«Иркутскэнергосбыт» дважды прав
Апелляционный суд встал на сторону компании в споре с евангелистами-майнерами
Плата за электричество, которое церковь евангельских христиан «Благодать» потратила на майнинг криптовалют, обоснованно рассчитана по ценам для юридических лиц. Так постановил Четвёртый арбитражный апелляционный суд – вторая инстанция, в которой рассматривался спор протестантской общины с «Иркутскэнергосбытом». Он пришёл к выводу, что «Благодать» не предоставила доказательства, которые опровергали бы тот факт, что она использовала серверное оборудование для коммерческих целей, несовместимых со статусом религиозной организации.
Прецедентный спор между сбытовой компанией и евангелистами разгорелся в августе 2017 года. Повод для него возник ещё раньше. В апреле позапрошлого года «Благодать» арендовала помещение в здании на улице Ширямова в Иркутске. И уже в следующем месяце оборудование, которое там было установлено, потребило 559 868 киловатт-часов электроэнергии – больше, чем уходит на нужды целых храмов. Позже, уже в ходе судебного заседания, представители протестантской общины настаивали на том, что в помещении находилась типография, однако инспекторы «Иркутскэнергосбыта», проводившие проверку 5 июня 2017 года, обнаружили в нём только серверное оборудование, которое используется для майнинга.
Поскольку «добыча» криптовалют является коммерческой деятельностью, то плата за необходимое для неё электричество, в соответствии с законодательством, рассчитывается по рыночным ценам, а не по тарифам для населения, к которому приравнены религиозные организации. Исходя из этого, «Иркутскэнергосбыт» выставил церкви евангельских христиан счёт на 1,66 млн рублей. В случае, если бы применялись действовавшие в первом полугодии 2017-го тарифы для населения, плата составила бы 543 072 рубля. «Благодать» с энергетиками рассчиталась, однако 11 августа позапрошлого года подала иск в Арбитражный суд Иркутской области, среди прочего требуя вернуть более 1,1 млн рублей, якобы взысканных необоснованно. Результат разбирательства, закончившегося 5 октября 2018 года, оказался не в её пользу: в удовлетворении этого требования было отказано полностью.
Однако в ноябре протестантская община подала жалобу в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, потребовав отменить это решение. В отличие от первоначального иска, её рассматривали в течение двух месяцев. На заседании, состоявшемся 9 января, суд постановил оставить жалобу без удовлетворения. Полный текст этого решения, в котором подробно изложены его аргументы, был подготовлен через неделю. В апелляционном суде пришли к тому же выводу, что и в областном арбитраже: «На согласованном объекте истцом потребляется электроэнергия, не связанная с тем видом деятельности, который заявлен в договоре». Проще говоря, майнинг криптовалют не имеет отношения к церковным обрядам и всему, что с ними связано, так что платить за него нужно как за бизнес, направленный на извлечение прибыли.
«Уклонившись от представления доказательств фактического осуществления деятельности в спорном помещении в качестве религиозной организации, истец оспаривал представленные в обоснование возражений документы ответчика, которые проверены судом первой инстанции и правомерно отклонены», – отмечается в постановлении Четвёртого арбитражного апелляционного суда. Представитель «Благодати» ссылался на то, что руководитель протестантской общины Светлана Пяточенко подписала акт проверки «Иркутскэнергосбыта» только на следующий день после того, как та была проведена. Но этот довод суд отмёл: дата никак не отменяет сам факт проверки и выводы инспекторов по её итогам. При этом никто не отрицал, что в помещении находилось серверное оборудование. Равно как и не высказывал никаких возражений касательно того, в каком помещении проводилась проверка. При этом не было доказано, что в нём, как утверждали евангелисты ещё в областном арбитраже, тиражировали религиозную литературу: община не представила ни печатных материалов, ни документов на соответствующее оборудование.
Не выдержал критики и довод о том, что до 31 мая 2017 года у «Благодати» не было выхода в Интернет, необходимого для майнинга. Действительно, сим-карта провайдера «Т2Мобайл», работающего под брендом Tele2, была активирована только в конце месяца, но это не означает, что выйти в Сеть нельзя было с помощью USB-модема или роутера. «При этом не исключена возможность внедоговорного подключения к сетям интернет-провайдера», – добавляют в суде. Как бы то ни было, тот факт, что в арендованном помещении находилась серверная станция, подтверждается актом его обследования от 1 сентября 2017 года с целью расторжения договора энергоснабжения. Его, к слову, руководитель «Благодати» подписала лично. «Доказательств, опровергающих зафиксированные в акте обстоятельства, не представлено, – резюмирует суд. – Оспаривая сам факт нахождения серверной станции в своём помещении, истец при этом не оспаривает объём потреблённой энергии, зафиксированный прибором учёта. Однако с учётом установленных по делу обстоятельств потребление религиозной организацией такого объёма электрической энергии применительно к заявленной деятельности невозможно». Вывод: платить общине нужно как юридическому лицу, занимающемуся коммерцией.
На этом основании уже вторая судебная инстанция подтвердила правоту «Иркутскэнергосбыта». Впрочем, у церкви евангельских христиан есть право в течение двух месяцев подать кассационную жалобу на такое решение. Рассматривать её должен будет Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.