«Дембельский аккорд» не вышел
Корпорацию развития Иркутской области лишили 500 миллионов рублей
«Мне кажется, это вообще беспредел» – так эмоционально охарактеризовал действия правительства Иркутской области вице-спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников, комментируя желание губернатора и его команды направить 500 млн рублей в уставный капитал Корпорации развития Иркутской области. На прошедшей сессии ЗС при обсуждении бюджета региона депутаты не допустили передачи этой суммы КРИО. К проекту корректировок бюджета было немало других вопросов. Бюджет, как заявлял губернатор, профицитный. При этом для выплаты зарплаты учителям с учётом дифференциации хватит денег только на 10,5–11 месяцев. А доходы населения на фоне пухнущей казны неуклонно падают.
Не в марте, а в мае
Поправки в бюджет Иркутской области депутаты и муниципалитеты ждали в марте, однако первая корректировка областной казны прошла только на минувшей неделе на майской сессии. Доходная часть бюджета составила 162 млрд рублей, расходная – 175,2 млрд рублей, дефицит – 13 млрд рублей.
«Основной объём налоговых и неналоговых доходов предлагается уточнить в первую очередь в части налога на прибыль, – сообщила министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова. – Сильная зависимость данного налога от цен на мировых сырьевых рынках не позволяет нам дать более точный прогноз вплоть до конца текущего года». Цена за баррель нефти в первом квартале этого года не достигает аналогичного показателя за первый квартал 2018 года и на 10% отстаёт от средневзвешенной цены за прошлый год. Налог на прибыль предлагается увеличить на 6,2 млрд рублей и утвердить в сумме 59,3 млрд рублей. Будут увеличены НДФЛ и налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения. Это обусловлено решениями на федеральном уровне в связи с увеличением МРОТ. Общий объём налоговых и неналоговых доходов остаётся ниже уровня 2018 года. Причина – принятие на федеральном уровне решения об освобождении от налогообложения всего движимого имущества независимо от срока постановки его на учёт с 1 января 2019 года. УФНС по Иркутской области снизило прогноз на 6,2 млрд рублей. В 2018 году было собрано налога на имущество чуть более 17 млрд рублей, на 2019 год прогноз УФНС – 10,9 млрд рублей. С учётом предлагаемого повышения по отдельным доходным источникам налоговые доходы предлагается увеличить на 7,9 млрд рублей и установить в объёме 132,1 млрд рублей.
Согласно майскому указу президента РФ № 204 в бюджете региона предусмотрено финансовое обеспечение 33 региональных проектов, включённых в 12 нацпроектов, с общим финансовым обеспечением в сумме 22,2 млрд рублей. Основной объём предлагается направить именно на реализацию нацпроектов по безопасным и качественным дорогам, развитию городской среды, на обеспечение детей от 2 месяцев до 3 лет местами в детсадах и т.д. На увеличение расходов, не имеющих целевой привязки к доходным источникам, будет направлено 19,2 млрд рублей. В числе этих расходов есть поддержка сельхозтоваропроизводителей, размещение ТБО, строительство спортивных залов и сельских клубов, приобретение водовозных машин для нужд села.
Для обеспечения устойчивости местных бюджетов дополнительно предлагается выделить 2,3 млрд рублей, плюсом идут 400 млн рублей, заведённые в бюджет в качестве резерва. Эти 2,7 млрд рублей должны получить муниципалитеты в виде дотаций на сбалансированность, субсидий на зарплату и выравнивание финансовых возможностей поселений. Увеличение расходов для муниципалитетов стало возможным только в результате работы депутатов и Ассоциации муниципальных образований.
«Дожить до осени»
Парламентарии, почти полгода дожидавшиеся поправок в бюджет, конечно, хотели получить от правительства ответы на очень многие вопросы. Депутат Тимур Сагдеев уже, наверное, в третий или четвёртый раз на очередной сессии поинтересовался, как обстоят дела с финансированием объектов, которые он курирует в Нижнеудинском районе. Речь идёт про школу № 1, обеспечение авиаперевозок, альтернативное электроснабжение посёлка Верхняя Гутара, а также мост через реку Уду в деревне Казачья Бадарановка. Кое-чего депутат от правительства добился. Средства на трёхлетнее строительство школы № 1 будут внесены губернатором в рамках второго чтения. Также появится необходимая сумма на авиаперевозки. А вот решение по источнику в Верхней Гутаре будет рассматриваться не ранее чем в бюджете 2020 года.
По настоянию депутатов в результате бурного обсуждения наконец удалось в три раза увеличить средства на водовозные машины, сообщила глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова. По муниципалитетам средства будут распределены только после утверждения бюджета, сказала Наталья Бояринова. Между тем леса у посёлков горят, а чиновники не торопятся. Депутат Виталий Перетолчин заявил о серьёзном положении возле посёлков Эдучанка и Тубинский в Нижнеилимском районе, по ним заявка уже подавалась в профильное министерство, но был получен отказ. Министр строительства Светлана Свиркина осталась непреклонной: у этих территорий нет соответствующей программы, только после её создания заявка будет удовлетворена.
