Экология против экономики
Общественные слушания по проекту строительства инфраструктуры для индустриального парка в Байкальске переросли в баталию вокруг сохранения озера. Идея создания на его берегу небольших местных производств, деятельность которых не запрещена природоохранным законодательством, померкла на фоне страха перед потенциальными инвесторами, не заботящимися об экологии. В итоге за кадром осталась действительно острая проблема – очистка промышленной площадки БЦБК от накопленного загрязнения.
Хамство всегда порождает хамство: в какой-то момент организаторы общественных слушаний начинают резковато отвечать на вопросы и реплики из зала, которые звучат на повышенных тонах. «Крикуны же приехали, – заметил один из коллег-журналистов уже после окончания обсуждений. – Вон целых два автобуса подвезли». Действительно, на стоянке неподалёку от здания администрации Слюдянского района припаркованы два «Мерседеса Спринтера», рядом с ними – корейский автобус. К тому же среди зарегистрировавшихся участников немало иркутян и ангарчан, не поленившихся приехать минимум за сотню километров.
«Бардак не нужен никому»
В 11 часов утра, когда слушания должны начаться, уже зарегистрированы 288 человек, а к столам, где их записывают, всё ещё тянется плотная очередь. «Пока идут приготовления, давайте просто поговорим, чтобы нам обозначить формат нашего общения и то, как себя вести, – взял слово мэр Слюдянского района Алексей Шульц. – Район просто предоставляет помещение, он никак не участвует в данном мероприятии. Есть заказчик, есть исполнитель, которые всё доложат. Как руководитель данной территория я бы попросил вас вести себя нормально. Можно всех во всём подозревать, но, если у вас есть какие-то требования именно в регистрации, что-то подписать, без проблем – говорите. Только это должно звучать спокойно, безо всяких нервов. Если здесь начнётся хаос, я прекращу это мероприятие, и всё. Бардак не нужен никому».
Из зала в ответ звучат выкрики. Суть претензий сводится к малому размеру помещения и к тому, что на задних рядах плохо слышно выступающих. «Может, слушания закрыть и вынести их на более комфортную площадь? – громко поинтересовался кто-то. – Потому что народ совсем ничего не слышит. Потому что это издевательство опять над народом». Предложение встречают довольно жидкими аплодисментами. «Уважаемые участники слушаний, если мы все будем вести себя нормально, не будем шуметь, то мы друг друга будем слышать», – вступил глава администрации Байкальска Василий Темгеневский. Пытаясь на какое-то время занять толпу, мэр города вспомнил историю с заводом в Култуке и начал рассуждать о том, что людям не следует невольно участвовать в «организованной акции в части формирования протестных настроений», которая является элементом «борьбы за ресурс» – воду. Это сработало, но точку в кратком выступлении всё же поставил представитель общественности, громко выдвинувший предложение: «Можно граждане напротив своих фамилий в списке укажут, против они или за создание индустриального парка в Байкальске». Ведущие его приняли, что и послужило сигналом к началу слушаний.
«Мы против всех заводов!»
Процедура стандартная: утверждение повестки и регламента, выбор представителей общественности, которые подпишут протокол обсуждений. Делегаты не успели определиться, а пожилой мужчина из толпы уже выкрикнул:
– Чтобы не терять время, предлагаю подписать протокол коротко: «Мы против строительства всех заводов на Байкале!»
– Это вы против! – возмущённо воскликнул участник слушаний, приехавший из Байкальска.
– А вы думаете, что будете там работать?! – насмешливо спросила его жительница Слюдянки.
– Будем работать!
Когда формальности всё же были улажены, вновь взял слово Темгеневский. Он рассказал предысторию проекта индустриального парка. Осенью 2013 года окончательно остановилось градообразующее предприятие – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Были уволены полторы тысячи его сотрудников, которых каким-то образом нужно было трудоустроить. «Да китайцев завезут!» – прокомментировали в зале. Градоначальник пропустил это замечание мимо ушей и продолжил: было принято решение о создании малых предприятий, которые могли бы предоставить рабочие места для местных жителей. Площадкой для их размещения должен стать индустриальный парк «Байкальский чистый продукт». Первоначально было решено создать его в Култуке, позднее добавили площадку в Байкальске.
Речь примерно о 80 га, разбитых на 20 участков. Все расположены на территории промышленной площадки БЦБК, площадь которой в целом составляет около 780 га. Первую очередь индустриального парка планируют построить на треугольнике вдоль дороги от федеральной трассы «Байкал», ограниченном железнодорожным полотном и проездом к комбинату. «Я вам хочу сказать, что на этой территории практически нет леса, – сообщил Темгеневский. – Информация, которая вбрасывается, о том, что там будут вырублены миллионы кубометров древесины, – это ложь. Недавно президент подписал закон о фейковой информации – так это и есть фейк чистой воды. Кто так делает сегодня, пусть это будет на их совести».
