издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Развязка близка

Губернатору Сергею Левченко прочат скорую отставку. Кто на смену?

Весенний губернаторский звездопад в очередной раз обострил внимание к персоне губернатора Иркутской области Сергея Левченко. В России руководителей регионов, представителей оппозиционных партий, пальцев одной руки хватит пересчитать, а ушли, естественно, не идеологические противники. Даже с большей натяжкой вряд ли к таким отнесешь бывших глав Челябинской области Бориса Дубровского, республики Алтай — Александра Бердникова, Калмыкии – Алексея Орлова, Мурманской области — Марии Ковтун, врио губернатора Астраханской области Сергея Морозова.

Есть мнение

Большинство «отставников», как полагают федеральные эксперты, высокие посты покинули в добровольно-принудительном порядке. По мнению, например, президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, на отставку глав регионов, которые до последнего пытались удержаться на своих позициях, повлияли рейтинги и антирейтинги, а также наличие и отсутствие уголовных дел. В Челябинской области, в частности, к Борису Дубровскому было очень много вопросов у силовиков.

При этом политологи отмечают и тенденцию на ужесточение спроса к руководителям регионов. Если с 2000 по 2010 годы большинство уголовных дел заканчивались либо условным наказанием, либо их прекращением за отсутствием состава преступления, то с 2010 года ситуация сильно изменилась. Высокопоставленных руководителей стали арестовывать за превышение должностных полномочий, получение взяток, мошенничество, коррупцию, организацию преступного сообщества. Самый яркий пример –  бывший губернатор Сахалина Александр Хорошавин, который сейчас вполне освоился с порядками колонии строгого режима. Подставили его, как утверждают более мелкие чиновники: потянули следователи ниточки, а они и привели к жадному на деньги губернатору.

В этом плане ситуация в Иркутской области мало чем отличается. В качестве самого свежего примера –  задержание сотрудниками ФСБ министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды. Несколькими неделями ранее за решетку угодил зам. руководителя Дорожной службы Иркутской области Павел Тренченков, уже ограничен в свободе Алексей Туги, который был заместителем у Сергея Шеверды. До сих пор главе региона не удалось погасить грандиозный пожар, связанный с деятельностью ангарской фирмы «Звезда». Как выяснилось, эта компания при поддержке детей иркутского губернатора Андрея Левченко и Татьяны Мордуевой незаконным образом получила доступ к весьма крупным контрактам по установке лифтов в нескольких городах региона. Даже после того, как афера вскрылась, а ее деятельностью занялась прокуратура, недобросовестный исполнитель в лице «Звезды» вновь получает контракт, но теперь уже на установку лифтов в Усть-Илимске.

В зоне внимания правоохранительных и контролирующих органов не только ближайшее окружение Сергея Левченко, но и он сам. Всем памятна история с незаконной охотой на спавшего в берлоге медведя, о чем в курсе и глава государства Владимир Путин. Есть к Левченко и вопросы по качеству строительства жилья для детей-сирот. Кроме того уже в ближайшее время ожидаются контролеры из Москвы, которые проверят исполнение поручений президента страны, касающиеся аэропорта Иркутск и ликвидации отходов БЦБК. Но неудовлетворительные оценки – это одно, а есть еще и недовольство работой губернатора и его правительства со стороны региональных элит, налицо и разочарованность избирателей. За последние полгода согласно закрытым социологическим исследованиям,  проведенным в марте,  Сергей Левченко вошел в десятку глав-аутсайдеров чьи оценки серьезно ухудшились.  Она снизилась на 23 процентных пункта.  Более того жители региона стали собирать в интернете подписи под петицией с требованием отправить Сергея Левченко в отставку. В конце апреля в Иркутске прошел и митинг против коррупции, разгул которой многие связывают с именем иркутского губернатора.

Таким образом, все более очевидно, что Сергей Левченко не  досидит оставшийся срок, а потому по примеру других регионов стоит ожидать назначения врио. Региону нужны управленцы с новым видением и незапятнанной репутацией.