Депутат Роман Габов поинтересовался, на какие экологические направления в рамках нацпроектов будут выделены средства и что предпринимает правительство для ликвидации несанкционированных свалок, ведь заведённые в бюджет 222 млн рублей будут направлены на покупку контейнеров и создание площадок не длительного хранения. Наталья Бояринова пояснила, что 172 млн рублей пойдут в 2019 году на проекты «Чистая вода» и «Озеро Байкал». Последний в текущем году получит 3,3 млрд рублей. Не подтверждены финансово на уровне Москвы программы «Чистый воздух» и «Комплексное обращение с ТКО».
По словам министра, на борьбу с несанкционированными свалками в бюджете заложено 45 млн рублей.
Депутат Степан Франтенко напомнил, что Усолье-Сибирское, имея статус ТОСЭР, в текущем году получило от правительства Иркутской области «подарок» в виде увеличения объёма софинансирования проекта. И если раньше оно составляло 3–5%, то теперь 13%. При этом инвесторы, заходящие на проект, ещё находятся в первоначальной стадии и вряд ли в ближайшее время начнут наполнять бюджеты. Однако чиновникам «Серого дома» всё равно: старые проценты софинансирования оставлены для давно начатых проектов, а поскольку в Усолье реализовывается новый, муниципалитету и вменили новые обязательства. Вместо 16,9 млн рублей теперь нужно софинансировать 51,9 млн рублей. Со стороны губернатора, несмотря на выступление на сессии председателя правительства Руслана Болотова, пока никакой ясности о продвижении работы над проектом «Усольехимпрома» нет. А новые обязательства у Усолья уже появились.
Депутат Ирина Синцова обратила внимание на дифференциацию заработной платы работникам образования. «В областных учреждениях дифференциация прошла с 1 января согласно указу губернатора, но почему не заложены 124,647 миллиона рублей на перечисление на внебюджетные фонды оплаты труда для этих учреждений? – спросила Синцова. – Сумма известна. И почему мы ставим учреждения в такое положение, что они не смогут должным образом выполнять закон? Кроме того, учтено ли при расчёте субвенций решение Конституционного суда от 11 апреля 2019 года о том, что в состав зарплаты работника, не превышающей МРОТ, оплата сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные, праздничные дни должна быть начислена сверх МРОТ?» Наталья Бояринова заявила, что осенняя корректировка позволит выполнить все обязательства по зарплате, и заверила, что деньги в бюджете есть. По словам министра труда и занятости Натальи Воронцовой, правительство не видит никакой проблемы с выполнением решения КС РФ, хотя мониторинг того, платят ли в реальности людям, не проводился.
Депутаты отметили, что при успешном бюджете реально располагаемые доходы населения в первом квартале 2019 года упали, и правительство это подтвердило, заявив, что «принимает меры» по ликвидации этой ситуации, однако не уточнило, как оно намерено работать с бедными людьми.
Депутат Кузьма Алдаров поинтересовался, будет ли увеличена сумма, полученная регионом на реализацию нацпроектов, поскольку заключено порядка 50 соглашений с министерствами РФ. По словам Натальи Бояриновой, на трёхлетний период общий объём средств составит порядка 66 млрд рублей, из них 31 млрд – средства областного бюджета. В 2019 – 22,2 млрд рублей, из них 13 млрд – средства федерального бюджета. Какую сумму в реальности получит регион, министр финансов не знает, пока не подкреплены деньгами два экологических проекта, программа по повышению производительности труда, экспорту услуг, один из проектов по сельскому хозяйству. В общем, прозвучал всё тот же ответ: «Мы над этим работаем».
Глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова напомнила, что увеличение финансирования для муниципалитетов стало возможным в результате того, что депутаты боролись за это вместе с Ассоциацией муниципальных образований. ЗС и ассоциация настаивают, что и этой суммы недостаточно, очередную корректировку бюджета нужно производить не позднее сентября. Дикусарова заявила, что у депутатов состоялся очень непростой разговор с профсоюзами работников образования, под протокол было заявлено: в Иркутске, Иркутском районе, Братске, Ангарске средств субвенций с учётом дифференциации достаточно только на 10,5 месяца. По остальным территориям – в среднем на 11 месяцев. Депутаты намерены разобраться с вопросом, как так получилось, что при профиците бюджета в прошлом году в ряде муниципалитетов не была выплачена зарплата педагогам за декабрь.
«Будем смотреть ролик?»
На этой же сессии Заксобрания в перерыве прошло заседание бюджетного комитета, депутаты рассмотрели поправки ко второму чтению закона. И здесь вскрылось, что губернатор и его товарищи, с одной стороны, придерживают деньги на зарплату учителям, выщёлкивают из программ посёлки, где нет водовозок, а пожары бушуют, не строят школы, а вот Корпорации развития Иркутской области готовы просто так отдать 500 млн рублей на увеличение уставного капитала. Поправки депутатов о том, что эти 500 млн рублей не должны попасть в КРИО, на заседании профильного комитета были отклонены. Однако на сессии депутат Артём Лобков предложил проголосовать по ним отдельно. Это, несмотря на возражения депутатов от КПРФ, позволяет регламент. В случае возникновения разногласий по отдельным поправкам по требованию депутатов они могут выноситься из таблицы поправок, отклонённых постоянным комитетом. Именно такое предложение и поступило от Артёма Лобкова. И все поправки, которые содержались в таблице отклонённых, были вынесены на сессии в соответствии с регламентом на отдельное голосование в форме вопроса об их утверждении. Регламент гласит: если по итогам голосования поправка набирает более 23 голосов, она считается принятой.
