Коммерческая жилка
Краткая история Михаила Щапова, предпринимателя с думским мандатом и красным партбилетом
На недавнем оглашении ежегодного послания депутатам Законодательного Собрания и жителям Иркутской области о не очень утешительных итогах работы в 2018 году и вдохновенных задачах на 2019-й губернатор Сергей Левченко ни слова не сказал о своих личных планах на 2020 год, когда состоятся очередные выборы главы региона. Такая скромность многим (но не всем) показалась удивительной: годом ранее Сергей Георгиевич прямо заявлял, что пойдёт на второй срок.
Эксперты подобную тактику объясняют неуверенностью иркутского губернатора. Его позиции серьёзно подорваны серией коррупционных скандалов, связанных с персонажами из ближайшего окружения, с резонансными историями типа охоты на спящего медведя, с незадекларированным личным особняком на иркутской «Рублёвке». В таких условиях каждый день в губернаторской «шляпе» — уже успех, так стоит ли смешить Бога смелыми заявлениями.
Тем не менее, по мнению экспертов, коммунисты Иркутскую область просто так не отдадут. Если суровая судьба не позволит повторно выдвинуться Сергею Левченко или (о, сладкий сон провинциального члена Президиума ЦК!) он переместится в Москву на место Геннадия Зюганова, будет реализован вариант «Преемник». Власть планируется передать верному человеку, чьё реноме пострадало не в такой степени, как у Сергея Левченко, а также обладающему определённым имиджем и ресурсами. Чаще всего таким кандидатом называют депутата Госдумы, члена фракции КПРФ в нижней палате федерального парламента Михаила Щапова. Это заставляет более внимательно приглядеться к кандидатуре «красного» бизнесмена Щапова. Кандидат в губернаторы – это слишком серьёзно, чтобы покупать «кота в мешке».
Служба — службой
Нынешний владелец «заводов, газет, пароходов» родился в 1975 году в городе Киренске, затем семья перебралась в Иркутск. В 1997 году Щапов окончил Иркутский филиал Московского госуниверситета коммерции, когда-то институт советской торговли. Однако вместо бизнеса пошёл в тот момент в «силовики», по стопам отца. В УФСБ по Иркутской области Михаил Щапов прослужил более 10 лет в отделении экономической безопасности и борьбы с коррупцией. За время работы на отлично освоил тему банкротств, стал руководителем подразделения по банкротствам, наработал действенные и прочные связи (представители региональной и муниципальной власти, налоговая, арбитражный суд, служба приставов и пр.). Сотрудники отмечают, что чекист Щапов проявил незаурядную гибкость и умение выстраивать отношения, в том числе, с руководством – всегда добивался лояльности к себе и необходимого содействия.
Дальше многое определяется словом «говорят». Говорят, что бизнес неумолимо звал офицера к себе. Говорят, что и дружеские отношения возникали у него за пределами государевой службы. Говорят, что Михаил Щапов ещё до начала процедуры банкротства Иркутского завода тяжёлого машиностроения, инициированной компанией «Техресурс» завязал дружеские отношения с сыном бывшего директора по социалке ОАО «ИЗТМ» Марка Петровича Глухова.
В то время подполковник уже возглавлял отделение экономической безопасности, одним из направлений деятельности которого был контроль за банкротствами.
В итоге Ян Глухов и ООО «Техресурс» стали полностью управлять процессом банкротства. Нелишне будет заметить, что в это время отец Щапова – Виктор Михайлович Щапов руководил областной службой судебных приставов. В результате реализованной схемы Ян Глухов получил литейный цех, а Михаилу Щапову, как оказалось впоследствии, досталась часть зданий, ранее принадлежавших заводу, и земельные участки по адресу ул. Октябрьской Революции, 1, где позднее им был выстроен торгово-офисный центр «Собрание». Видимо, по дружбе.
В «конторе», говорят, начали морщиться и задавать вопросы. Михаилу Щапову пришлось написать рапорт о переводе в другое подразделение. Но нива свободного предпринимательства захватывает человека целиком, а не по частям. И наш герой стремится возглавить руководство регионального подразделения «Сбербанк Капитал». Москва отказывает, но это уже не меняет вектор — в 2010 году заявление об увольнении из ФСБ по собственному желанию написано. Новая жизнь открывалась со всех привлекательных сторон.
Выстроил империю
Бизнесменов с идеальной репутацией, наверное, в наших широтах не сыскать. Вот и некогда близкий друг и сослуживец Михаила Щапова – Олег Епифанцев из ООО «Техресурс» — дилер УАЗа, участник схемы по банкротству завода ИЗТМ, имеет самый печальный опыт партнёрства. С другой стороны – ещё О’Генри писал, что «Боливару не снести двоих», и кто-то должен терять, а кто-то – собирать плоды
Среди полезных контактов Михаила Щапова в какой-то момент была и иркутянка Инесса Бранденбург — заместитель председателя правления Сибирского банка реконструкции и развития (СБРР), сбежавшая в январе 2018-го с деньгами банка и объявленная в федеральный розыск.
Говорят, по её протекции можно было получить кредит на сумму, к примеру, 150 миллионов рублей, затем организовать его списание, к взаимной выгоде.
Предпринимательский талант, безусловно, Михаил Щапов имел, и целенаправленно создавал свою бизнес-империю. В 2011 году он стал одним из создателей сельскохозяйственного кооператива «АгроБайкал», где сейчас рулит процессом Александр Белов, бывший сотрудник ФСБ и подчинённый Щапова. Ещё ранее он руководил и являлся стопроцентным владельцем ЗАО «Сиблайн», созданным в 2009 году. Сейчас учредителем этой многопрофильной фирмой по бумагам числится сестра Михаила Щапова – Тарасова Екатерина Викторовна. Именно «Сиблайн» стал участником инвестиционного договора по строительству торгово-офисного центра по уже знакомому нам адресу: ул. Октябрьской Революции, 1, общей площадью более 13000 квадратных метров. Кроме этого, «Сиблайн» является учредителем ещё многих фирм, связанных тесными узами с материнской компанией.
В открытом доступе, в частности, имеется информация об ООО «Агробайкал-Торг», учредителем и генеральным директором которой числится Тарасов Артём Юрьевич – муж сестры Михаила Щапова. В числе подконтрольных Щапову компаний находятся ЗАО «Эко Тур», ООО «Ключи», ООО «ИркутскГлавСтрой», ЗАО «Монолит», ООО «Альянс», ООО «Прогресс», где генеральным директором является всё тот же Тарасов Артём Юрьевич. При деле находится и бывшая жена — Оксана Викторовна Щапова, которой достались ООО «Энергопром», ЗАО «Байкальская недвижимость», ООО «Мечта». Последние две структуры связаны с управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Эта та сфера, к которой издавна неравнодушен Михаил Щапов.
В семейной бизнес-империи задействованы даже двоюродные братья и их жены. Например, Щапов Евгений Александрович числится президентом и единственным учредителем «Благотворительного фонда Щапова», а его жена Сорокина Людмила Владимировна с апреля 2016 года является генеральным директором ЗАО «Сиблайн».
В общем, наблюдатели обратили внимание на тот факт, что на предприятиях Михаила Щапова в качестве руководителей, учредителей значатся только родственники или близкие друзья. Увольнений здесь практически не бывает, все перемещения обусловлены исключительно другими бизнес-проектами внутри группы компаний Щапова. Собственно, по этой же схеме выстроены отношения и в «красном картеле» Сергея Левченко, в котором не последнее место занимает Михаил Щапов.
Рыбак рыбака…
Бывший сотрудник госбезопасности, крупный девелопер, владелец земель и зданий, фирм в Иркутском районе, в городе Иркутске, депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов Сергею Левченко действительно не чужой человек. Красный губернатор тоже распределил по родственникам огромные бизнес-структуры, к тому же их связывает даже личное. В 2016 году, например, мандат Михаила Щапова в Законодательном собрании был передан Андрею Левченко, сыну губернатора. Ложка оказалась дорога к обеду, поскольку именно в это время за Андрея Левченко крепко взялись контролирующие и правоохранительные органы. Губернаторского отпрыска обвиняли в уклонении от налогов и задержке зарплаты работникам ЗАО «Стальконструкция». А до этого Сергей Левченко назначил Михаила Щапова на должность председателя совета директоров АО «Международный аэропорт Иркутск», ключевой по влиятельности пост в государственном АО. Затем помог избраться в Государственную Думу. Ходят слухи, что избирательная кампания обошлась почти в 100 млн. рублей. Правда, говорят, что основную финансовую лепту в это дело внесла некая артель по добыче нефрита в Бурятии, но и поддержку Левченко тоже списывать нельзя. Кроме этого, Сергей Георгиевич доверил протеже контакты со своим бизнес-партнером из коммерческого банка «Солидарность» Вадимом Куминым, другими важными бизнес-товарищами.
Не кому-нибудь, а именно Михаилу Щапову позволено было взять под контроль телекомпанию «АИСТ», такой раскрученный медийный ресурс в периоды политических баталий явно лишним не будет. Специфика этого ООО в том, что сравнительно небольшой пакет, купленный семьёй Щаповых, в сочетании с волшебной доверенностью от областных властей на распоряжение госпакетом, решает всё. Говорят о планах Михаила Щапова привлечь средства для финансового оздоровления «АИСТа» от Корпорации развития Иркутской области. Сейчас, как сообщают источники, ведутся переговоры и поиск удобной юридической схемы. Процесс курируется Дмитрием Чернышовым, руководителем аппарата губернатора Иркутской области, которому, наверное, даже льстит прилипшее — «серый кардинал» областного правительства. Известно, что ранее аналогичный кредит выдавался корпорацией медиахолдингу «АС Байкал-ТВ». Правда, эти деньги не помогли каналу подняться с колен, кредит не выплачивается. Но Михаил Щапов, судя по интенсивности переговоров, несмотря на кризисное состояние холдинга, заинтересован и в этом медийном активе: нет лицензии, зато есть приличное здание, студия, передатчики, другое оборудование. Впрочем, и на этом, как говорят, «красный картель» не остановится: он присматривается к региональным франшизам федеральных СМИ типа «АиФ», «Коммерсант».
Сложно сказать, насколько осуществимы все эти сценарии и планы, но очевидно одно: идет серьёзная «пристрелка» к губернаторским выборам. Михаилу Щапову в них отведено важное место. Редакция готова предоставить Михаилу Викторовичу возможность самому, от первого лица, рассказать о его планах и намерениях, подтвердить или опровергнуть намерение баллотироваться и прокомментировать слухи о том, что руководством КПРФ ему может быть сделано такое предложение, от которого он не будет иметь возможности отказаться. Стоит, наверное, поразмышлять и о том, как дух свободного предпринимательства может быть вновь укрощён государевой службой.