«Когда ты вместе со мной»
Ежегодно Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, г. Москва проводит конкурсный отбор инновационных социальных проектов в сфере поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2017 году Фондом был одобрен и поддержан проект «Когда ты вместе со мной» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Правобережного округа г. Иркутска».
Помочь выпускникам успешно войти в самостоятельную жизнь – такую задачу ставили перед собой специалисты Центра помощи детям, работая над проектом. В результате проект «Когда ты вместе со мной» одобрен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И сейчас в рамках проекта общаются, учатся и дружат замечательные дети и взрослые.
Основная идея проекта – наставничество.
У каждого из нас в детстве и юношестве были значимые люди. Родственники, руководители кружков, учителя. Они влияли на выбор духовных ценностей, жизненных принципов и приоритетов. Были наставниками, защитниками и просто друзьями.
На этапе вступления во взрослую жизнь подростку просто необходим позитивный пример, некое лекало жизненного успеха, история преодоления трудностей. Таким примером в проекте стали активные интересные люди, решившие принять участие в жизни подростков. Это люди разного возраста, разных профессий. В команду наставников вошли повар, индивидуальный предприниматель, педагог дополнительного образования, медик, инженер и другие.
Процесс знакомства, формирования пар «наставник – подросток» проходил при профессиональном сопровождении педагогов и психологов. Для продуктивного общения разработаны интересные неформальные мероприятия. Особое место в проекте занимает квест-игра, в которой решаются различные задачи и преодолеваются и трудности. На одном из этапов игры, который назвали «Доброе дело», пары получали задание сделать что-то хорошее и нужное для конкретного человека, сообщества людей или для города. Наставник и подросток одной из пар договорились и покрасили все конструкции на игровой площадке в ближайшем детском саду. Не отставали и другие пары. Очень важно, что помощь была не ради галочки, а очень реальной. Ребята смогли годиться собой. В ходе игры есть и индивидуальные задания парам. Кому-то организовать и провести для всех спортивные соревнования, кому-то мероприятие по профориентации. Так взрослый получил возможность в интересной форме делиться социальным опытом, а ребёнок получать его.
В процессе взаимодействия наставники и подопечные выстраивают отношения, общаются в неформальной обстановке, что позволяет подросткам лучше узнать, как и чем живет обычная семья, как зарабатывают на жизнь, как проводят свободное время, какие планы строят на будущее. Казалось бы, все просто, но часто именно такого пазла не хватает ребенку, оставшемуся без попечения родителей, для формирования «картины мира».
Наставничество – это шанс воспитанника государственного учреждения обрести старшего друга, который будет не ментором и контролером, а примером и подсказчиком. Успешное наставничество – один из верных путей к положительному решению такой актуальной проблемы как социализация детей-сирот.
Действительно важно, что дети, не имеющие поддержки семьи, обретают надежных друзей и советчиков.