За КРИО вступился сын губернатора – депутат Андрей Левченко. Он считал, что дело уже в шляпе, сейчас парламент примет поправки. «Что у нас изменилось за перерыв? – удивился он. – Ничего. Мы в первом чтении в бюджет прошлого года эти поправки внесли. Добавили 500 миллионов рублей. На бюджетной комиссии, когда обсуждался вопрос увеличения уставного капитала корпорации на эти 500 миллионов рублей, никто не выступал против. И теперь мы не можем туда эти 500 миллионов, по мнению некоторых депутатов, добавить. Я категорически против того, чтобы не добавлять средства на развитие Иркутской области через такой хороший инструмент, как корпорация». На помощь сыну губернатора пришёл гендиректор КРИО Виктор Кондрашов.
По его словам, все необходимые документы, обосновывающие проекты и выделение средств, были представлены на рабочей комиссии. «Мы полностью на комиссии пояснили про все проекты, которые были, – заявил он. – И мы сказали, что основное направление – площадка «Чистые ключи». По словам Кондрашова, на площадке уже многое сделано, а депутатам доложено обо всех проектах. Это и ферма по производству грибов, и разведение кроликов. Он посетовал, что депутаты не сочувствуют проектам губернатора с мицелием и остроухими. От отчаяния Кондрашов предложил «посмотреть небольшой ролик» о проектах КРИО прямо на сессии.
– Уважаемые депутаты. Понятно вам, нет? Вы ролик посмотрите, – не выдержал вице-спикер ЗС Александр Ведерников. – Мы будем награждать, назначать мировых судей, а бюджетный процесс – это не ваше дело. Вот примерно о чём сейчас идёт речь. Уважаемые коллеги, вы случайно там за три года не попутали частное с государственным? Прийти и взять просто так на какие-то «Чистые ключи», на картиночку 500 миллионов рублей. Где отчёт Корпорации развития, внесённый должным образом в Законодательное Собрание? Что это за демагогия вообще? Я прошу прощения за тональность, но мне кажется, это вообще беспредел. Конечно, нельзя останавливать, конечно, компания «Звезда», занимающаяся лифтовым оборудованием, не аффилирована ни с одним из присутствующих здесь депутатов. Конечно, она хочет банковскую гарантию на 170 миллионов рублей. Сегодня ликвидность Корпорации развития на счетах, на депозитах в банках лежит. Там что, нет трёх копеек на проектные работы, чтобы потом защитить бизнес-план? Это вообще о чём мы говорим? Вы придите к частному инвестору с этими «бла-бла-бла»-рассказами. Мы почему так относимся к государственным деньгам? Пусть дембельский аккорд будет чуть сложнее, чем в такой форме.
– Коллеги, будем смотреть ролик? – спросил спикер Сергей Сокол.
– Не будем, – заявили депутаты. Сергей Сокол предложил Виктору Кондрашову предоставить ролик всем желающим парламентариям «по отдельному запросу».
В итоге предложение Артёма Лобкова устояло, и депутаты голосовали по спорным поправкам отдельно. Как пояснила Наталья Дикусарова, первая поправка касалась изъятия тех самых 500 млн рублей из программы «Экономическое развитие и инновационная экономика…» (в программу они были внесены именно на уставный капитал КРИО). Депутаты предложили распределить их резерв по госпрограммам. Поправка была принята, и КРИО потеряла свой «дембельский аккорд». Депутаты предложили уменьшить на 100 млн рублей расходы по подпрограмме «Развитие промышленности Иркутской области» госпрограммы «Экономическое развитие» (направление – «Поддержка и модернизация промпредприятий»). «Эту сумму мы не распределяем никуда, а предлагаем увеличить расходы на обслуживание госдолга для того, чтобы после принятия решений и определения совместной позиции эти деньги можно было всё-таки направить на указанные цели. Эти деньги мы сохраняем в бюджете Иркутской области», – сказала Дикусарова. Таким образом, 600 млн рублей, которые могли бы отправиться неизвестно куда, депутаты сохранили в бюджете на резерв и государственные программы.
«Мы выполняем обещания, данные жителям во время рабочих поездок по области, и внесли соответствующие корректировки в бюджет. Мы делали и будем делать всё зависящее от нас для того, чтобы расширять список соцобъектов и увеличивать финансирование капитальных ремонтов школ, больниц, детских садов, учреждений культуры, социальных выплат, благоустройства территорий, ремонта дорог и других важных вопросов», – сказал по итогам обсуждения бюджета Сергей Сокол.