Губернаторский пасьянс

В любом случае уже через несколько месяцев стоит ожидать пусть и неофициального, но старта компании по выборам нового губернатора. Следовательно, уже сейчас у возможных претендентов есть все основания попасть, что называется, в обойму, а у жителей области присмотреться к кандидатам, а еще не наступить на те же грабли, когда на волне протеста выбрали слабого человека и управленца.

По мнению региональных политиков и экспертов, этот пусть и условный в какой-то степени список возглавляет председатель Законодательного собрания, секретарь Иркутского регионального отделения «Единой России» Сергей Сокол. И не только в силу должности. Этот человек уже работал первым заместителем губернатора Иркутской области, он хорошо знает регион, у него налаженные контакты с московскими верхами, руководителями крупных отечественных холдингов. Следует ожидать, что эта кандидатура по многим позициям устроит кремлевскую администрацию.

В качестве политика с «губернаторским»  потенциалом называют  экс-депутата Государственной Думы, а ныне руководителя Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев. Местный, когда-то работал на АНХК, занимал должность Главного федерального инспектора в Иркутской области и Усть — Ордынском Бурятском автономном округе. Дважды его избирали в федеральный парламент, где был заместителем председателя Комитета по энергетике, членом Комитетов по бюджету и финансам, по бюджету и налогам.

Среди тех, кто на слуху, и нынешний депутат Законодательного собрания, директор Благотворительного фонда поддержки гражданских инициатив «Новый город» Александр  Битаров. Старожил иркутской политики, не раз работал в правительстве Иркутской области, в том числе возглавлял его первую половину губернаторства Сергея Левченко. Влиятельный бизнес-игрок, импульсивен, склонен к неожиданным решениям. В силу возраста уже, скорее всего, не вступит в сражение за губернаторство сам, но его позиция будет оказывать влияние на будущие расклады.

Безусловно, интерес представляет и фигура председателя правительства Иркутской области, члена партии «Единая Россия» Руслана Болотова. В окружении Сергея Левченко его называют рабочей «лошадкой», особо светиться не дают. Поговаривают о затяжном конфликте из-за полномочий с «серым кардиналом» Дмитрием Чернышовым. Основания для губернаторской номинации существуют, поскольку это местный кадр с определенным влиянием и к тому же достаточно молод, что является плюсом в глазах федералов. Наверняка может рассчитывать на поддержку части региональных элит.

Достаточно заметным персонажем иркутской политической сцены является  депутат областного парламента, член партии «Справедливая Россия» Александр Гаськов. Работает председателем комитета по здравоохранению и социальной защите, претендовал на пост вице-спикера Законодательного собрания. До избрания в ЗС был депутатом Думы Братска, главным врачом больницы №2.  Как утверждают, имеет отношение к частным компаниям, контролирующим значительную часть рынка коммунальных услуг Братска, что делает парламентария уязвимым для претензий правоохранителей. Александра Гаськова считают мастером политической интриги. Вряд  ли его кандидатура может кем-то рассматриваться на позицию первого лица региона, но недооценивать его влияние на политические процессы не стоит.

Колоритной фигурой местного политбомонда следует считать другого депутата Законодательного собрания, дважды заходившего в КПРФ явно по расчету, Виктора Кондрашова. Экс-мэр Иркутска, ставший таковым на волне былогозапроса иркутских избирателей на политиков-популистов. Крупный предприниматель, владелец нескольких предприятий. Имеет опыт работы в областном правительстве Сергея Левченко. Из правительства ушёл в депутаты на фоне возбуждённого уголовного дела. Позиции вице-спикера не получил, в качестве компенсации от Левченко   назначен руководить Корпорацией развития Иркутской области. Судя по всему, такая роль пока Виктора Кондрашова вполне устраивает, но непенсионный возраст и непенсионные амбиции вместе с успешным опытом избирательных кампаний могут его вдохновить на неожиданную активность.

Впрочем, во всех этих раскладах нужно учитывать и позиции иркутян с вполне серьезным федеральным статусом. Выходцы из Иркутской области  достигли определенных позиций, наработали связи. За многими из них нет скандальных шлейфов. Называют нынешнего зам. министра здравоохранения РФ Олега Сагалая. Прежде всего,  потому, что известен запрос кремлевской администрации на молодых управленцев-технократов. Ближайший по территории пример Алексей Цыденов, возглавивший Бурятию.

