Нет дыма без огня
Австрийский отпуск Сергея Левченко притягивает уголовное дело
Поездка Сергея Левченко в Австрию вместе с Губернаторским симфоническим оркестром стала предметом обсуждения на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Во время ежегодного отчёта Контрольно-счётной палаты её председатель Ирина Морохоева озвучила результаты проверки Иркутской областной филармонии. Оказалось, что филармония так и не получила деньги за билеты, проданные во время австрийского вояжа губернатора с оркестром в январе 2018 года, а это свыше 27 тысяч евро. Депутаты же задались вопросом, зачем вообще нужны такие поездки. Ирина Морохоева сообщила, что материалы проверки направлены для возбуждения уголовного дела в следственные органы. «Серый дом» заявил в ответ, что усматривает в выступлении Ирины Морохоевой «признаки распространения недостоверной информации» и даже намерен требовать от КСП опровержения.
Отчёт КСП о проведённых в 2018 году проверках начинался вроде бы обыденно. Глава палаты Ирина Морохоева рассказала, что за прошлый год проведено 129 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Аудиторы проверили в целом около 26,2 млрд рублей бюджетных средств. На 7 млрд рублей выявлено нарушений законодательства – как бюджетного, так и иного. Ещё 18 млн рублей, по мнению КСП, были использованы не по целевому назначению. Палата составила 34 протокола об административных правонарушениях. Возможно, отчёт прошёл бы без особых сенсаций, однако депутатов заинтересовали зарубежные вояжи губернатора Иркутской области. В частности, в январе 2018 года губернатор был в Вене, тогда же там побывал Губернаторский симфонический оркестр, выступил в «Золотом зале» Венской филармонии «Мюзикферайн» (Musikverein). «Серый дом» не видит никакой связи между этим вояжем Левченко и поездкой оркестра. Вернее, ему хотелось бы её не видеть, особенно теперь, когда вскрылось, что филармония даже не может получить деньги за проданные билеты. Да, как-то расточительно выглядят развлечения главы области в Вене. Появилась версия с «отпуском за свой счёт».
«Вроде бы сумма незначительная, но меня заинтересовало то, что она указана в иностранной валюте, – сказал парламентарий Виталий Перетолчин, листая отчёт КСП, посвящённый Иркутской филармонии. – В последнее время очень широко обсуждаются зарубежные поездки губернатора Иркутской области. Девять поездок. И в этом году поездка в Вену. То ли отпуск, то ли командировка, но не суть важно. В прошлом, 2018 году, как указано в вашем отчёте, губернатор посещал Вену совместно с Губернаторском оркестром… Он, как отмечалось в СМИ, выступил хорошо. Но денежные средства за проданные билеты, к сожалению, в бюджет филармонии не поступили. 27 тысяч 721 евро. Мне интересно, насколько эффективны такие поездки, когда оркестр сопровождает лично губернатор. Насколько я понимаю, он едет не один, с ним большая свита – протокол и охрана. Помимо всего прочего, ещё и денежные средства не поступают в бюджет. Будут ли возвращены эти средства?»
Как сообщила Ирина Морохоева, в ходе проверки было установлено, что прямые расходы из бюджета на поездку иркутской делегации составили 7 млн рублей за счёт субсидий и порядка 3 млн рублей собственных доходов. «То есть на сумму порядка 10 миллионов рублей была оплачена эта поездка, – констатировала Ирина Морохоева. – Оркестр выступал, продавались билеты. Всего за билеты по бюджетной отчётности поступило 138 тысяч рублей». Аудиторы выяснили, что в ходе поездки это всё включалось в пакет документов, билеты реализовывались в евро – на сумму свыше 27 тысяч 700 евро. В переводе на рубли это чуть более 2 млн. «Эти деньги не учтены в бюджете нигде. Это, безусловно, искажение бюджетной отчётности, это недостоверность», – говорит Морохоева.
«Аудиторы разбирались, я сопровождала запросы, – пояснила Ирина Морохоева. – Нам ответили, что при переходе за границу есть сложности с декларированием каких-то сумм, и они не смогли. Якобы эти деньги остались за рубежом». Материалы по итогам контрольного мероприятия направлены для возбуждения уголовного дела в следственные органы, сообщила Ирина Морохоева.
Через 2 дня после сессии ЗС пресс-служба «Серого дома» распространила релиз, в котором министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич заверяла, что указанные средства будут возвращены филармонии. «С переводом денег в Россию возникли сложности, связанные с международным законодательством», – значилось в пресс-релизе. Как оказалось, деньги из Австрии филармония пытается получить уже год. «Это были наши первые гастроли в этой стране, мы не знали тонкостей международного законодательства, – сообщила директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова. – За помощью мы обратились к послу Российской Федерации в Австрии Дмитрию Любинскому». По её словам, посол помог, все документы уже оформлены, деньги поступят на счета филармонии «в ближайшее время». В свою очередь, Ольга Стасюлевич удивилась заявлению Ирины Морохоевой о том, что результаты проверки будут переданы в Следственный комитет. Министр надеялась, что до 1 марта 2019 года у них есть время на устранение нарушений.
Но этим объяснением «Серый дом» не удовлетворился, и 1 февраля пришёл ещё один пресс-релиз. «В выступлении председателя КСП Иркутской области на сессии Законодательного Собрания усматриваются признаки распространения недостоверной информации», – гласил заголовок. Как оказалось, аппарат губернатора и правительства Иркутской области рассмотрел выступление Ирины Морохоевой «на предмет распространения заведомо недостоверной информации» о поездке Губернаторского симфонического оркестра в Вену в январе 2018 года. Как оказалось, аппарату губернатора не понравилось, что имя Сергея Левченко Ирина Морохоева якобы связала с поездкой Губернаторского оркестра и расходами на эту поездку. По версии «Серого дома», Сергей Левченко был в Вене в отпуске «и выезжал за рубеж индивидуально, не в качестве должностного лица субъекта РФ в составе делегации, и за счёт собственных средств».
Надо сказать, что Ирина Морохоева в своей речи на сессии достаточно ясно дала понять, что основные претензии у КСП не к факту поездки губернатора, а к формированию делегации. «Губернатор Иркутской области – это высшее должностное лицо, и он относится к категории госдолжностей. У губернатора есть право реализовать своё управленческое решение и выехать в командировку. У нас есть соответствующий документ, что все затраты губернатора, выезжающего в командировку, восстанавливаются ему по факту. Это и сам проезд, и проживание, и использование вип-залов», – пояснила она. Морохоева говорила о самой делегации, которая насчитывала около 80 человек. 74 человека сам оркестр, кроме того, были приглашённые лица, на которых потратили около 1 млн рублей (600 тысяч из бюджета и 400 тысяч рублей – платные услуги). Ирина Касьянова позже сообщила, что это были Ольга Шалаева (сопрано), Иван Томашев (бас) и Юрий Ревич (скрипка), а также австриец Никола Дьорич (аккордеон), которые действительно были приглашены, их поездка была оплачена. Между тем ещё на сессии Ирина Морохоева отметила: «Платные услуги – это не деньги учреждения, а средства, которые зарабатываются на нашем областном имуществе. И мы тоже не можем говорить, что никакого отношения к платным услугам не имеем. Мы имеем полное право требовать и контролировать эти деньги. Здесь возникает вопрос ко всем другим лицам, участникам этих выездных мероприятий».
Ещё одна претензия «Серого дома» касалась слов Ирины Морохоевой о том, что средства за проданные билеты не учтены в бюджете филармонии. Юристы губернатора Левченко напомнили, что филармония относится к числу автономных учреждений, которые не являются участниками бюджетного процесса. «Такие учреждения ведут бухгалтерскую (финансовую), а не бюджетную отчётность», – заявила пресс-служба «Серого дома». Кроме того, «Серый дом» уверен, что средства от продажи билетов полностью отражены в бухгалтерской отчётности филармонии. Аудиторы об этом должны были знать, так как это было отражено в акте проверки КСП от 27 декабря 2018 года. «Таким образом, председатель Контрольно-счётной палаты региона Ирина Морохоева ввела в заблуждение депутатов областного парламента, общественность, а также средства массовой информации, освещавшие это мероприятие и опубликовавшие искажённые факты, озвученные председателем КСП», – заявила пресс-служба «Серого дома». Губернаторское крыло намерено требовать от КСП опровержения и размещения его в СМИ.
Между тем, если обратиться к отчёту КСП, станет ясно: претензии «Серого дома», что называется, «высосаны из пальца». В отчёте КСП, предоставленном депутатам и доступном любому желающему, значится, что аудитор выявил именно нарушения в ведении бухгалтерского учёта, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчётности. Общая сумма – 2084,8 тыс. рублей, или свыше 27,7 тысячи евро. В бухгалтерском учёте филармонии эти средства не были отражены в качестве дебиторской задолженности, и доход в учреждение не поступил. Это привело к искажению данных бухгалтерского учёта и отчётности, отмечается в отчёте КСП. Таким образом, никакого искажения информации на сессии не произошло.
Аппарат губернатора Левченко плохо знаком со взглядами своего патрона на роль КСП и депутатского корпуса в организации контрольной деятельности.
Когда в ходе проверки Контрольно-счётная палата выявила ряд нарушений, связанных с использованием средств из областного бюджета, Сергей Левченко заявил: «…Самый высший эшелон власти должен показывать другим пример соблюдения законодательства и финансовой дисциплины». И строго потребовал от региональной исполнительной власти провести инвентаризацию всех учреждений на предмет правоспособности, выполнения их функций и услуг с целью оптимизации.
Вот только весь набор принципиальных действий производил не губернатор Левченко в 2019 году, а председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области Левченко в 2006-м.
Как говорится, к какому забору привяжешь собаку, от того она и лает. Но ведь легко уловить, когда голос каждого (избирателя) был услышан, а когда развилась политическая глухота к интересам населения. Впрочем, находясь в отпуске в Европе в разгар проблемного отопительного сезона в регионе, не услышишь не только голос, но и грохот взорвавшегося котла отопления в замерзающем посёлке Юрты Тайшетского района Иркутской области.