Как бы то ни было, площадка под первую очередь парка в 46,7 га разбита на 14 участков. Согласно публичной кадастровой карте Росреестра, все находятся в муниципальной собственности и предназначены для размещения производственных и административных зданий. Девять из них свободны, один занимает ООО «Травы Байкала», ещё на трёх расположены мощности ООО «Озеро Байкал – Лун Чуан» – поставщика бутилированной воды в Китай. Деятельность этого предприятия была приостановлена в конце 2017 года из-за несоответствия его продукции требованиям по качеству. Ещё один резидент – обанкротившееся ООО «Байкальские макароны».
Эта информация содержится в техническом задании на проектирование первой очереди индустриального парка. Мэр Байкальска подобные данные не привёл, но подчеркнул, что здесь разместятся предприятия, деятельность которых не наносит ущерба экосистеме озера. «У нас совместное решение министерства экономического развития Иркутской области, администрации Слюдянского района и администрации Байкальска о том, что нужно создать для них условия, – продолжил Темгеневский. – То есть инфраструктуру – тепло, воду, канализацию, в том числе ливневую. Чтобы мы не ставили павильоны в чистом поле и не делали за ними туалеты». На этом выступление могло бы и завершиться, но градоначальник перешёл к теме информационной войны, невольными участниками которой становятся те, кто выступает против создания новых предприятий на Байкале. Его речь прервали известным способом – продолжительными аплодисментами. «Я знал, что вы меня поддержите!» – прокомментировал Темгеневский. Ответом послужил взрыв хохота. Услышав, что мэр всё же продолжает говорить, четыре-пять человек в зале и вовсе затопали.
Сети в проекте, экология в уме
Участники слушаний всё же вернулись к предмету обсуждения. Байкальчанка Татьяна Афонина обратила внимание на то, что материалы, которые на них рассматривались, не были опубликованы на официальном сайте администрации Слюдянского района. В то же время в статье 5.1 Градостроительного кодекса РФ сказано, что подготовка к общественным слушаниям включает в себя размещение документов «в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Они могут быть опубликованы либо на официальном сайте местной администрации, либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг. В Слюдянке материалы были доступны только в бумажном виде, так что за месяц с ними ознакомился только один человек.
Тем не менее составить своё мнение о том, что собираются строить в Байкальске, можно было по презентациям на самих слушаниях. Речь пока шла только про инфраструктуру: 8 км линий электропередачи, 6,3 км водопровода, 8,8 км сетей водоотведения, 6,1 км ливневой канализации, 2,5 км теплотрасс и 1,2 км паропроводов. Плюс ремонт существующих автодорог и строительство новых участков на протяжении 2,5 км. Все работы будут проводиться в створах существующих линейных сооружений на территории, которая находится за пределами водоохранных зон Байкала и реки Солзана, протекающей неподалёку. Для временного хранения отходов будет оборудована площадка с контейнерами общей ёмкостью 2 кубометра, мусор с неё планируют вывозить по мере накопления.
Вопрос в том, что не решена проблема экологической очистки промплощадки БЦБК. Инженер-эколог ООО «Сиблидер» Анастасия Морошкова привела данные о том, что почва на участках под строительство относится к опасной категории по загрязнению. Помимо этого в пробах воды из Байкала превышены гигиенические нормативы по содержанию меди, железа и фенолов. Но эти тонкости не особо интересовали представителей общественности. Большинство жителей Байкальска, приехавших на слушания, резонно поддерживали создание рабочих мест в городе. Остальные выступали в принципе против промышленного строительства на берегу озера. Посему повторялись одни и те же вопросы: предусмотрено ли появление заводов по розливу воду, будут ли в одном миллиарде рублей инвестиций, которые планируется привлечь в экономику города, китайские деньги?
В конечном счёте организаторы учли как отрицательную позицию общественности касательно проекта строительства инфраструктуры для индустриального парка, так и немногочисленные положительные отклики. В протокол внесли и замечания по вопросам, не относящимся к предмету обсуждения. Но те, кто изначально был настроен против создания новых производств в Байкальске, оставили свои комментарии на листах со списком участников слушаний. Несмотря на высказанную кем-то идею голосовать только жителям Слюдянского района, они всё же оказались в большинстве. А действительно актуальная проблема очистки промплощадки БЦБК от загрязнения вновь осталась за кадром.