Коммунальный передел
В Иркутской области стартовала масштабная экологическая реформа. Она призвана полностью изменить порядок обращения с любыми отходами – как с бытовыми, так и с промышленными. Простой житель области поймёт, что произошли глобальные изменения, когда получит обновлённую платёжку за коммунальные услуги. Она придёт 10 февраля. В документе вместо привычной графы «Вывоз ТБО» будет новая строчка – «Вывоз и утилизация ТКО», напротив которой будет новая сумма. «Сибирский энергетик» выяснял, за что же теперь будут больше платить жители региона и что кроется за словами «мусорная реформа».
Отрицание неизбежного
Почти месяц Иркутская область живёт по новым экологическим правилам. С 1 января за вывоз всего мусора – и в частном секторе, и в городских дворах – отвечают две компании: «РТ-НЭО Иркутск» и «Братский полигон ТБО». Две эти фирмы стали региональными операторами юга и севера области. Выбор регионального оператора для каждого «куста» проводился с помощью торгов. Надо отметить, для юга ответственного нашли быстро. А вот для севера пришлось проводить конкурс дважды – в первый раз не было ни одной заявки. При этом нельзя сказать, что юг намного привлекательнее севера. Территориальное деление области на два полюса весьма условно. Так, в число «жарких» вошли и Качугский район, и Мамско-Чуйский, и Бодайбинский.
Комментируя, почему их компания решила участвовать в отборе, оба региональных оператора подчёркивают, что в первую очередь являются социально ответственным бизнесом, развивают социальные направления. Выгодный ли бизнес – быть региональным оператором, покажет время. Полномочия регоператора компании получили на 10 лет. Всё это время фирмы будут заниматься не только перевозкой мусора, но и его утилизацией. Кроме того, именно они теперь отвечают за любую несанкционированную свалку на территории Иркутской области.
«По большей части население пока не поняло, что же за изменения произошли. Осознание произойдёт 10 февраля, когда все получат платёжки и увидят, сколько из собственного кармана придётся заплатить за нововведения. Игнорировать выставленные счета чревато последствиями. Вывоз и утилизация ТКО – коммунальная услуга, за её неоплату будут начисляться пени, надзорные органы могут применять штрафные санкции. Порядок такой же, как при оплате электроэнергии или других услуг ЖКХ», – отметила член ОНФ, руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» Валерия Кошечкина.
Платёжка подросла
Плату за мусор в Иркутской области с 1 января решено начислять по квадратным метрам.
Изначально предполагалось, что плата за вывоз мусора будет рассчитываться в зависимости от количества проживающих в квартире.
Но в правительстве региона посчитали, что оплата за квадратные метры – справедливее, потому что защищает многодетные семьи и пенсионеров, в квартирах которых прописаны дети, внуки. При новом расчёте платы не будет учитываться реальный объём мусора, который производит семья. Не берётся во внимание и наличие или отсутствие раздельного сбора мусора. Главное нововведение – тариф, который вырос по сравнению с предыдущим более чем в четыре раза. Так, для территорий, которые будет обслуживать оператор зоны «Север», тариф составит в первом полугодии 595,33 руб./куб. м, для зоны «Юг» – 522,89 руб./куб. м. В эти суммы заложен налог на добавленную стоимость. В правительстве России сейчас обсуждается вопрос об отмене НДС для регоператоров, чтобы снизить нагрузку на население. Но это лишь в планах.
С 10 февраля новые счета придут по всем адресам Иркутской области, где региональные операторы приступили к работе. Чтобы вычислить примерную сумму, необходимо норматив объёма мусора (для городов это 0,085 куб. м на квадратный метр) умножить на тариф и на площадь жилья, а затем разделить полученную сумму на 12 месяцев. В среднем за двушку в 52 «квадрата» горожане заплатят около 220 рублей.
Если у семьи две квартиры, и только в одной из них она живёт, то заплатить придётся всё равно за каждую согласно тарифным расчётам. Дачники и вовсе заплатят, получается, дважды. Первый раз – по счетам за квартиру в городе, а затем по счетам за дачный домик. Такой порядок сохранится, даже если дача используется только поздней весной, летом и ранней осенью. Счета будут приходить круглый год. Обязанность оплачивать услугу появится и у всех жителей частного сектора. По всем адресам также будет направлены платёжки. Счета будут выставлены и всем юридическим лицам. Таким образом, плата за вывоз мусора от жилых и нежилых помещений, от физических или юридических лиц не будет различаться. На практике это означает, что магазины, которые и сегодня порой без соответствующего разрешения складируют свой мусор на контейнерных площадках во дворах, будут пользоваться мусорными баками на равных с жителями. Оплачивать им это придётся по согласованному тарифу. «Остро прочувствует на себе реформу малый бизнес. Думаю, будет вал обращений предпринимателей к омбудсмену, когда они получат счета. С одной стороны, правильно, что каждый ларёк теперь будет оплачивать вывоз мусора, который так или иначе выбрасывал в контейнеры во дворах. С другой, не будет учитываться реальный объём мусора», – отметила Валерия Кошечкина.
Где тонко, там и рвётся
Мусорная реформа в Иркутской области пока ограничилась появлением двух составляющих – новых ответственных в лице региональных операторов и ростом конечной суммы в платёжке. В области не создана инфраструктура для реализации реформы. До конца 2018 года не все организации, занимающиеся транспортировкой отходов, заключили договоры с региональными операторами. По данным пресс-службы правительства Иркутской области, нет лицензий у транспортных предприятий для осуществления работы с регоператором в 8 муниципальных образованиях: Боханском, Тулунском, Баяндаевском, Мамско-Чуйском, Осинском, Балаганском, Нукутском, Усть-Удинском районах.
«16% территории не обеспечено контейнерными площадками. В городских округах и зонах застройки многоквартирных домов инфраструктура создана в необходимом объёме, частичная потребность есть на территориях индивидуальной застройки. Создавать инфраструктуру необходимо в подавляющем большинстве городских и сельских поселений», – рассказал министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков.
На протяжении всего декабря общественники, власти на местах (особенно из сельских территорий), депутаты на каждом совещании по вопросам экологии предсказывали мусорный коллапс, который наступит 1 января. Аргумент был простым: всего две компании не в состоянии организовать уборку мусора на всех территориях. А другие перевозчики, коммунальщики не горят желанием заключать договоры по новым расценкам.
Впрочем, глобальный сбой не произошёл. Хотя традиционно в январские праздники контейнерные площадки заполняются быстрее обычного. Показательно, что жители крупных городов в череде праздников и вовсе не заметили никаких изменений. Несколько раз жаловались на завалы на контейнерных площадках в Ангарске: недовольные жители размещали фотографии в социальных сетях, отправляли в СМИ. В течение месяца возникают нарекания на неудовлетворительное состояние мусорных площадок в Байкальске. А заваленные контейнеры в Железногорске-Илимском и вовсе стали темой обсуждения в правительстве региона.
«Где тонко, там и рвётся. Если в Байкальске из года в год была проблема с уборкой мусорных контейнеров, то и при новой системе у них возникли неполадки. Надо понимать, что региональные операторы не в состоянии всего за месяц глобально изменить положение дел. Но, по сути, регион не готов к глобальным изменениям. Соседняя Бурятия взяла отсрочку и решила сначала наладить инфраструктуру. В Иркутской области решено отлаживать систему по ходу реализации реформы», – отметила Валерия Кошечкина.
Пожарный режим
Сами региональные операторы стартом реформы довольны. «Все вопросы решаются в рабочем режиме. Как и ожидалось, возникают определённые сложности в обслуживании удалённых деревень. Здесь ещё отрабатывается график перевозок. Дело в том, что на многих территориях в зоне «Север» просто отсутствуют полигоны, в итоге плечи перевозок получаются нерационально большими. С местными властями обсуждаем вопрос создания мест захоронения ТКО, ведь именно они отвечают за этот вопрос», – рассказал руководитель северного регоператора «Братский полигон ТКО» Иван Кузнецов.
По его словам, много сил у компании уходит на работу с территориями, которые накопили мусорные проблемы в прошлые годы. «Например, в Братске существует хорошо отлаженная система вывоза мусора. Мы заключили договоры с уже имеющимися перевозчиками, всё работает как часы. Подчеркну, ни один из ранее действовавших лицензированных перевозчиков не отказался с нами сотрудничать. В первые дни января разбирались с проблемой Железногорска-Илимского. Там мусор не вывозился с контейнерных площадок с декабря: его скопилось очень много. Сейчас, даю гарантию, там чисто и вовремя убирают», – отметил Иван Кузнецов.
В «РТ-НЭО Иркутск» рассказали, что мусорная проблема в 84-м квартале Ангарска возникла из-за действий управляющей компании. УК «Центр» уклонилась от заключения договора с региональным оператором. И не передала ему реестр контейнерных площадок, информацию о жилом секторе. «У нас не было представления, где и какой объём накапливается. Все праздники работали практически в пожарном режиме. На «горячую линию» нам звонили неравнодушные жители Ангарска, указывали местоположение контейнерных площадок. Так как у нас не было информации о частоте вывоза мусора с территории, мы работали по нормам СанПина. Возможно, график вывоза был не такой плотный, как хотелось бы жителям», – отметили в пресс-службе «РТ-НЭО Иркутск».
Дополнительные проблемы в Ангарске создал перевозчик «Комфорт+». Накануне Нового года компания самоликвидировалась. При этом она не передала региональному оператору данные о контейнерных площадках, которые обслуживала.
В «РТ-НЭО Иркутск» признали, что возникли сложности и в организации вывоза мусора с отдалённых территорий, из сёл и деревень. Так, в Качуге реформа, по сути, не стартовала, счета жителям выставляться не будут. Притчей во языцех стало Таёжное поселение вблизи Черемхова, где образуется «два куля мусора». Но по закону региональный оператор должен туда направить перевозчиков, чтобы и эти отходы увезти на полигон. И, соответственно, выставить счета местным жителям.
Оба региональных оператора запустили «горячие линии». На них можно сообщать обо всех сбоях в вывозе мусора. Когда готовился этот материал, во дворе сотрудника газеты «Сибирский энергетик» как раз образовался локальный мусорный коллапс. Все 12 контейнеров по адресу: ул. Куликовская, 1а, в Иркутске оказались переполнены, мусором была усыпана близлежащая территория, появился сильный неприятный запах, вокруг бегали бездомные собаки. Наш сотрудник обратился на «горячую линию» «РТ-НЭО Иркутск», оператор которой первым делом отметила, что стоит обратиться в свою управляющую компанию. Впрочем, после вопроса о том, разве «горячая линия» не создана именно для решения таких вопросов, она предложила оформить заявку. Меньше чем через четыре часа весь мусор был вывезен.
Эксперты полагают, что региональным операторам понадобится около года , чтобы отработать до автоматизма новую схему вывоза мусора. Вопрос его экологичной утилизации пока остаётся открытым. В январе президент России Владимир Путин подписал указ о создании в России Единого экологического оператора, с помощью которого пойдут инвестиции в новую отрасль экономики, будут применяться самые разные модели для поддержания региональных проектов. Однако на его создание также может уйти около года. Весь переходный период население будет платить по новым – высоким – тарифам, но жить будет в старых условиях: с полигонами, на которых закапывается мусор, с контейнерными площадками без возможности раздельного сбора.