Байки от «красного» байкера
Как падение с мотоцикла подействовало на губернатора области
«Завалился на мотоцикле на спину» – так объяснил своё недельное пребывание в больнице губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Крутой байкер, пролетая из Санкт-Петербурга в Харбин, с одной экономической «тусовки» на другую, успел дать интервью федеральному «Интерфаксу». В нём он рассказал про «четыре КТ, ещё УЗИ, рентген, разные анализы», про самые туманные перспективы иркутского аэропорта, обвинил детей-сирот в том, что они сами свинтили батареи в своих квартирах. И открыл секрет: оказывается, министра лесного комплекса Сергея Шеверду арестовали за «положительные результаты работы министерства». Создалось впечатление, что губернатор ударился не спиной.
Глава области Сергей Левченко предпочитает в последнее время давать интервью за пределами региона. Это и понятно: в регионе даже подконтрольным «Серому дому» изданиям уже стыдно рассказывать эти «сказки на ночь от деда Серёжи». А федеральные СМИ ещё глотают их по незнанию. В конце мая губернатор попал в больницу, и долгое время его пресс-служба думала и так не выдумала, как объяснить сей факт. Сказать правду, что глава области – человек в возрасте, поэтому у него могут возникнуть обычные для пожилого человека проблемы, например с почками, видимо, совсем нельзя. Наступит сразу крах карьеры. Потому пресс-служба судорожно молчала. Наконец губернатор был отпущен врачами – и тут же улетел на Санкт-Петербургский экономический форум, где дал интервью «Интерфаксу», изложив свою версию событий. Она оказалась героической.
«Я мотоциклист и в позапрошлую субботу в Листвянке, когда забирался на гору, завалился на мотоцикле на спину, – сообщил Сергей Левченко. – Ушибся сильно, сразу поехал в областную больницу, чтобы провериться. Но врачи у нас очень ответственные, поэтому госпитализировали для обследования». Губернатор перечислил всё, что ему довелось пройти: «Четыре КТ, ещё УЗИ, рентген, разные анализы».
Когда читаешь дальнейшие ответы губернатора, понимаешь, что глава области действительно сильно ушибся, потому что не всё помнит. Сергей Левченко долго рассказывал, как мужественно боролся за возвращение института прямых выборов в Иркутске, и сетовал, что в Заксобрании прошёл «альтернативный проект», поэтому теперь в городе будет избираться сити-менеджер. «Законопроект (о введении прямых выборов. – Авт.) рассмотрели, но не хватило буквально двух голосов», – сокрушался он. И ни слова о том, что законопроект был «убит» подконтрольной ему фракцией КПРФ, которая устроила на сессии коллапс в ответ на предложение рассмотреть проект закона позже.
Совсем некрасивым выглядит ответ губернатора на вопрос журналиста о ситуации с домами для детей-сирот в Тайшете. Напомним, на медиафоруме ОНФ журналисты обратились к президенту РФ с жалобой на качество постройки и обслуживания тайшетских домов для детей-сирот. Президент тогда охарактеризовал историю как «явно криминальную», а в мае СУ Следственного комитета России по Иркутской области начало проверку. В Тайшет выехали исполняющий обязанности руководителя СУ СК по Иркутской области Дмитрий Васьянов и областной прокурор Александр Воронин. Они осмотрели три дома: № 105, № 105/1, № 105/2 на улице Транспортной. Были выявлены нарушения строительных норм и правил, проектной документации, допущенные застройщиком – ООО «Бирюсапромстрой». Отмечены факты ненадлежащей эксплуатации домов. Предстоит уголовно-правовая оценка деятельности застройщика, местной и, между прочим, исполнительной власти региона. А губернатор Сергей Левченко уже нашёл виновных во всём. Внимание: это сами дети-сироты!
«Этот вопрос, я бы сказал, не полностью строительный. Комиссии, которые проверяли дома детей-сирот в Тайшете, сделали вывод, что после того, как эти квартиры побывали в эксплуатации, количество недостатков в них возросло на порядок, – рассказал Левченко. – Как они эксплуатировались – это вопрос. Можно же прийти, снять батареи, сантехнику, а потом сказать, что год назад всё так и было». Глава области заявил, что сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы самих детей-сирот привлекать к строительству собственного жилья. «По нашей мысли, если человек будет принимать участие в строительстве своей квартиры, то отношение к ней у него будет иное», – заявил он. Ну а строителей он ни в чём особенно не обвиняет, мол, это у них «болезнь роста», и если уж ситуация попала в федеральную повестку, то, так и быть, исполнительная власть пойдёт в суд и попытается что-то отсудить у застройщика. В положение строителей глава области готов войти, потому что чётко знает: главный враг таких домов – конечно, сироты. Это они сорвали батареи, залили воду в подвалы и покосили стены.
Не собирается губернатор задавать вопросы и авиакомпании «ИрАэро», которая задолжала Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) около 2 млрд рублей. В отношении авиакомпании заведено уголовное дело по факту отказа возвращать 1,5 тысячи пассажиров из Китая. Авиакомпания ссылается на некое агентское соглашение с ООО «Эверэйт», которое не проплатило самой компании около 120 млн рублей. Однако информации об исковых заявлениях «ИрАэро» в отношении партнёра до сих пор нет. Мировые соглашения с ГТЛК, заключённые в ноябре, предполагали, что до конца 2019 года авиакомпания погасит задолженность по просроченным платежам в размере 167 и 652 млн рублей. Где авиаперевозчик будет брать эти деньги, неизвестно. Между тем правительство продолжает помогать должнику через аффилированную компанию «СиЛа», имеющую общего собственника с «ИрАэро». Странным совпадением – или очередной интригой – является полная идентичность названий этой компании и онемевшего в последний год «Совета избирателей Левченко» – движения «СИЛа». А в марте и вовсе было объявлено, что правительство Иркутской области, «ИрАэро», Корпорация развития Иркутской области (КРИО), коммерческий банк «Солидарность» и АО «Рампорт Аэро» заключат «Меморандум о взаимопонимании». КРИО хочет выступить инвестором авиакомпании, получив взамен контрольный пакет акций – 51%. И вот на последней сессии ЗС областные власти пытались внести деньги в уставный капитал КРИО, чтобы в том числе и профинансировать долги «ИрАэро». Депутаты это сделать не разрешили, поскольку непонятно, по какой причине нужно именно из бюджета помогать одной частной авиакомпании-должнику.
Губернатор же заявляет, что во что бы то ни стало должен помочь компании «ИрАэро», поскольку она-де будет развивать региональную авиацию.
Ничего определённого губернатор снова не сказал и о проектировании терминала нового аэропорта. Ни сроки создания проекта, ни источники финансирования не были названы. Правда, уже улетев с форума в Санкт-Петербурге, в Харбине губернатор заявил, что из областных средств будет выделено около 1 млрд рублей на строительство авторазвязок у терминала. Напомним, в октябре 2018 года ФАС возбуждено дело о нарушении закона о защите конкуренции, фигуранты – губернатор, правительство Иркутской области и ряд компаний. ФАС подозревает их в сговоре при строительстве нового терминала аэропорта Иркутска. Пока же всё, что остаётся людям, – снова поехать и посмотреть на камень на месте аэровокзала, где губернатор почти год назад махал мастерком и обещал передать в Росавиацию документы «в ближайшее время».
Финальный вопрос интервью просто стал «изюминкой» на возведённом Сергеем Левченко «Колизее абсурда». Вопрос касался истории с Сергеем Шевердой. Оказалось, что СУ СК по Иркутской области арестовало министра лесного комплекса региона потому, что министерство показало отличные результаты работы. Вдумайтесь во фразу: Следственный комитет отправляет в СИЗО министра за то, что он эффективно наладил работу вверенного ему участка. Оказывается, незаконная массовая санитарная рубка в заказнике «Туколонь» Казачинско-Ленского района – это «положительный результат» работы, который, по мнению губернатора, принёс не убытки в несколько сотен миллионов рублей, а новые налоговые сборы. Так почему бы не вырубить все заказники в Иркутской области? Губернатор считает, что за это надо не в тюрьму отправлять, а ещё и премии назначать за отличный результат.
Выдав столь содержательное интервью, губернатор из Санкт-Петербурга, почти не прерывая полёт, отправился на VI Российско-китайское ЭКСПО в Харбине. Уголовное дело на министра, претензии ФАС, работа Следственного комитета сразу по нескольким проектам, кураторами которых выступают губернатор и его команда, – это ничто. Главное – путешествия (с глубокой, но тщательно скрытой ото всех инвестиционной целью). Путешествия полезны для спины.
Статистика – вещь упрямая. В случае с Приангарьем она ещё и несговорчива, ведь из года в год область демонстрирует экономическую деградацию. Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого, если в Иркутской области до сих пор не принята Стратегия социально-экономического развития.
«НЕКОЛЧАК»