издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плата по факту

В Законодательном Собрании предлагают кратно снизить плату за вывоз мусора для предпринимателей

Услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов подорожали не только для жителей Иркутской области, но и для предпринимателей, работающих в регионе. Плата за них в зависимости от сферы бизнеса с 1 января выросла в 3–10 раз. Причины кроются в кратно увеличенном тарифе, который к тому же поднимется во втором полугодии, и нормативах образования отходов. Первый установила Cлужба по тарифам Иркутской области, вторые – министерство жилищной политики, энергетики и транспорта региона. Председатель областного Законодательного Собрания Сергей Сокол, в свою очередь, предлагает уменьшить нормативы в три раза. Другие парламентарии поддерживают эту инициативу.

Реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными расходами началась с роста цен. Протесты в нескольких регионах России вызвало кратное увеличение стоимости вывоза мусора для собственников жилья. На него обращают внимание и авторы доклада о первых итогах «мусорной реформы», который подготовил Общероссийский народный фронт и в начале марта направил президенту России Владимиру Путину. Из поля зрения при этом выпал кратный рост расходов для бизнеса. К примеру, только в трёх из 175 статей, опубликованных на сайте издательского дома «Коммерсантъ» с начала года, речь идёт о влиянии реформы на предпринимателей. Одна посвящена жалобе воронежских бизнесменов на резкий рост платы за вывоз отходов, ещё в двух говорится о том, что юридические лица в Кемеровской и Нижегородской областях отказываются заключать договоры с региональными операторами ТКО. Проблемы, однако, существует и в других территориях. «Много тревожных вопросов задают предприниматели, которые опасаются, что расходы на уборку мусора вырастут в разы, – сообщает председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол. – Важно не допустить, чтобы дополнительная нагрузка на бизнес и убытки были переложены на жителей нашей области».

Арифметика подорожания

По расчётам, которые приводит президент Торгово-промышленной палаты Иркутской области Алексей Соболь, в 2019 году произойдёт рост расходов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на вывоз твёрдых коммунальных отходов в 3–10 раз по сравнению с 2018 годом. К примеру, для ООО «Маяк», которое управляет торговыми сетями «Слата» и «ХлебСоль», затраты увеличатся с 25 млн рублей минимум до 150 млн. «Раньше отношения с организациями, которые вывозят мусор, строились на коммерческой основе, – объясняет генеральный директор компании Роман Селезнёв. – Сейчас вместо этого ввели тариф, установленный государством. Только за счёт него цена сразу поднялась в два раза. Кроме того, нас теперь стараются привязать не к фактическому объёму образования отходов, а к нормативному. Как будто с наших площадей вывозят в три-четыре раза больше мусора, чем есть на самом деле».

Наибольший норматив – 3 кубометра отходов в год с квадратного метра торговой площади – ввели для продавцов продовольственных товаров. В случае с промышленными и специализированными товарами он составляет 2 и 1,5 кубометра с «квадрата» соответственно. Помимо этого министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, которое установило нормативы, посчитало, что каждый квадратный метр полезной площади складского помещения за год даёт 0,14 «куба» отходов. Подобным образом регламентировано и образование мусора в бюджетных учреждениях и на частных предприятиях, от шиномонтажек и автомастерских до химчисток, парикмахерских, гостиниц и кинотеатров. Например, норматив для столовых, кафе, баров и ресторанов составляет 2,5 кубометра с одного места в год.

Тот объём мусора, который образовывается в реальности, зачастую в разы меньше. «Мы чуть ли не с первого дня работы сортировали отходы: картон и плёнку складировали отдельно и сдавали в переработку, – замечает Селезнёв. – Объём мусора, который мы производили, на протяжении многих лет зафиксирован в договорах, все цифры подтверждены. Перевозчики остались те же самые, но мы пока не заключили новый договор и с ужасом ждём, когда придут платёжки». Тех, у кого оформлены отношения с региональными операторами по обращению с ТКО, можно пересчитать по пальцам. Только в зоне обслуживания ООО «РТ-НЭО Иркутск», работающего на юге области, насчитывается около 80 тысяч предпринимателей и примерно 200 тысяч нежилых помещений. «Обработать данные по такому количеству потребителей для фактического подписания договоров силами сотрудников договорных отделов было бы реально только через два-три года, – отмечает генеральный директор предприятия Сергей Сидоров. – Поэтому законодатель установил, что договор с региональным оператором является публичным, то есть обязательным для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в зоне действия регоператора, независимо от его фактического подписания».

Иными словами, договоры считаются заключёнными с 1 января 2019 года. С этого момента рассчитывается и плата за вывоз мусора. С учётом введённых нормативов и тарифов для предпринимателей она существенно выросла, как это произошло с теми суммами, которые выставляют физическим лицам. «Дополнительная нагрузка на бизнес в виде увеличенных расходов на вывоз мусора будет включена предпринимателями в стоимость товаров и услуг, оплачивать повышение тарифов будут в итоге конечные потребители», – подчёркивает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. С ним согласен и председатель общественной палаты Иркутска Юрий Коренев. «Повышение тарифов для бизнес-структур, и это очевидно любому здравомыслящему человеку, приведёт к расходам и потерям всего населения, – говорит он. – Вместе с тем нельзя игнорировать интересы предпринимателей – повышение платы за вывоз мусора ухудшает и без того непростые условия существования бизнеса в нашей стране».

«Добиваться пересмотра нормативов»

«Сумма, конечно, компанию не убьёт, но отнимет значительную часть прибыли, – продолжает гендиректор «Маяка». – Надо ещё учитывать, что мы управляем не только «Слатой», но и сетью социальных магазинов «ХлебСоль» с пониженными ценами. Любая дополнительная нагрузка на бизнес ставит под сомнение весь этот проект. Вкладывать её в стоимость продуктов – последнее дело. Мы хотим добиться справедливости: платить за те отходы, которые производим». Однако действующее законодательство не позволяет региональным операторам по обращению с ТКО применять подобный метод: их деятельность регулируется государством, так что они работают по тарифам и нормативам, установленным на региональном уровне. Единственная возможность, которой можно воспользоваться, – использование корректирующих коэффициентов. «Но для этого нужно будет произвести корректировку данных через «Личный кабинет» на сайте регионального оператора, – уточняет руководитель «РТ-НЭО». – Будут также применяться понижающие коэффициенты по территориальной удалённости. Однако данное снижение будет действовать только в течение тридцати дней с момента выставления счёта. Если юридические лица не будут платить своевременно, то стоимость услуги для них значительно возрастёт. Такой подход можно считать своего рода программой лояльности: тем, кто платит вовремя, будет предоставлена скидка».

Целиком проблему это не решает, но позволяет в какой-то мере смягчить последствия реформы в сфере обращения с отходами для предпринимателей. Оптимальным решением был бы переход на фактические расчёты за вывоз того количества мусора, которое в действительности образовывается при работе. С одной стороны, это мотивировало бы предпринимателей экономить, сортируя отходы и сдавая часть из них на переработку, с другой – позволило бы сохранить в тарифах инвестиционную составляющую на создание инфраструктуры для утилизации мусора. Возможность оплаты по факту предусмотрена в утверждённых правительством России «Правилах коммерческого учета объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов», но только если сам предприниматель оборудует контейнерную площадку и установит на ней весы. В остальных случаях плата рассчитывается по нормативу. В Иркутской области к тому же установлен тариф на вывоз кубометра мусора, то есть коммерческий учёт массы отходов, а не их объёма, никак не регламентирован. Поэтому плата определяется на основании нормативов накопления мусора.

«Необходимо работать с правительством области и добиваться их пересмотра, – делает вывод заместитель председателя ЗС Александр Ведерников. – Именно со стороны исполнительной власти не было понимания, не были до конца проанализированы последствия. Очевидно, что нужен переходный период, и важно, чтобы в это время, пока не будет отработана эффективная схема реализации реформы, не были сорваны работы по вывозу мусора и не произошло кратное увеличение стоимости услуги».

«В своём послании Федеральному Собранию глава государства Владимир Путин акцентировал внимание на том, чтобы интересы людей учитывались в ходе таких масштабных реформ, как «мусорная», чтобы уровень жизни людей не страдал от нововведений, чтобы не получалось так, что одной рукой даём, а другой забираем столько же, а то и больше, – подчёркивает Сергей Сокол. – Снижая нагрузку на предпринимателей, мы прежде всего защищаем интересы людей, жителей области».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры