Коррупционные схемы регионального минздрава на сотни миллионов рублей
Министерство здравоохранения Иркутской области – частый фигурант скандальных историй, связанных с закупкой лекарств и вольным распоряжением бюджетными средствами. Глава ведомства Олег Ярошенко снискал славу самого некомпетентного руководителя за последнее десятилетие. Впрочем, одно качество у министра не отнять – он изобретательно раскраивает бюджет здравоохранения, а это несколько миллиардов рублей в год.
Без протекции, которую составил министру заместитель губернатора Дмитрий Чернышов, Олег Ярошенко никак не мог возглавить ведомство, поскольку не имел соответствующих подготовки и компетенции. В 2009 году полковник медицинской службы Олег Ярошенко снял армейские погоны и появился в Иркутске на посту начальника Управления фармацевтической деятельности и медицинской техники регионального минздрава. Эту должность военный фармацевт занимал не более года, поскольку в гражданском ведомстве не оценили его хватку.
В 2013 году приятели полковника пролоббировали его назначение советником по медицинским вопросам тогдашнего губернатора Сергея Ерощенко. Правда, и в этой должности Ярошенко долго не продержался, поскольку мало ценного и полезного мог предложить.
В ноябре 2015 года Олег Ярошенко «поймал удачу за хвост» и с подачи Дмитрия Чернышова неожиданно возглавил министерство здравоохранения. Неожиданно, поскольку с дипломом фармацевта по закону он не имел права занять пост министра. Впрочем, это препятствие, как утверждают сведущие люди, удалось благополучно обойти, и вскоре в кармане Олега Ярошенко нарисовалась нужная бумага: уж очень нужен был Дмитрию Чернышову свой человек в ведомстве, связанном с миллиардными закупками лекарственных препаратов. Да и другие направления деятельности министерства могли принести немалую личную выгоду.
Во время избирательной кампании Сергей Левченко говорил: «Поликлиники, больницы, санатории и другие социальные учреждения сильно пострадали от разорительной политики, едва сводят ныне свой бюджет. Несмотря на оснащение медучреждений современной техникой, порядок и качество предоставления в них услуг вызывают массу очевидных нареканий со стороны пациентов. Дело нашей чести – устранить возникшие проблемы в медицинском обслуживании, сделать его доступным». Эти «перекосы и недостатки» и принялся рьяно устранять новый министр.
В регионе начались безумная перетряска руководящих кадров, перевод медицинских учреждений с муниципального уровня на областной, другие реформы и оптимизации, которые никак не помогли повысить качество услуг, сделать медицинскую помощь более доступной.
Но большую часть времени глава ведомства уделял привычному с армейских времён занятию – закупкам лекарств. Многие из этих сделок, как говорят специалисты, представляют интерес для правоохранительных и контрольных органов, поскольку изобилуют нарушениями.
На протяжении нескольких лет наблюдаются некорректный расчёт потребности в препаратах, выделение средств на закупки сверх утверждённой потребности и без учёта остатков на аптечном складе. В то же время люди сталкиваются с отсутствием необходимых им лекарств в аптеках.
Например, в 2017 году не закупили лекарства, включённые в утверждённую сводную потребность, что создавало риски несвоевременного обеспечения больных. Такая ситуация складывалась с препаратом «Деферазирокс» (применяется при хронической перегрузке железом). Его невозможно найти ни на аптечной базе, ни в аптеках. Та же участь постигла и «Эстрадиол» (гормональный препарат). Можно представить себе реакцию и состояние людей, которые не могли найти необходимые им лекарства.
В то же время, как установили в ходе одной из проверок аудиторы Контрольно-счётной палаты Иркутской области, на бюджетные деньги покупали препараты, нужды в которых не имелось. В 2017 году, например, при потребности в препарате «Аторвастатин» (применяется для снижения уровня холестерина) в количестве 72 тысяч упаковок и 78 516 упаковок на 2018 год по двум контрактам куплено 118 976 упаковок. Иными словами, сверх потребности за счёт средств 2017 года приобретено 46 976 упаковок. В чьих интересах это сделано? Какому поставщику порадели в министерстве?
И это не единственный пример. При потребности в препарате «Бусерелин» (используется в основном для лечения рака простаты и эндометриоза) на 2017 год в количестве 3482 упаковок контракт с ООО «Лекопт» заключён на поставку 5559 упаковок. И при этом на складе уже имелось 3847 упаковок, которые полностью покрывали годовую потребность. «Бусерелина» закупили столько, что на начало 2018 года его всё ещё оставалось 2999 упаковок, а это 51% от годовой потребности.
В общей сложности в 2017 году сверх потребности закуплено лекарств на 35 миллионов рублей. А ведь эти деньги можно было направить на закупку других необходимых больным людям препаратов.
В нарушение федеральных законов допускалось заключение контрактов на поставку лекарств по ценам, превышающим их зарегистрированную предельную отпускную цену. По результатам выборочной проверки контрактов 2017 года сумма превышения только по пяти из них составила более 6 миллионов рублей. То есть эти деньги для бюджета фактически потеряны.
В декабре 2017 года был заключён госконтракт на поставку препарата «Гефитиниб» (применяется для лечения некоторых видов рака молочной железы, лёгких) в количестве 228 упаковок по цене за упаковку 92 753 рубля, при этом зарегистрированная предельная отпускная цена равнялась 72 201 рублю. Дополнительным соглашением от 19 декабря 2017 года к указанному контракту было предусмотрено увеличение объёма поставок с 228 до 250 упаковок. Превышение стоимости контракта составило более 5 миллионов рублей. При этом, как позднее выяснилось, можно было и не заключать контракт, поскольку необходимости в закупке этого препарата просто не существовало. Более 23 миллионов рублей, как установили аудиторы, потрачено неэффективно.
Подобные схемы закупок с явными коррупционными признаками для минздрава Иркутской области, конечно же, как не были редкостью два года назад, так и не являются сейчас. В результате таких сомнительных с правовой точки зрения сделок в карманах чиновников оседают весьма солидные суммы.
На фоне этого сущими мелочами могут показаться факты отпуска лекарственных препаратов с истёкшим или истекающим сроком годности, неосвоение федеральных денег, выделенных на лекарственное обеспечение льготников, а это десятки миллионов рублей ежегодно. Просто потому, что иного стиля руководства от нынешнего министра здравоохранения Иркутской области и ожидать не приходится. Свои обязательства перед командой он отрабатывает исправно, а тот факт, что страдают простые жители региона, Олега Ярошенко, судя по всему, никогда не интересовал.
К тому же к административной и дисциплинарной ответственности привлекают главврачей за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По итогам прокурорской проверки Управление ФАС по Иркутской области вынесло решение признать должностных лиц Нижнеудинской районной больницы виновными и назначило штраф на общую сумму 18 тысяч рублей.
Очевидно, что закупки в медицинской сфере Иркутской области требуют самого внимательного и придирчивого экспертного анализа. Да и не только закупки. Коррупционные схемы в системе здравоохранения имеют слишком высокую цену, оборачиваются тяжёлыми последствиями для здоровья и даже жизни пациентов. Министр блокирует любую исходящую из своего ведомства информацию о творящихся здесь неблаговидных делах. Недаром в социальных сетях орудует целая банда так называемых «здравоботов», которые по сигналу одиозных организаторов всей ордой набрасываются на любого, кто посмеет усомниться в святости регионального министерства здравоохранения.
Впрочем, судя по некоторым признакам, время безнаказанности высокопоставленных областных чиновников подходит к концу. Уже под следствием находятся участники губернаторской команды – министр лесного комплекса Сергей Шеверда, под стражу заключён его заместитель Алексей Туги, вовсю качаются кресла под Дмитрием Чернышовым и под самим губернатором Сергеем Левченко. Сколько верёвочке ни виться, а конец будет – для этого «красная команда» прилагает максимальные усилия.
Иркутский минздрав в лице министра Ярошенко из кожи вон лезет со строительством новой туберкулёзной больницы. Тот случай, когда идея твоя, финансирование бюджетное, строители друзья, откаты уже расписаны?.. («Иркутск политический».)