Вексельная пирамида
Сотни жителей Иркутской области пострадали от новой схемы мошенничества
Ирина Петренко из Ангарска продолжала работать, хоть и вышла на пенсию. «Хотела обеспечить себе достойную старость. Детям нужно было помочь: готовились к свадьбе дочери, сын заканчивал университет, – рассказывает женщина. –Десять лет я копила. Деньги хранила на вкладах в разных банках. Когда менеджер Азиатско-Тихоокеанского банка предложила новый вклад, неделю я думала. Там было условие – сумма должна быть не меньше миллиона рублей. АТБ – один из крупнейших банков страны, ему можно доверять, думала я тогда. Сомневалась неделю. Потом сняла все свои вклады и передала деньги в АТБ. Теперь мы остались ни с чем. Мы отдали всё, что у нас было. Дочь должна родить, потратились на коляску, кроватку и другие детские вещи. Денег нет даже в суд подать…»
Ирина, как и сотни наших земляков, вложила деньги в ничем не обеспеченный вексель и потеряла деньги. Ценные бумаги под видом собственного продукта продавали сотрудники Азиатско-Тихоокеанского банка. Когда вкладчики пришли за деньгами, банк объявил себя посредником и посоветовал обращаться в компанию, которая выпустила вексель. По всей стране от хитроумной схемы пострадали тысячи людей. Возбуждены уголовные дела по статье «Мошенничество».
«Теперь всё у меня в жизни перевернулось…»
«Если бы меня хотели ограбить в подворотне, приставили нож к горлу, я не отдал бы свои деньги. А тут собственноручно вручил их сотрудникам банка, думал, это надёжное вложение», – печалится Валерий Решетников из Братска. Мужчина продал квартиру, прошлым летом планировал переезжать в Новосибирск к детям и внукам. Теперь переезд откладывается на неопределённое время. Деньги, которые мужчина отдал мошенникам, он рассчитывал вложить в покупку квартиры.
«В АТБ я хранил сбережения с того времени, как только он появился в Братске, – лет 10, наверное, – продолжает рассказ Валерий Николаевич. – Хотел сохранить деньги до отъезда, положить их на вклад. Сотрудница банка предложила выгодное вложение. По сравнению со вкладом я выигрывал шесть тысяч рублей за три месяца. Понятно, что это не те деньги, из-за которых стоило рисковать. У меня были сомнения, я не хотел экспериментировать со своими деньгами, и тогда в беседу включился начальник офиса. В итоге я подписал акт приёма-передачи, внёс деньги в кассу. Сумма в документах была «подогнана под меня» – чуть больше 1,5 миллиона рублей. Седьмого июня (2018 года. – Ред.) я должен был получить деньги с процентами. Теперь всё у меня в жизни перевернулось. Уехать к детям не могу, вынужден оставаться здесь. Несколько раз выходил на пикеты. Президенту на «прямую линию» обращение отправил, да что толку…»
О методах работы с потенциальными покупателями векселей рассказывает многолетняя вкладчица банка Мария Перфильева из Вихоревки. «Как только у нас в Вихоревке открылся филиал АТБ в 2011 году, я стала вкладчицей, – рассказывает Мария Захаровна. – Перевести деньги на новые условия меня уговаривала сотрудница АТБ Ирина, оформлять бумаги отправила к Ульяне. Они меня даже пристыдили: «Вы что! – говорят. – У нас люди по 10–15 миллионов вкладывают и не боятся!» Я ещё сомневалась, спрашивала, застрахованы ли деньги. Может быть, я неграмотно выразилась, надо было спросить, застрахован ли вексель. Мне сказали: «Конечно, банк несёт ответственность, деньги никуда не пропадут». Я отдала им 900 тысяч рублей».
Валерию Решетникову удалось вывести на откровенный разговор сотрудниц банка, которые «раскручивали» людей на покупку «нового банковского продукта». Жаль, что случилось это уже после того, как мужчина отнёс в банк свои сбережения. «Менеджер мне ответила по-простому: «Сначала обманули нас, потом мы обманули вас», – говорит он. Разница состоит в том, что целью обмана сотрудников банка стали весьма ощутимые комиссионные. Одни лишь вкладчики остались ни с чем. «Ещё менеджер рассказала, что сотрудники банка проходили онлайн-обучение, как правильно продавать нам эти вексели. Для менеджеров проводили специальные занятия по психологической обработке вкладчиков», – добавляет Валерий.
В распоряжении редакции также находится инструкция для сотрудников АТБ. В ней доступным языком изложена информация, кому лучше предлагать вексели, какие фразы использовать при общении с потенциальными клиентами. И самое интересное – как высчитывать своё вознаграждение. Примеры приводятся с картинками. Гонорары в брошюрке подсчитывают воображаемые сотрудники банка – Маша и Миша. К примеру, Маша получит с одного вложенного миллиона доход 6 264 рубля. Гонорар зависит от процентной ставки, под которую привлекаются деньги.
«Если бы мне пообещали слишком высокий процент, я отказалась бы, заподозрила бы обман, – рассуждает Ирина Петренко. – Но у нас доходы от вклада и от векселя не различались существенно». По итогам проверки ЦБ разница между действующими вкладами и предложениями по векселям варьировалась в диапазоне от 0,2 до 3,5 процентного пункта.
Наталью Романову из Братска от сладких речей менеджеров не спасло даже то, что она сама является сотрудницей Азиатско-Тихоокеанского банка. Так случилось, что у неё отпуск по уходу за третьим ребёнком плавно перетёк в декрет с четвёртым малышом. Перерыв в работе затянулся на четыре года. Всё это время сбережения семьи – часть зарплаты, отпускные, родовые, декретные выплаты – Наталья хранила на счёте в родном банке. Деньги семья планировала потратить на завершение строительства дома.
«В Азиатско-Тихоокеанском банке я работала кассиром. 12 апреля (2018 года. – Ред.) закончился срок вклада, я хотела его продлить, – объясняет женщина. – Мне нужно было подержать деньги в банке до лета. На них мы планировали доделать крышу, вставить окна и начать отделку. 800 тысяч у меня было на вкладах. Сотрудники банка предложили снять деньги и вложить на более выгодных условиях».
«Когда вы оформляли договор, советовались с сотрудниками? Ведь это ваши коллеги, люди, с которыми вы вместе работали», – спрашиваем у Натальи.
«За время, пока меня не было на работе, коллектив в офисе поменялся. Мои знакомые девчонки ушли. Конечно, я попыталась выяснить, всё ли нормально с этим вкладом. Речь шла о новом банковском продукте, вкладе с более высоким процентом – 9,8%. Слово «вексель» никто не произносил. Я сказала сотрудницам банка, что мне нужно просто сохранить деньги до лета, процент был не столь важен. Они успокоили меня, что всё будет в порядке.
На следующий день я пришла оформлять документы. Первое, что меня насторожило, – это целая стопка бумаг, которые нужно было подписать. Когда оформляешь вклад, дают всего 2-3 листочка. Кроме того, в документах я увидела слово «вексель». На руках у меня плакал ребёнок, внимательно просмотреть все документы я не могла. Лишь спросила у менеджера: «Точно всё в порядке с документами?» Она ответила утвердительно. Я всё-таки проверила платёжное поручение, удостоверилась, что деньги никуда не ушли. Они были списаны со счёта АТБ и зачислены на счёт АТБ. Это меня успокоило», – говорит Наталья.
Как потом узнала Наталья, уже после её ухода банк перевёл деньги на счёт сторонней организации. «Подошло время снимать деньги. Когда банк ответил, что деньги я не получу, я сильно переживала. Прорыдала два месяца, молоко даже пропадало, начались проблемы со здоровьем, – рассказывает женщина. – Дом мы так и не достроили, его пришлось заморозить. Утешаемся одним: молодые, ещё заработаем. Сейчас муж – единственный кормилец в семье, я с четырьмя детьми нахожусь дома. Удивляюсь, как я, сама банковский работник, попала в такую ситуацию. Могу сказать, что в этот банк я точно не выйду».
«Виноваты сами»
Доверие – один из главных компонентов схемы. Около 90% покупателей «нового продукта» – вкладчики АТБ. Такую цифру приводят эксперты Центрального банка России в акте проверки, датированном 11 мая 2018 года (копия есть в распоряжении редакции). Деньги клиентов уже хранились на счетах АТБ. Многие вкладчики не один год сотрудничали с кредитной организацией, доверяли банку. Пострадавшие рассказывают, что своих менеджеров знали по именам, мило общались за оформлением документов.
Дело оставалось за малым: сотрудникам нужно было посоветовать «по дружбе» вложить деньги на «более выгодных условиях». Фактически менеджеры занимались тем, что «выкачивали» деньги из своего банка, предлагали вкладчикам перевести средства в другую организацию.
По информации ГУ МВД по региону, в Иркутской области свои деньги потеряли 220 человек. По всей стране речь идёт о 2,7 тысячи пострадавших, они вложили в вексели 4,3 миллиарда рублей.
Когда люди пришли в банк за деньгами, получили ответ: банк был лишь посредником. Как объяснили вкладчикам, вексели они покупали не у банка, а у сторонней организации – ООО «Финансово-торговая компания». К ней и нужно обращаться с претензиями. Это говорили те же милые девушки, которые совсем недавно расписывали надёжность «нового продукта». Вместе с горькой пилюлей вкладчики получили порцию финансового ликбеза. Им рассказали, что вексель – это ценная бумага, финансовый инструмент, владелец которого заведомо идёт на риск. Вексель, в отличие от банковского вклада, не застрахован.
«Продажа векселей в отделениях банка сама по себе не сделала банк лицом, обязанным по векселю, равно как заключение договора купли-продажи векселей в отделениях банка юридически не может указывать на то, что гражданин стал кредитором (вкладчиком) банка», – такие ответы вкладчики получили от службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ России. Позиция регулятора проста и понятна: люди сами виноваты.
Виноваты в том, что подписывали бумаги, не вчитываясь в их содержание, верили «на слово» сотрудникам банка. Возникают закономерные вопросы: так ли безупречен сам банк? Какой интерес двигал банкирами, когда менеджеры уговаривали клиентов закрывать вклады в собственном банке и переводили деньги на счёт сторонней компании?
Если приглядеться внимательнее, не такой уж чужой оказывается ФТК своему партнёру – Азиатско-Тихоокеанскому банку. Даже по данным Центробанка, ООО «ФТК» связано с бывшим совладельцем банка Андреем Вдовиным. Организация использовалась для финансирования его проектов и была заёмщиком АТБ, причём безнадёжным.
По документам первым держателем векселя являлся Азиатско-Тихоокеанский банк. При этом ни один из более чем десятка вкладчиков, с которыми журналисты редакции общались лично, не видел оригинал своего векселя. К выводу о том, что банк продавал то, чего у него не было, пришли и специалисты Центробанка. Доказательства изложены в акте проверки.
Игра в напёрстки
Эксперты проверили банковские выписки. По ним выходило, что сотрудники успевали за один рабочий день оформить документы с покупателем, а затем доставить вексель в Москву на хранение. Поразительная скорость, особенно если учесть, что филиалы банка разделяют тысячи километров.
Для чистоты эксперимента специалисты ЦБ проследили за одной из сделок. В девять часов утра в офисе банка в Благовещенске мужчина купил вексель на 1,8 миллиона рублей. Эксперты обратили внимание на то, что в числе других документов покупатель подписал декларацию о рисках. Однако сотрудник банка пренебрегла обязанностью: решила промолчать о возможных убытках, связанных с действиями на рынке ценных бумаг. Специалисты отметили также, что оригинал документа не был представлен покупателю в Благовещенске.
