издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ущерб считать незначительным»

Силовики приступили к массовым проверкам Дорожной службы Иркутской области

Недавно стало известно об аресте заместителя генерального директора ДСИО Павла Тренченкова. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах. У нашей газеты есть веские основания предполагать, что выявленные в ходе этого дела нарушения окажутся не единственными. В редакцию обратились бывшие сотрудники ДСИО и рассказали собственную историю борьбы со злоупотреблениями в Дорожной службе, учредителем которой является правительство региона. Эта история не получила должную правовую оценку, но мы надеемся, что это лишь пока.

Пост директора Иркутского филиала Дорожной службы области Владимир Иванович Ходоев занимал недолго, с апреля 2017-го по август 2018 года. Но успел обнаружить дебиторскую задолженность перед филиалом со стороны некоего ООО «БИрАУС», накопленную ещё в 2013 году за неполные три месяца и списанную спустя пять лет. Задолженность составляла 22,4 млн рублей. Как порядочный человек и ответственный руководитель, Владимир Ходоев направил информацию, подкреплённую документами, в Следственный комитет и в службу собственной безопасности ДСИО.

С тех пор в жизни Владимира Ивановича многое изменилось. С поста директора филиала Дорожной службы он был уволен, получив за три недели четыре выговора. Изначально его поддержал заведующий гаражом в Иркутском филиале Юрий Ходос. Теперь он тоже бывший сотрудник ДСИО. В отношении Ходоса был составлен акт служебного расследования, его обвинили в хищении свыше 110 тысяч рублей. Однако суд признал акт незаконным. Ходос и Ходоев считают, что увольнения стали следствием той борьбы за справедливость, которую они затеяли.

Долги ваши тяжкие

Итак, обнаружив дебиторку перед филиалом, Владимир Ходоев начал разбираться, откуда она взялась. Выяснилось, что ещё в 2013 году между ООО «БИрАУС» и филиалом Дорожной службы был заключён договор, согласно которому коммерческой структуре отпускали асфальтобетонную и битумную смеси. Но оплата за них не поступала ни разу.

– Такого просто не должно быть, ведь согласно договору и должностной инструкции руководителя филиала отгрузка продукции может производиться лишь при стопроцентной предоплате, – говорит Владимир Ходоев. – Между тем продукцию исправно отгружали, а денег за неё никто не платил. Более того, в это же время филиал отпускал «БИрАУСу» дизтопливо на сумму более 300 тысяч рублей вообще безо всякого договора. Не удивительно, что за топливо так никто и не заплатил.

Нужно отметить, что с 6 августа по 1 ноября 2013 года директором филиала был Анатолий Сарапулов, сейчас занимающий пост заместителя генерального директора по производству Дорожной службы. Под его чутким руководством всего за три месяца – с августа по октябрь 2013 года – дебиторская задолженность выросла до 22,4 млн рублей. Этот факт фиксирует, в частности, следственный отдел по Иркутскому району регионального СУ СК РФ.

Другие директора пытались вытянуть долг из «БИрАУСа», соглашаясь работать на основе взаимозачётов. Благодаря этой схеме удалось отбить около 9 млн рублей. Однако долг на сумму 13 млн рублей всё равно никуда не делся. А ущерб предприятию составляет всё те же 22,4 млн рублей.

Тут интересна и динамика накопления задолженности. К примеру, в августе 2013 года «БИрАУС» уже являлся должником филиала, его долг – около 5,1 млн рублей. Но филиал всё равно авансирует его работы по договору субподряда и допсоглашениям к нему. За период исполнения обязанностей директора филиала Сарапуловым по этому договору было перечислено в общей сложности 9,4 млн рублей.

В общем, изучив отчётность, Владимир Иванович тяжело вздохнул, собрал платёжные документы и направил их куда следует. А именно – в Следственное управление СК РФ. Там документы рассмотрели и сделали свои выводы, которые совпали с мнением Ходоева.

«Неправомерными действиями Сарапулова был причинён имущественный ущерб филиалу ДСИО в общем размере 22,4 млн рублей, что является особо крупным ущербом», – говорится в постановлении Следственного комитета РФ по Иркутской области от 19 августа 2018 года. Следователь усмотрел в действиях руководства филиала признаки преступления по части 4 статьи 159 УК РФ – мошенничество в особо крупных размерах по предварительному сговору. Затем материалы были спущены в отдел полиции № 10 МВД России «Иркутское». Там тоже усмотрели нарушения и передали дело в следующую инстанцию – в управление экономической безопасности и противодействия коррупции в том же отделе полиции – для принятия правового решения.

Здесь с материалом начали происходить странные вещи. Сотрудники УЭБиПК МУ МВД России «Иркутское» четыре раза отказывались возбуждать уголовное дело против Сарапулова. Владимир Ходоев и Юрий Ходос каждый раз шли с этими отказами в прокуратуру Иркутского района. Прокуратура так же последовательно отказные постановления отменяла и направляла на дополнительную проверку.

Бюджет не пострадал

Здесь особенно интересны причины, которыми в управлении экономической безопасности мотивировали отказ возбуждать уголовное дело. Например, в постановлении от 27 апреля 2019 года говорится о том, что филиалу «Иркутский» ущерб не был причинён, поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, а входит в состав АО «ДСИО». Казалось бы, это значит лишь одно – ущерб был причинён не самому филиалу, а головной компании.

Но это только нам кажется, что 22 млн – солидная сумма. А вот для АО «ДСИО» такой ущерб «не является значительным». Анатолий Сарапулов так и указал в справке, на которую ссылаются сотрудники управления экономической безопасности как на причину отказа в возбуждении дела. «Согласно справке, подписанной и.о. генерального директора ДСИО Сарапуловым, сумма задолженности не является значительной суммой ущерба для ДСИО, из чего также можно сделать вывод, что ущерб от указанной выше задолженности причинён не был», – говорится в очередном отказном постановлении.

Интересно, что, обвиняя Юрия Ходоса в хищениях на сумму более 100 тысяч рублей, руководство ДСИО оценивало этот ущерб как «значительный для предприятия». Вот такие двойные стандарты. Кстати, по закону особо крупным размером мошенничества признаётся стоимость имущества, превышающая 12 млн рублей.

Кроме того, Анатолий Сарапулов в ходе проверки пояснил, что исковая давность каждой дебиторской задолженности без искового заявления в суд составляет три года и по истечении этого периода списывается бухгалтерией организации. Именно это и было проделано с задолженностью «БИрАУСа».

Получается, что Анатолий Сарапулов, будучи директором филиала «Иркутский», позволил ООО «БИрАУС» за три месяца нарастить долг перед филиалом до 22,4 млн рублей, а в сентябре 2018 года приказал его списать, уже исполняя обязанности генерального директора АО «Дорожная служба Иркутской области». Тем более что «БИрАУС» тоже не сидел сложа руки, а быстро самоликвидировался, так что и предъявлять претензии стало некому.

В отделе экономической безопасности эту ситуацию оценивают как рядовую. «В ходе проведения дополнительной проверки не установлено, что Сарапулов, выполняя управленческие функции, использовал свои полномочия вопреки законным интересам АО «ДСИО» в целях извлечения выгоды и преимуществ для себя», – говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 апреля 2019 года.

Дальше – больше. По результатам проверки признано, что бюджет Иркутской области также не пострадал от того, что Дорожная служба простила кому-то пару десятков миллионов рублей. Основание простое. «Установлено, что ДСИО является акционерным обществом, – говорится в том же постановлении. – Следовательно, денежные средства, используемые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, не являются выделенными из федерального бюджета, из чего можно сделать вывод, что ущерб бюджету Иркутской области причинён не был». Тот факт, что 100% акций ДСИО принадлежат именно Иркутской области, а значит, все убытки ДСИО – это убытки региона, почему-то не принимается во внимание.

– Мы обращались с жалобами во все возможные инстанции, в том числе к губернатору области, – рассказывает подробности своего «крестового похода» за правду Юрий Ходос. – Были на приёме у заместителя руководителя аппарата губернатора Фёдорова, у министра имущественных отношений Сухорученко, у министра строительства и дорожного хозяйства Свиркиной. Нигде в течение 11 месяцев не можем добиться возбуждения уголовного дела. Хотя каждое наше слово подкреплено документами – платёжными поручениями и счетами-фактурами.

