Как правительство Иркутской области разваливает «лесное дело»
Зачем губернатору поддерживать провалившегося на ректорских выборах врио
Министерство науки и высшего образования России по итогам аттестации утвердило лишь двух кандидатов из тех семи, которые могли бы зайти в гонку за пост ректора Братского государственного университета. Самым большим сюрпризом стало то, что врио ректора Гарик Гаспарян, которого выдвинули 14 факультетов и поддержал сам губернатор Иркутской области Сергей Левченко, процедуру аттестации не прошёл. Это, должно быть, очень досадная ситуация и для Гаспаряна, и тем паче для правительства области. Тем более что в самом разгаре арбитражное и уголовное разбирательства по делам, связанным с вырубкой лесов в Иркутской области. Министерство лесного комплекса пытается оправдаться, а сотрудники, подчинённые Гаспаряну, выступают экспертами в арбитражном процессе.
В конце февраля губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил о том, что он и правительство области поддержат на выборах ректора декана лесопромышленного факультета Гарика Гаспаряна, исполняющего обязанности ректора Братского государственного университета. Это заявление высоких чиновников звучало бы более чем странно, если бы не одно «но»: известно, что именно сотрудники Братского университета готовят экспертизу, которая может оправдать обширные рубки в заказнике «Туколонь». Именно за эти рубки замминистра лесного комплекса Иркутской области Алексей Туги был арестован, а сам министр Сергей Шеверда находится под следствием.
Напомним, что в июне 2018 года было возбуждено уголовное дело по факту вырубки лесов в заказнике «Туколонь», что в Казачинско-Ленском районе. Арестовали замминистра Алексея Туги. В сентябре стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении министра Сергея Шеверды по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». Следственное управление СКР по Иркутской области возбудило в отношении него уголовное дело по факту незаконного назначения, согласования и проведения сплошной санитарной рубки в государственном природном заказнике на основании материалов Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Под видом оздоровительных мероприятий в заказнике были уничтожены особо ценные реликтовые леса на площади 116 гектаров. Санкции по указанным статьям – до 10 лет лишения свободы, запрет на право занимать определённые должности, огромные штрафы, особенно если учесть, что ущерб, причинённый государству, оценивается в 800 миллионов рублей.
После этого лесные магнаты из числа приближённых к министерству стали подавать иски в арбитражный суд для того, чтобы признать ничтожными сделки по выделению министерством участков без проведения аукционов. Эти участки фигурируют в уголовном деле против Сергея Шеверды. Как предполагают СМИ, это была попытка перевести махинации чиновников из зоны действия уголовного права в гражданское, а заодно и выиграть время.
Природоохранная прокуратура подала встречные иски. А потом вдруг ответчик – областной лесхоз – потребовал провести дендрологическую экспертизу. Почему лесхоз? Ведь он ничего не определяет сам, акты лесопатологического обследования не делает, это всё обязанности министерства. Так или иначе, 7 ноября 2018 года, в начале холодов, именно лесхоз заявляет ходатайство об экспертизе. И 7 февраля 2019 года суд назначает её проведение. Причём экспертиза должна была проводиться «со стула» – то есть без выезда на место, лишь на основе уже имеющихся документов, ибо «возможность провести натурные обследования лесных участков назначенными экспертами отсутствует».
Кого же суд назначил экспертами? А экспертами были назначены сотрудники Братского государственного университета. Того самого, которым временно командует Гарик Гаспарян, декан, заметим, лесопромышленного факультета.
Эксперты взялись делать выводы на основе документов, которые предложил областной лесхоз, то есть ответчик, который напрямую заинтересован, чтобы рубки признали законными. К примеру, отчёт по результатам научно-исследовательских работ, который заказал ответчик уже после возбуждения уголовного дела (и в тот период, когда эта северная территория обычно уже покрыта снегом), содержит резюме: «Назначение сплошной санитарной рубки по результатам ЛПО (лесопатологического обследования)… не противоречит действующим требованиям нормативного регулирования санитарно-оздоровительных мероприятий». А вот некоторые важные документы экспертам не предоставили: как сообщает Irk.ru, не были выданы материалы Рослесхоза, проверкой которого акты лесопатологического заключения, фактически одобряющие вырубку, были признаны содержащими недостоверные сведения. А ведь именно дендрологическая экспертиза, как считают специалисты, может стать решающей. Параллельно в уголовном процессе назначена фитосанитарная экспертиза, которая является частью карантинного контроля. Но дендрологическая будет иметь больший вес, ведь она касается непосредственно состояния вырубленных деревьев как таковых. Если её, узаконенную арбитражным процессом, юристы ответчика введут в дело в уголовном процессе.
И вот в конце февраля, в разгар работы экспертов, СМИ сообщили, что губернатор поддерживает Гаспаряна и даже направит в Министерство образования официальное письмо об этом. Совет ректоров вузов Иркутской области тоже проголосовал за кандидатуру Гаспаряна – при условии, что тот получит звание профессора в течение двух лет. Никого не остановило, что в 2017 году Гаспаряна уже снимали с выборов Аттестационной комиссии Минобрнауки. Правда, надо заметить, что в 2018 году, после того как в мае Сергей Белокобыльский покинул пост по истечении срока полномочий, Гаспаряна назначили на его место, причём в срочном порядке. Портал «Бабр.ру» тогда сообщал: сенатор Виталий Шуба заявил на встрече с коллективом, что именно по его ходатайству кандидатура Гаспаряна была поддержана губернатором. Это тем более интересно, если учесть, что в конце 2018 года «единоросс» Шуба, который перешагнул возраст государственной службы, стал советником губернатора-коммуниста Сергея Левченко. Вот как тесно – и наверняка не без причины – всё сплелось. Возможно, правительство сделало попытку подстелить себе соломку в нужном месте в роковой час.
Но что же теперь, когда креатура Гаспаряна выпала из счастливой обоймы кандидатов? Авторитетные эксперты из Братского государственного университета, назначенные судом, работают. Министерство, в свою очередь, старается оправдаться (кто-то назовёт это по-простому – «разваливает дело»). А нам остаётся наблюдать за тем, предложит ли правительство несостоявшемуся ректору что-нибудь не менее интересное, чем руководство вузом.
Уголовное дело по факту незаконных рубок в заказнике «Туколонь» развалилось, и в ближайшее время все чиновники, проходящие по делу, которое возбудил СК по Иркутской области, будут спокойно жить дальше и зарабатывать миллионы на коррупционных схемах с лесом.
«Иркутск политический»