Эксперты не поленились: в этот же день сотрудники Центробанка наведались в московский офис банка. Однако и там оригинала финансового документа, который был продан в Благовещенске, не оказалось. Получалось, что банк взял с клиента деньги за то, чего у него фактически не было.
Мы смотрим документы Валерия Решетникова, датированные 7 марта 2018 года. Разумеется, он, как и все другие вкладчики, «в глаза не видел» бумагу, за которую отдал больше 1,5 миллиона рублей. Кроме того, мужчина уверяет, что весь комплект документов подписал в одном месте – в братском офисе банка. Однако по бумагам получается, что под договором купли-продажи он поставил свою подпись в Братске, а передачу векселя оформил в Москве. «Ну не мог я одновременно быть и в Москве, и в Братске», – возмущается Валерий. Такие манипуляции с подменой местоположения напоминают игру в напёрстки. Только в роли шарика выступает вексель.
«Вексельная схема» в крупных объёмах
Как выявила проверка, выплата по векселям, по которым наступал срок гашения, могла происходить в основном за счёт средств новых вкладчиков. Эксперты пришли к выводу, что для ФТК не было экономически целесообразным привлекать займы под высокие проценты. Компания просто не имела таких доходов, чтобы выплачивать суммы вместе с процентами.
Эксперты ЦБ были аккуратны в оценках, однако даже в их выводах прозвучали ключевые слова – «вексельная схема» и «финансовая пирамида»: «Проверкой операций банка с векселями ООО «ФТК» установлены факты (обстоятельства), свидетельствующие о вероятном вовлечении кредитной организации в создание и функционирование «вексельной схемы» в крупных объёмах, обладающей признаками «финансовой пирамиды», с привлечением к реализации указанной схемы компании, связанной с основными бенефенциарными собственниками кредитной организации».
Говоря простым языком, ФТК и АТБ под прикрытием продажи векселей организовали пирамиду. Какие ещё доказательства нужны, чтобы подтвердить сговор, организаторы которого стали богаче больше чем на четыре миллиарда рублей?
С самого начала «фирма» работала по-крупному. Было решено брать у вкладчиков суммы не меньше миллиона рублей. Около 70% векселей составляют бумаги стоимостью от одного до пяти миллионов рублей. В финале кампании менеджерам было дано указание привлекать даже малые суммы – вплоть до 100 тысяч рублей. В итоге средняя сумма одного векселя составила 1,7 миллиона рублей. Любопытная деталь: вкладчиков активно агитировали во всех регионах присутствия банка, кроме Москвы. Соответственно, в столичном регионе нет и пострадавших.
Адвокат Алексей Колесников (он представляет интересы части пострадавших) заявляет, что Центробанк как минимум за полтора года до представленного отчёта был осведомлён о неплатёжеспособности ООО «ФТК». Ещё в октябре 2016 года регулятор выдал ПАО «АТБ» предписание, указывающее на нарушения при финансовой оценке ФТК, заёмщика банка. Финансовое положение компании следовало оценивать не как среднее, а как плохое. Ответственность за то, что произошло, представитель вкладчиков возлагает на Центробанк. Тем более что сейчас банк находится под санацией ЦБ, регулятору принадлежит 99% акций АТБ.
«Пирамида эта была построена при участии самого Банка России. С ведома Центробанка АТБ спокойно продавал населению вексели от имени компании, у которой отсутствовали какой-либо капитал или иная выручка, кроме как от продажи векселей. Погашение по одним векселям могло осуществляться за счёт продажи других – новых векселей. На всех индассаментах был проставлен маленький штампик бледными чернилами: «Без оборота на себя». Обычному гражданину, не обладающему познаниями в вексельном праве, было невдомёк, что этой оговоркой банк намеренно снял с себя какую-либо субсидиарную ответственность за платёж по векселю, который продал клиенту», – заявил представитель пострадавших на круглом столе по проблемам обманутых вкладчиков, который состоялся в Государственной Думе.
На заседании Алексей Колесников призвал Центробанк, как владельца акций АТБ, вернуть людям деньги, которые у них украли. «Почему ЦБ, выявив нарушения, начал санацию банка, оздоравливая его, при этом не счёл необходимым защитить клиентов банка, пострадавших от нарушений?» – задался вопросом Алексей Колесников.
В ответ на обращения вкладчиков Центробанк отправляет людей защищать свои права в суд. По данным Алексея Колесникова, на конец ноября несколько сотен вкладчиков попытались отменить сделки купли-продажи векселей. По 171 одному иску принято положительное решение, в 93 случаях суд отказал. 42 дела находятся в апелляционной инстанции. Во всех случаях банк активно сопротивляется, оспаривает судебные решения.
Как следует из официального ответа прокуратуры, в Благовещенске, где расположен центральный офис АТБ, уже возбуждено восемь уголовных дел по фактам хищения денег у вкладчиков банка.
Пострадавшие из разных регионов объединяются в группы, готовят обращения в инстанции, выходят на пикеты, раздают листовки. «В Уссурийске люди по графику стоят в одиночных пикетах рядом с офисом банка. В других регионах идёт активное движение. Только у нас и в соседней Бурятии пока всё тухло», – рассказывает Владимир Булгаков, активист из Ангарска. Его родители потеряли в результате «вексельной схемы» около пяти миллионов рублей. Деньги собирали много лет, хотели купить на сбережения квартиру в другом городе. Как рассказал Владимир, в Иркутской области подано больше 10 исков к банку, только одному вкладчику из Братска удалось добиться положительного решения. Хотя банк не спешит его исполнять.
«Мы за Москву жизни отдавали, а они вон как с нами»
Спустя семь месяцев борьбы несколько человек умерли, так и не добившись справедливости. Мама Валерия Плишкина из Тулуна Таисия Трофимовна – ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, ветеран труда. Но даже эти заслуги не защитили её от обмана.
«Мы с мамой хранили деньги на одном счёте. Когда я в очередной раз пришёл в банк, оператор предложила мне приобрести вексель: как вип-клиенту – под 9% годовых. Мы посоветовались с мамой и решили купить этот вексель, думали, что это продукт банка. 6 апреля 2018 года положили 600 тысяч рублей, а в мае узнали, что выплаты по вкладам прекращены, – рассказывает Валерий. – Маме я долго не говорил. От кого-то из внуков она всё-таки узнала. Мама была расстроена, перестала спать по ночам, давление стало прыгать. Ну а 2 июня она скончалась на 93-м году жизни. Перед смертью всё говорила: «Мы за Москву жизни отдавали, а они вон как с нами». Как так можно было с ней поступить? Теперь этот банк – мой кровный враг по жизни».
Елена Фролова из Вихоревки собирала деньги на лечение. 12 лет она боролась с раковой опухолью, мечтала поехать лечиться в Германию или Израиль. Но на зарубежные клиники денег не хватало. Женщина хотела поехать лечиться в онкоцентр, который открылся в Санкт-Петербурге.
«Деньги мы с Еленой хранили в Азиатско-Тихоокеанском банке. Чтобы она деньги со вклада вложила в вексель, её «обрабатывали» в отдельном кабинете. Рядом подсадили двух мужчин, которые создавали иллюзию очереди. Сотрудница попросила их пропустить Елену вперёд, так как в банк моя подруга приехала прямо из больницы. Елена отдала им все деньги, которые собирала на лечение, – больше двух миллионов рублей, – рассказывает Мария Перфильева. Женщины дружили много лет, владели небольшими отделами женской одежды. – Эта ситуация совсем её подкосила. Когда Елена узнала, что потеряла деньги, ей резко стало хуже, прямо слегла. Врачи удивлялись, почему терапия не помогает. Она лежала в больнице. Когда выписывали, Елена приходила на пикеты, боролась до последнего. Вот теперь бы этой Ольге, которая знала, что человек тяжело болен, но всё равно «раскрутила» её на деньги, поставить на стол портрет и спросить, как ей теперь живётся. Елене было 54 года. Она так хотела жить…»
Фамилии некоторых героев публикации изменены по их просьбе