В общем, ситуация стала похожа на детскую игру «в собачку», где прокуратура и управление по экономической безопасности вместо мячика перекидывают друг другу материалы проверки по ДСИО. А в качестве «собачки», увы, выступают два бывших работника, которые никак не желают смириться с несправедливостью и упрямо твердят: «Вор должен сидеть в тюрьме». Мячик на одной стороне – постановление отменяют. Его подхватывают Ходос и Ходоев, пишут жалобу, и мячик уже снова в игре – выходит новое требование о необходимости дополнительной проверки.

Запрос на справедливость

Это не первый коррупционный скандал, который сотрясает Дорожную службу. Недавно появилась информация о масштабных хищениях, вскрытых силовиками в ДСИО. Были арестованы заместитель генерального директора по снабжению и коммерческой деятельности Павел Тренченков вместе со своим отцом – Вячеславом Тренченковым. Как сообщает Следственное управление СК РФ по Иркутской области, в отношении родственников завершено расследование уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере, совершённого по предварительному сговору. Дело было возбуждено ещё в 2018 году.

В домах обвиняемых, а также в Дорожной службе произведены обыски, изъяты документы, компьютерная техника, электронные носители, имеющие значение для уголовного дела. Как выяснило следствие, в 2016 году Павел Тренченков инициировал закупку строительной техники и оборудования у своего отца на сумму более 40 млн рублей. По мнению следствия, стоимость контракта была существенно завышена и бюджету Иркутской области был нанесён ущерб на сумму свыше 12 млн рублей. Нетрудно догадаться, в чьи карманы пошли вырученные средства.

В общем, теперь уже не приходится сомневаться в том, что подобные мошеннические схемы в этом государственном учреждении не редкость. ДСИО – огромная структура, через которую проходят миллиарды рублей. Недаром ведь Анатолий Сарапулов выдал оперуполномоченному справку о том, что 22 млн рублей – средства для организации незначительные. Видимо, здесь официально считается, что отщипнуть кусочек от огромного финансового пирога – нормальное дело. Ведь область богатая, она платит за всё. Ведь именно ей принадлежит это предприятие, и дороги, в конце концов, она строит на деньги налогоплательщиков. Поэтому ущерб ДСИО – это в любом случае ущерб регионального бюджета.

При этом каждый работник понимает: за злоупотреблениями, за распилом бюджетных денег стоят не просто мелкие начальники, а руководители региона. В обществе накоплен мощнейший запрос на справедливость. Именно поэтому четыре года назад на губернаторских выборах победил коммунист Сергей Левченко. Никто не мог и подумать тогда, что именно в период его правления злоупотребления достигнут наивысшей точки. Сегодня его команда теряет свои позиции на глазах, и причина этого явления – не критика со стороны СМИ и даже не громкие коррупционные скандалы. Причина гораздо глубже.

Власть нужна людям не для того, чтобы собирать налоги или управлять бюджетом. Люди ждут, что власть будет отстаивать справедливость, пресекать злоупотребления, наказывать виновных. Это её главная функция. Именно эту функцию нынешняя региональная власть не выполняет, и люди это понимают. Поэтому простой человек вынужден брать эти функции на себя и бороться за правду самостоятельно. Тот факт, что разные ведомства превращают гражданина «в собачку» в своей игре по перекидыванию бумаг, лишний раз подтверждает: система перестала работать, её пора перезагружать.

После ареста министра лесного комплекса Сергея Шеверды стало понятно, что внимание федерального центра приковано к происходящему в Иркутской области всерьёз и надолго, а силовые структуры находятся вне зоны влияния руководства региона. Или, по крайней мере, вынуждены будут от этого влияния освободиться. Вряд ли два ареста высокопоставленных чиновников, которые произошли один за другим, можно считать простым совпадением. Поэтому есть надежда, что в отношении руководства Дорожной службы, как и лесного министерства, будет проведена серьёзная и беспристрастная проверка. Судя по всему, она окажется не менее резонансной, чем в лесном секторе.

Редакция «ВСП» со своей стороны просит считать эту публикацию официальным запросом к силовым структурам и провести дополнительную проверку по приведённым в материале фактам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры