю незаконную схему с «Туколонью» и написал своё «Особое мнение» по поводу обоснованности мероприятий в заказнике. После этого он подвергся такому прессингу, что вынужден был оставить всякую деятельность, связанную с лесом. Более того, Городничий сменил место жительства, все телефоны и категорически отказывается давать любые комментарии.
Виктора Игнатенко губернатор просит взять под личный контроль расследование дела и – что самое замечательное – «принять решительные меры для соблюдения прав и законных интересов всех жителей Приангарья».
А разве распутать коррупционную цепочку и пресечь уничтожение наших народных лесов – это не означает соблюсти права и законные интересы населения?
Говорить не стоит о том, что вмешиваться в следственный процесс не имеет права никто – ни уполномоченный, ни президент. И только Сергей Левченко считает себя выше закона и беззастенчиво пытается оказывать давление на правоохранительные органы. Можно лишь догадываться, какие тайные рычаги он попытался задействовать в этом деле.
Обязать губернатора уволить
Понятно, что даже арест не заставил губернатора снять Сергея Шеверду с должности министра. Этим пришлось заняться прокуратуре. Прокурор обратился в Кировский райсуд с требованием обязать губернатора уволить Сергея Шеверду с формулировкой «за утрату доверия». Требование прокуратуры базируется не на факте уголовного преследования. Всё гораздо банальнее. Ещё в 2016 году Сергей Шеверда нарушил закон «О противодействии коррупции» – утаил имевшиеся доходы и счета в банках.
«В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год Шеверда не отразил доход от деятельности в филиале ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Иркутской области» в сумме 536 712,46 рубля, а также доход, полученный от АО «Сбербанк управление активами», в сумме 23 263 756,87 рубля», – говорится в представлении прокуратуры. Зато доходы от основной работы Сергей Шеверда завысил на 187 532,44 рубля. А вот в 4 разделе справки министр не указал пять открытых на его имя счетов в банке ВТБ.
Знал об этом губернатор? Конечно, знал. Прокуратура сообщила ему об этом ещё осенью прошлого года. Собственно, закон трактует такое нарушение антикоррупционного законодательства однозначно – уволить «за утрату доверия». Но в том и дело, что министр доверие губернатора по какой-то причине потерять не может. Поэтому 17 апреля 2019 года Левченко заявил «об отсутствии оснований для применения к министру мер юридической ответственности».
Кстати, 26 июня губернатор проиграл очередной иск прокуратуры уже по другому делу – о признании незаконным положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции при губернаторе Иркутской области. Левченко собственноручно собрал некую комиссию по противодействию коррупции при самом себе. Возглавлял её руководитель аппарата Дмитрий Чернышов. Долгое время комиссия «кошмарила» нелояльных губернатору глав муниципалитетов и депутатов, досконально проверяя их на предмет коррупции. В марте на сессии Законодательного Собрания был принят законопроект, которым комиссия исключалась из числа структур, участвующих в рассмотрении результатов проверок достоверности деклараций о доходах. Такие вот у губернатора двойные стандарты в вопросах коррупции.
Все на митинг
А недавно появилась информация о том, что в ближайшие дни состоится митинг в поддержку Сергея Шеверды. В министерстве лесного комплекса говорят, что инициаторами выступают семья министра и сами лесничества. Про семью поверить, конечно, можно. А вот что касается лесничеств, с трудом можно себе представить, что они встанут на защиту министра.
Например, 27 июня в Сеть попало письмо сотрудников Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области». Руководство лесхоза предложило сотрудникам перейти на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы сэкономить на зарплатах. Однако сотрудники с таким решением не согласны, тем более что в разгаре пожароопасный сезон.
Именно при Сергее Шеверде все лесничества области были слиты в единую структуру. После этого всё стало только хуже. Если до реорганизации люди получали нормальную зарплату – около 40 тысяч рублей, теперь средняя зарплата – 26 тысяч. При переходе на неполный рабочий день она составит и вовсе 21 тысячу рублей.
«А ведь мы видим, какую зарплату установили в аппарате АУ «Лесхоз Иркутской области», какие вы премии себе выплачиваете. Вы же берегов не видите! – говорится в письме. – Было понятно, что с таким управлением лесхоз просуществует около года». Тут же сотрудники подсказывают руководству, какие меры можно принять, чтобы стабилизировать ситуацию. «Перестаньте себе премии выплачивать по 300 000 рублей. Установите аппарату АУ разумные зарплаты», – говорится в том же письме.
Странно, конечно, что люди доведены до отчаяния при том, что, по словам губернатора, в лесной отрасли всё хорошо и она приносит доход в казну. Это обращение к руководству далеко не единственное. По словам источника в министерстве, после ареста Сергея Шеверды люди ждут перемен и пытаются докричаться до начальства в надежде быть услышанными. Аналогичные письма приходят в министерство из других филиалов. Жаль, люди пока не поняли, что помочь им может только огласка. А писать письма собственному руководству или даже губернатору – дело бесполезное. Пока губернатор публично покрывает коррупционеров, никто не будет защищать интересы простых людей. Им просто нет места в этой системе.
Говорят, когда в регионе набирал силу катастрофический паводок, Сергей Левченко метался по высоким московским кабинетам, выгораживая своего министра. Но и в Москве уже не у кого было искать поддержки. На прошлой неделе со своего поста ушёл руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, который курировал работу иркутского минлеса. Эта отставка странным образом совпала с арестом Шеверды.