Из молодых управленцев высокого статуса можно назвать и  заместителя начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации Алексея Семенова. Алексей Юрьевич родился в Иркутске, окончил в 2006 году Иркутский госуниверситет, юрист, работал председателем городского студенческого совета при администрации областного центра, в региональном исполкоме «Единой России»,  в ЦИК партии «Единая Россия». Затем возглавлял департамент по вопросам внутренней политики  полпредства в СКФО, стал референтом в Управлении внутренней политики администрации президента.

Особняком в этом списке личность депутата Госдумы, члена КПРФ Михаила Шапова. Бывший работник ФСБ государеву службу предпочел зарабатыванию денег. Владелец обширного, разнопланового бизнеса. Следовательно, в деньгах на избирательную кампанию не стеснен. По некоторым признакам и сведениям его кандидатура вполне бы устроила Сергея Левченко, поскольку тогда можно рассчитывать на более спокойное будущее. Косвенно эти планы подтверждает и медийная активность Михаила Щапова, стремление взять под свой контроль местные газетные и телевизионные ресурсы. Но вряд ли, как говорят, Москва согласится на еще один эксперимент с губернатором-коммунистом. Последнее слово, конечно, за избирателем, но негативные последствия такого выбора нетрудно предугадать.

Нельзя, наверное, исключить из губернаторского пасьянса и Татьяну Воронову, знакомую многим иркутским политикам. В прошлом депутат Государственной Думы и начальник Управления внутренней политики администрации президента, а сейчас возглавляет аппарат Государственной Думы. В Иркутской области это человек достаточно известный, способный выстроить отношения с различными игроками.

Что в остатке?

Всякие прогнозы и расчеты — вещь, безусловно, неблагодарная. Но есть, как уже и говорилось выше, вполне очевидные тенденции. Сформировался запрос на смену губернатора, поскольку Сергей Левченко не оправдал кредит доверия. Обычно так происходит с кандидатом, который возносится к вершинам власти на волне протеста, а профессиональный уровень, человеческие качества не дотягивают до новых требований. В народе, разобравшись, говорят просто: не по  Сеньке шапка.

Но как бы не развивались события в ближайшие два-три месяца,  любому претенденту придется считаться со следующими факторами. Любая связь претендента с предыдущим губернатором, то есть Сергеем Левченко и его командой — негативный фон, признак токсичности. Левым или условно красным кандидатам нужно понимать, что оппозиционные политики, в частности, коммунисты в результате нахождения во власти Сергея Левченко заметно дискредитированы. За годы правления красного губернатора область по многим показателям откатилась назад,  поэтому любые сомнительные эксперименты и ошибки с будущим губернатором опасны — могут привести к губительным для экономики региона последствиям. Кроме этого претендентам, чтобы наверстать упущенное Сергеем Левченко о его командой, необходимо, как Алисе в стране чудес «бежать в два раза быстрее».

Слов нет, некоторые «ветераны» иркутской политики имеют преимущество в виде известности и истории, но это же является их узким местом – электоральным «потолком». В том числе, потому, что для них эффект «медового месяца» (новизны и образа аккумулятора надежд) почти недоступен. Да, у  «молодых технократов», прошедших новую систему подготовки и тестирования (внедренную Сергеем Кириенко), существует вопрос низкой известности и короткой региональной истории, однако примеры последних назначений врио в некоторых регионах показывают, что это вовсе не проблема.

Главное же в том, что на следующем губернаторе лежит очень непростая миссия. У него будет сложное наследие. История с Сергеем Левченко несколько девальвировала статус главы региона, фактор его всенародного избрания в глазах избирателей. Теперь же нужно будет убедить людей в обратном: область из трясины вытащит всенародно избранный губернатор с большим кредитом общественного доверия, человек в первую очередь дела. Вопрос лишь один: кто следующий губернатор Иркутской области?

 

 

 

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры