издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это Африка!»

Виктор Игнатенко считает недопустимым кормить больных на 2,5 доллара в день

  • Автор: Иван Григорьев

Здравоохранение в Иркутской области системно недофинансируется. К такому выводу пришли депутаты ЗС по итогам рассмотрения проекта регионального бюджета на 2019 год. Депутат Александр Гаськов предложил заложить в областной казне на эти цели дополнительно около 1,2 млрд рублей. Его поддержал Уполномоченный по правам человека Виктор Игнатенко, назвав сложившуюся ситуацию прямым нарушением Конституции РФ. Депутаты, памятуя о том, что в бюджете уже дополнительно распределено около 1 млрд рублей на социальные нужды, поправку Гаськова отклонили. Однако в итоговом постановлении обязали «Серый дом» в 2019 году первые же дополнительные средства направить на медицину.

Обсуждение во втором чтении областного бюджета на сессии 5 декабря оказалось очень бурным. Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова обозначила основные проблемы, которые не учёл или не захотел учесть «Серый дом»: новые капремонты в детсадах и школах, развитие спорта, обязательные расходы на здравоохранение. Ко второму чтению поступили поправки от губернатора, групп депутатов ЗС, отдельных парламентариев, КСП. Список предложений парламента к губернатору содержал 41 пункт. Часть из них глава области «воспринял» и внёс в собственных поправках, другую часть внесли сами депутаты. В итоге общий объём финансирования на поправки, которые предложили депутаты, составил чуть менее 1 млрд рублей. Депутатам удалось выбить деньги на юбилей Усолья-Сибирского, добиться внесения в бюджет новых капитальных ремонтов учреждений образования (общий объём – порядка 200 млн рублей). «Конечно, мы считаем, что это катастрофически мало, при входе в бюджет прошлого года сумма была больше, но при корректировке бюджета мы продолжим эту работу», – сказала Наталья Дикусарова. Поправками были учтены ранее не заложенное софинансирование области по федеральным программам, поручение президента РФ по ремонту Карлукской школы и несколько других направлений. По настоянию депутатов губернатор внёс средства на тентовые корты, лесоустроение, частично – на медикаменты для лечебных учреждений и питание больных.

Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов довольно резко высказался в отношении «Серого дома». Он заявил, что до сих пор не прояснённым остался вопрос о том, обеспечен ли недискриминационный доступ муниципалитетов к субсидиям из областного бюджета. Буквально: прокуратуре непонятно, по каким критериям одни объекты получают финансирование, а другие нет. «Серый дом» не удосужился внятно объяснить прокуратуре, что является приоритетом при выборе. «Мы берём на себя повышенные обязательства и в особом режиме будем вести надзор за работой соответствующих министерств, – заявил Андрей Некрасов. – Объекты, которые попадают на финансирование, должны не браться с потолка, а соответствовать методике и критериям». «У нас тоже очень много претензий к рейтингам, которые формируются органами исполнительной власти, – поддержала Некрасова Наталья Дикусарова. – Я приведу пример: рейтинг министерства культуры. Стоит несчастный объект – Дом культуры в Мольке (Усть-Удинский район. – Авт.). Он находится где-то посередине рейтинга. Почему-то до него все объекты вошли в бюджет, после него – тоже все вошли. А он обойдён стороной. Я просила пояснений по этому вопросу, никто пояснить ничего не может. У нас очень много вопросов по Среднемуйской школе в Усть-Удинском районе, она закрыта и не функционирует, а дети учатся непонятно где. Документы поданы на капитальный ремонт, но почему-то в рейтинге она стоит очень далеко. А такие школы, где наводится просто красота, стоят в рейтинге высоко. И по методике именно они в бюджет попали». Дикусарова заявила, что депутаты взяли на себя ответственность за то, чтобы Среднемуйская школа была отремонтирована. В целом же ЗС намерено подробно ознакомиться с методикой распределения субсидий и вынести свой вердикт.

Однако по-настоящему бурное обсуждение вызвал вопрос обеспечения нужд здравоохранения. По подсчётам депутата Александра Гаськова, дефицит средств на здравоохранение в бюджете 2019 года составил 1 млрд 22 млн рублей. Парламентарий внёс две поправки, первая касалась таблицы 10 закона о бюджете и предлагала увеличить расходы на разные направления здравоохранения на 936 млн рублей, вторая на 86,4 млн рублей вносила дополнения к таблицам 11 и 12, также касающиеся вопросов медицины. Гаськов пояснил, что любой дефицит для медицинских учреждений – это немедленное сокращение коечного фонда и ухудшение качества предоставления медицинских услуг. «Мы с вами принимали закон № 106-ОЗ, в котором говорится о наших полномочиях в сфере здравоохранения. Этот закон не выполняется», – заявил Гаськов. Он привёл один пример: беременные женщины и дети, страдающие диабетом, по закону должны быть обеспечены бесплатными тест-полосками, однако региональный минздрав, похоже, ждёт вызова в суды, чтобы наконец выделить эти полоски людям. «Это только одна из проблем, которые нужно решать, а их множество», – заявил Гаськов. По прогнозам на 2019 году в Иркутской области будет уже почти 25 тысяч пациентов с ВИЧ-инфекцией. При этом охват профильным обследованием граждан сегодня составляет 26,6%, а необходимо при таком распространении инфекции не менее 35%. «Недофинансирование может отразиться на нашем с вами будущем», – заметил депутат.

