Трудности перевода
Территории могут не справиться с поручением президента о переходе на одну школьную смену
42% школьников Иркутска учатся во вторую смену. До 2025 года все школяры должны будут перейти на одну смену. Однако у городского бюджета не хватает средств, чтобы построить школы и выполнить эту президентскую задачу. Не лучше ситуация в Иркутском районе, которому надо возвести 17 новых школ. А население Иркутска и района быстро растёт, детей становится всё больше и больше. 20 марта на сессии Законодательного Собрания депутаты заслушали отчёт правительства о реализации программы перевода учащихся области в первую смену. Как оказалось, «Серый дом» самым проблемным территориям – Иркутску и Иркутскому району – в программе почти не уделил внимания. «Без помощи федерального и областного бюджета мы не решим задачу, поставленную президентом», – констатировал исполняющий обязанности заместителя мэра Иркутска Виталий Барышников. Депутаты взяли проблему со «второй сменой» на особый контроль.
«Неуправляемая миграция»
В Иркутской области с 2016 года работает региональная программа по созданию новых мест в школах, рассчитана она до 2025 года. О том, как правительство отработало программу в 2016–2018 годах, и о планах на будущее рассказала на сессии ЗС во время правительственного часа министр образования Иркутской области Валентина Перегудова.
Сейчас в области дети учатся в две смены, третья была ликвидирована в 2017-2018 годах. К 2021 году все школьники 1–4 и 10-11 классов должны будут учиться в первую смену, к 2024-му второй смены не должно быть вообще. Между тем ещё в 2015–2017 годах 318 школ Иркутской области, или 40%, работали в сменном режиме, во вторую и третью смены обучалось 66 726 школьников. А детей меньше не становится. С 2015-го по 2019 год на 7,4 тысячи сократилось число школьников, которые ходят в школу во вторую смену. Это всего 4,1%. Только 69 школ имеют одну смену. Во вторую смену в 2015–2018 годах учились 59,3 тысячи школьников. Из них 33,9 тысячи, или 57,2%, – в Иркутске и Иркутском районе. Нетрудно понять, где больше односменных школ: там, где учеников немного, например на севере Иркутской области, в Мамско-Чуйском, Катангском, Усть-Илимском районах, городе Усть-Илимске. Менее 5% школьников учатся во вторую смену в Саянске, Зиминском, Ольхонском, Аларском, Черемховском, Осинском, Казачинско-Ленском, Тулунском районах. Основной прирост школьников приходится на Иркутск и Иркутский район, где школы перегружены. «Неуправляемая миграция», как считают в правительстве, ломает попытки упорядочить проблему двух смен в Иркутске.
За три года в школах области введено 19,3 тысячи новых мест. Более 16 тысяч новых мест должно быть создано в 2019-2020 годах (7,4 тыс. – за счёт строительства новых школ, 5,2 тыс. – за счёт капремонта, 2,3 тыс. – за счёт оптимизации помещений). В целом на строительство новых и школ и реконструкцию старых из бюджета будет выделено 3,6 млрд рублей, сообщила Валентина Перегудова. Однако проблему с 50 тысячами учеников-«второсменщиков» это полностью не решает. Их нужно будет переводить в первую смену, но куда и как?
Депутат ЗС Ольга Безродных отметила, что переход на одну смену обострит ситуацию с кадрами. Валентина Перегудова признала, что работа в одну смену лишает учителей возможности вести уроки в две смены, встаёт проблема сохранения зарплат, кроме того, потребуются новые кадры. Однако она, отвечая на вопрос, сослалась на существующие программы поддержки молодых специалистов, а какие-то специальные меры, связанные с проблемой «единой первой смены», пока правительством региона, судя по всему, не разработаны. При строительстве новых школ правительство ссылается на некие рейтинги минобразования и минстроя, но у депутатов к ним есть вопросы, поскольку многие объекты они неоднократно проводили в программы в «ручном режиме».
Несколько школ, строительство которых долго лоббировали депутаты, наконец включены правительством в планы. Это, например, школа № 1 города Нижнеудинска, судьбой которой занимался депутат Тимур Сагдеев. Галина Кудрявцева взяла под контроль строительство школы № 1 в Слюдянке, и эта школа также включена «Серым домом» в план. Кудрявцева предложила рассмотреть вопрос о строительстве тёплых гаражей при новых сельских школах, поскольку более 19 тысяч детей в Иркутской области сейчас отправляются в школы на автобусах. Депутат Сергей Бренюк обратил внимание министра строительства Светланы Свиркиной на то, что введение «долгостроя» в 7-м микрорайоне Ангарска – долгожданной школы – может быть заторможено из-за проверки Ангарской контрольно-счётной палаты, выявившей нарушения при использовании материалов для строительства. Светлана Свиркина заверила, что проблем не должно быть. И добавила, что правительство старается каждый год вводить какой-то объект из числа «долгостроев», к примеру Заларинскую, Новочунскую школы, школу в Атагае. Все эти школы, как мы помним, очень долго «пробивали» депутаты ЗС.
Депутат Антон Романов заявил, что надо бы обратить внимание не на строительство школ-гигантов на тысячу мест и более, а на средней наполняемости школы на 500–600 человек, так как там процесс обучения идет более эффективно из-за формирования коллектива по типу «большой семьи». Романов также напомнил про визит депутатов во главе со спикером Сергеем Соколом в школу в селе Олха Шелеховского района. «Существуют ли планы реконструкции или постройки новой школы в Олхе? – спросил Романов. – Насколько я знаю, на проект строительства этой школы дважды выделялись деньги. Они были освоены, в том числе и из внебюджетных источников, проектов до сих пор нет. Шелеховский район, как и Иркутский, развивается довольно бурно, и потребность в таких школах растёт». Свиркина пояснила, что Олхи в рейтинге проектов минстроя нет. Даже если будет получена экспертиза проекта к концу года, в рейтинги школа может зайти только в 2021 году.
«Просим денег»
Самыми проблемными остаются Иркутск и Иркутский район. Исполняющий обязанности заместителя мэра Иркутска Виталий Барышников сообщил, что сейчас в Иркутске 73 школы, в которых учатся 79,5 тысячи детей, во вторую смену – 42%. Существует комплексная программа развития социальной сферы Иркутска до 2025 года, по ней готовится в числе прочего и проектно-сметная документация на школы и пристрои. К примеру, готова ПСД для строительства модуля школы № 26. Аналогичные модули будут созданы для школ № 8, № 9, капремонт которых завершится летом этого года. И для школы № 12. В 2017 году в Иркутске была введена школа № 69 на 1,2 тыс. мест, в 2018-м – два пристроя к школе № 64 и один к школе № 66, открыта школа № 19 на 1,1 тыс. мест.
«По прогнозу, учитывающему уровень рождаемости и уровень миграции, к 2025 году количество учащихся увеличится на 16 тысяч и составит порядка 95,5 тысячи детей, – сказал Барышников. – Перевод на односменный режим создаст целый ряд проблем. Это дефицит кадров, уровень зарплат для учителей, которые не смогут работать в две смены. Все дети будут учиться в первой половине дня, а во второй должны будут посещать учреждения дополнительного образования. Как организовать эту работу? Вопросов много». Но главный из них – где брать средства на новые школы и пристрои. Виталий Барышников обратился за помощью к депутатам ЗС. «Дефицит мест в школах Иркутска существенный, прогнозируемый процент детей, которые будут учиться до 2025 года, будет только расти, – заявил он. – Возможности муниципального бюджета ограничены». «Я так понял, вы согласились с тем, что город Иркутск задачу, поставленную президентом, не выполнит?» – спросил депутат Антон Красноштанов. «Без помощи федерального и областного бюджета – нет», – сказал Виталий Барышников. При этом мэрия исправно готовит ПСД. «Мы ждём выхода ПСД по пристроям к школам № 14, № 57, № 75, по модулям школ № 8, № 9 мы заходим на проектирование. Потребность по капитальному ремонту – а не только по строительству – существенна, капремонта требуют не только школы, но и детские сады», – сказал Барышников. Антон Красноштанов выразил готовность оказать всяческую помощь Иркутску в тех планах, которые город перед собой ставит.
Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова спросила, выходила ли мэрия в правительство региона с этой проблемой, поскольку близится корректировка бюджета и нужно закладывать деньги. Виталий Барышников подтвердил, что аналогичная информация ушла и председателю правительства Иркутской области, и в министерства. «Прогнозная остаточная стоимость проектно-сметных работ, которые мы думаем реализовать в этом году к 1 сентября: 344 миллионов рублей по микрорайону Лесной, 260 миллионов рублей – реконструкция гимназии № 5, 19 миллионов рублей – капитальный ремонт школы № 8, 37 миллионов рублей – на школу №9. На сегодняшний день в областном бюджете не спланированы средства на эти объекты. Пока есть только обещания при корректировке бюджета постараться это учесть», – сказал он. «Иркутск очень многое делает и для образования, и для культуры, для учителей… Я хочу, чтобы дети 1 сентября пошли в 8-ю и 9-ю школы, чтобы деньги были найдены и на другие объекты», – поддержала Барышникова депутат Лариса Егорова.
Ситуация в Иркутском районе не лучше, чем в областном центре. Несмотря на уже использованные внутренние резервы, сейчас в районе в две смены работают 17 из 40 школ, сообщил первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук. Практически 4 тысячи школьников, или 26,5% от всего числа учащихся, ходят в школу во вторую смену. Сейчас в районе 40 школ на 11,4 тысячи ученических мест. А учатся 14,4 тысячи человек. Фактическая численность превышает нормативную на 26%. Району нужно более 3 тысяч ученических мест. При этом за последние 5 лет на 28,8% увеличилась численность населения района, приехало 29 тысяч человек, сейчас в районе живут более 132 тысяч человек, из них 39 тысяч – дети. К 2025 году в Иркутском районе будут жить 175 тысяч человек, около 52 тысяч детей. Учиться в школах будут более 20 тысяч человек, району нужно будет дополнительно 7,5 тыс. мест. Это означает, что надо построить 17 школ в 14 населённых пунктах. Шесть школ требуют капремонта. «Внутренние резервы уже использованы, ситуацию можно изменить дополнительным финансированием из регионального и федерального бюджетов, – сказал Жук. – На строительство 17 школ потребуется 10,7 миллиарда рублей». При этом постройка новых школ потребует и решения кадровой проблемы – району нужно 512 новых преподавателей.
Заместитель спикера ЗС Александр Ведерников взял слово и выразил своё особое мнение. Он предложил рассмотреть вопрос предоставления муниципалитетам субсидий на проектно-сметную документацию и экспертизу. «Что такое рейтинги? Это некая государственная политика, взгляд на то, где нужно создавать школы и детские сады. И в этом смысле нужно помогать муниципалитетам формировать эту проектно-сметную документацию, помогать проходить особенно такие дорогостоящие экспертизы, как экологическая. А сегодня они брошены. Вроде там школа нужна, а денег нет. А там не нужна, но деньги есть и есть проектно-сметная документация. Потому решается это всё во внесистемном порядке. А для чего тогда рейтинги?»
По итогам слушаний ЗС рекомендовало правительству усилить реализацию программ и подпрограмм по строительству и капитальному ремонту школ – госпрограммы «Развитие образования…», подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий…» и государственной региональной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях…». Парламент настаивает, что программа по созданию новых школьных мест должна быть обеспечена достойным финансированием с опорой на заявки муниципалитетов о реальном количестве школ, пристроев. Особое внимание нужно обратить при формировании программы на количество детей и прогноз роста детского населения в городах и районах. ЗС рекомендовало выработать дополнительные меры по созданию новых мест в школах Иркутска и Иркутского района, поскольку в этих территориях проблемы стоят наиболее остро. Депутаты считают, что правительство должно активно подойти к поиску земельных участков под строительство школ. По мнению Заксобрания, надо включить в программу «Развитие образования» подпрограмму по обеспечению педагогическими кадрами новых школ. В связи с переходом на одну смену необходимо решать, куда дети будут ходить на дополнительные занятия. Проблемы перевода школ Иркутской области на одну смену и создания новых ученических мест в школах взяты Заксобранием на особый контроль.