– На протяжении ряда лет в Иркутской области наблюдается хроническое недофинансирование здравоохранения, – заявил Уполномоченный по правам человека в регионе Виктор Игнатенко. – Когда нам некоторые должностные лица правительства Иркутской области докладывают, что завалили здравоохранение миллиардами, нет ответа на вопрос: «Почему недофинансирование всё равно остаётся?» Статья 41 Конституции РФ предполагает, что лечение граждан в государственных муниципальных объектах здравоохранения является бесплатным, за счёт средств бюджета, страховых взносов. Имея дефицит территориальной программы (ТФОМС. – Авт.) 25%, мы на 25% не уважаем Конституцию Российской Федерации в отношении статьи 41. Вчера, слава богу, комитет по бюджету добавил 34 миллиона рублей на финансирование питания и закупку медикаментов в больницах. Но мы только вышли на уровень финансирования этих статей в текущем году. А на 2019 год запланирована примерно половина нормы. Сегодня больных в больницах нужно кормить примерно на 250 рублей, а мы закладываем в бюджете около 150 рублей. Кормить больных в Иркутской области на 2,5 доллара в сутки – это Африка! По медикаментам заложено было 47% от нормы, с учётом поправки будет 50–52%. А это означает, что врачи, разводя руками, говорят пациентам: «Идите сами покупайте лекарства!» Финансировать эти направления – обязанность органов государственной власти.

Игнатенко напомнил, что только на 80% финансируется закон «О льготном лекарственном обеспечении граждан». Не в полном объёме заложена зарплата медработников. «Неужели, имея бюджет Иркутской области в 142 миллиарда, мы не можем покрыть первичный дефицит в 800 миллионов и снять дефицит территориальной программы в 3 миллиарда рублей?» – спросил Виктор Игнатенко. Он подчеркнул, что вопрос поднимается не первый раз. Об этой проблеме говорил его предшественник Валерий Лукин, докладывал и сам Виктор Игнатенко, но правительство региона не только не снизило дефицит ТФОМС, но и увеличило его на 1,5 миллиарда. Уполномоченный пообещал, что, если в 2019 году к нему будут обращаться люди с жалобами на отсутствие лекарств и нормального питания в больницах, он будет проводить проверки и предъявлять административно-исковые заявления структурным подразделениям «Серого дома». «Рекомендую всем читать на ночь Конституцию РФ и начать её чтение со статьи 41», – заключил Виктор Игнатенко.

Поправки Гаськова поддержала фракция «Справедливой России», а депутат Виктор Шпаков сообщил, что около 20% обращений в приёмную «ЕР» касаются вопросов, обозначенных депутатом. Однако не все парламентарии были согласны с ними. «У нас никогда, никогда не хватало денег, мы очень многое не выполняем, и конституционные права граждан нарушаются, – сказал депутат Александр Битаров. – Куда ни посмотришь – не хватает. А в здравоохранении на сегодняшний день сумма довольно приличная. Если мы будем тратить только на одну социальную сферу, область не будет развиваться». Битаров заявил, что сумма поправки Гаськова – 1 млрд рублей, однако источник, откуда могут быть взяты эти деньги, уже иссяк. Около 1 млрд рублей на «социальные поправки» депутатов уже взяты из 1,5 млрд рублей, заложенных на обслуживание госдолга. Значит, остаётся около 500 млн рублей, и потому взять лишние деньги неоткуда.

Удивительно, но против увеличения средств на здравоохранение выступил министр здравоохранения Олег Ярошенко. В своей пространной речи, описывая, как на региональную медицину сыплются блага из рога изобилия от губернатора Левченко, он сообщил, что по зарплате медиков Иркутская область стоит на втором месте в СФО. Хватает лекарств, еды и коек, ничего не сокращается. В своих служебных командировках министр ни разу не встречал больного, который бы жаловался, что его заставляют приносить в больницу медикаменты, «Доширак» или постельное белье. Почему такие люди регулярно обращаются к депутатам и Уполномоченному по правам человека, а министра избегают, он не уточнил. Против поправок высказался и главный врач Ангарской городской больницы № 1, депутат от КПРФ Иван Крывовязый, которому, видимо, тоже приятно получать деньги по частям в течение года «в рамках корректировок». Резюмируя, председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов заявил, что «Серый дом» заложил в бюджет на здравоохранение «максимально возможную сумму», продолжая всем сердцем уважать Конституцию РФ.

В итоге обе поправки депутата Гаськова парламент отклонил, проект закона был принят во втором чтении, а после перерыва сессии, когда состоялось заседание комитета по бюджету, депутаты приняли закон в третьем чтении. В объёмном постановлении ЗС особое место занял вопрос финансирования здравоохранения. Депутаты настаивают, чтобы правительство в 2019 году признало приоритетными расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения». Кроме того, рекомендации парламентариев касались объектов строительства и капремонта, полной закладки средств на зарплату учителей и воспитателей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры