Доктор Лившиц: «Врач должен лечить и душу и тело»
В кабинете у знаменитого иркутского фитотерапевта доктора Изислава Лившица пахнет, как и положено, травами. На стенах висят сибирские пейзажи, которые сразу настраивают посетителя на гармоничный лад. А в книжном шкафу стоят в ряд 16 подарочных изданий стихов о святых покровителях России. Каждый том посвящён определённому святому. Далеко не все знают, что автор этих произведений – сам доктор Лившиц. Но и в творчестве он остаётся целителем. Только травами он лечит человеческое тело, а словом – душу.
Врач – одна из самых древних и самых удивительных профессий на земле. Наверное, «на врача» невозможно выучиться в институте, даже если учиться на одни пятёрки. «На врача» учит сама жизнь, и если ученик был хорошим, если с детства впитывал все уроки, то со временем он поймёт, что человек – это единство души и тела. Невозможно лечить физические болячки и не заботиться о душе. Именно поэтому в кабинете у доктора Лившица на стенах висят картины, а на полке стоят хорошие книги. Так человек легче настраивается на добрую волну.
Однако, чтобы научиться лечить и то и другое, нужно прежде всего самому стать не только врачом, но и человеком. А эту науку нужно постигать с детства.
«О том, чтобы стать врачом, не думал»
В школу Изислав Лившиц пошёл рано, до семи лет не хватало трёх месяцев. По тем временам это было необычайно рано. Но малец вместе со старшей сестрой-школьницей освоил все буквы, счёт, и отец решил: можно отдавать в ученье. Первым делом пришли в школу № 11. Она считалась одной из самых лучших в Иркутске, там учились дети уважаемых людей. «Отец хоть и простой человек был, но фронтовик, – вспоминает Изислав Лившиц. – Привёл меня к директору». Директор стал задавать вопросы на сложение, вычитание. У мальчика все ответы отскакивали от зубов. «Тогда директор удивился, спросил: «Скажи-ка, что тяжелее – килограмм гвоздей или килограмм ваты?» «Одинаково», – отвечаю я, – вспоминает Лившиц. – Он меня очень хвалил, но в школу всё равно не взял. Я был маленький, вот он и побоялся проверок».
Тогда отец взял сына за руку и повёл в школу № 54, которая стояла в районе нынешнего «Серого дома». Там порядки были попроще, учились одни бедняки, много было переселенцев с Западной Украины. «Я тоже из бедноты был, – говорит Изислав Лившиц. – Мама – домохозяйка, отец – рабочий с двумя классами образования. Сюда меня спокойно приняли». Закончился первый класс, в школу прислали комиссию. Проверяющим показывают маленького Лившица. Учёба ему давалась легко, он уже хорошо читал, считать умел. «Кто-то из членов комиссии мне в руки сунул журнал «Огонёк», говорит: «Ну-ка прочитай». А я взял и прочитал. «Да, в этой школе подготовка хорошая», – решила комиссия», – рассказывает Лившиц.
Окончив семилетку, Изислав попытался поступить в геологоразведочный техникум. Очень хотелось стать геологом. Но не подошёл по росту, теперь уже не по возрасту.
– Голодное было время, в семье четверо детей, – вспоминает Изислав Анатольевич. – Первое мороженое яблоко я съел в десять лет. Папа купил эти яблоки, принёс домой и поставил на край печки рядком, чтобы оттаивали. А у нас терпения не хватало. Мы сидим, смотрим на них и ждём, когда же хоть один бок мягче станет. Чуть отойдёт, мы его оближем и дальше ждём.
К моменту окончания десятилетки парень имел неплохие успехи в учёбе. Например, читал стихи и на городском конкурсе чтецов получил «серебряную метку» – очень ценную награду. Благодаря усиленным занятиям спортом догнал и перегнал многих сверстников в физическом развитии. А может быть, помог не спорт, а физический труд.
– Я с детства до работы был жадный, любил работать, – говорит Изислав Лившиц. – Дрова колол всей улице, меня все бабки в округе знали. У меня был свой набор инструментов – специальный колун, да простой топор, да расклинки. Всё лето зарабатывал. За куб дров давали по 50 копеек. Ужас как мало. Никто особо за такую работу браться не хотел. Но я не отказывался никогда. Хотелось родителям помочь – да и рубашку себе новую купить, ботинки.
О том, чтобы стать врачом, молодой человек тогда не думал. Во всей большой родове он оказался первым медиком. Кстати, Изислав Лившиц – иркутянин в шестом поколении. Его прабабушка-бурятка вышла замуж за польского повстанца Викентия Гумовского. Родила ему семерых детей, среди них была и Анна Викентьевна Гумовская, бабушка Изислава Анатольевича. По второй линии были гураны и русские. А вот папа родился в Киеве – он еврей. Изучая свою родословную, доктору Лившицу, как, впрочем, многим сибирякам, впору воскликнуть вслед за Булгаковым: «Как причудливо тусуется колода!»
Поступать в мединститут будущего фитотерапевта убедила соседка – профессор Штырова. Что она увидела в парне, неизвестно. Может быть, её подкупили его любовь к чтению, неуёмная жажда знаний. В библиотеке на улице Свердлова его все работники знали в лицо. Возьмёт стопку книг, а через пару дней уже обратно приносит и выбирает новые. Сначала библиотекари не верили, что он всё успевает прочитывать, задавали каверзные вопросы по содержанию. А когда поняли, что он впитывает знания как губка, стали сами помогать в поисках интересных книг. Багаж знаний, накопленный в те годы, стал основой для всей жизни. Он помогал в лечебной практике и сейчас помогает в творчестве.
Главное, чтобы в жизнь вмешалась любовь
Окончив институт в 1967 году, Изислав Лившиц по распределению попал в Тувинскую республику. Правда, сам он мечтал в ту пору вовсе не о Тыве, а об аспирантуре и научной работе. Но сейчас признаётся, что, попади он в аспирантуру, не стал бы тем, кем в итоге стал. Не каждой мечте дано сбыться, и для человека порой это оказывается большим благом.
Благодаря хорошим рекомендациям из вуза в Тыве молодого специалиста сразу назначили главным врачом небольшой больницы на 35 коек в совхозе «Элегест». «Чего я только там не делал! – вспоминает Изислав Лившиц. – И роды принимал, и раны зашивал, и за лора, и за уролога работал. А что делать, если врачей не хватает или они не выходят на работу? Ночь, мороз за 40 градусов, а мне надо за 60 километров на «уазике» ехать в аймак, где человек погибает. Ой, чего только не было. Зато за два года опыта набрался, который здесь лет десять нарабатывал бы».
Неизвестно, как дальше сложилась бы жизнь, но в неё вмешалась любовь. Может быть, это и стало самым главным событием. В один прекрасный день в адрес молодого врача поступила телеграмма: «Свадьба назначена на 20 апреля. Приезжай». Это была телеграмма от его будущей жены, которую он и сегодня называет не иначе как ласковым именем Лидочка. Конечно, он взял отпуск и полетел на свою собственную свадьбу. Интересно, что накануне жара стояла прямо летняя. А в день бракосочетания случился снегопад. Так и шли в ЗАГС через апрельскую метель, по колено в снегу. И её бабушка сказала, будто что-то разглядела в их будущем: «Значит, счастливо и богато жить будете». В общем, так и случилось. Правда, и трудностей, и тяжёлого труда в жизни было много. А всё равно – счастья больше.
Недавно супруги отметили «золотую» свадьбу. Не удивительно, что свою книгу «Жива Россия верою в любовь» о Петре и Февронии, святых покровителях брака, Изислав Анатольевич посвятил жене. «Они же умерли в один день и в один час. Я всегда говорю: вот бы и нам так же, – добавляет автор. – Моя жена – это же настоящий ангел. Не иначе как мне её Бог послал с небес».
На сегодняшний день у Изислава Лившица 51 год лечебного стажа. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что доктор Лившиц стал одним из самых известных в Иркутске врачевателей. Да и не только в Иркутске. Пациенты приезжают к нему из других городов страны и даже из-за рубежа. Он и работал в Институте ортопедии, и поднимал здравоохранение в Свердловском округе, и строил больницу № 10 на Синюшиной горе. Работал в системе здравоохранения, много для неё сделал и много с ней спорил. Но, как бы ни складывались его отношения с системой, пациенты всегда оставались на его стороне.
Уже много лет доктор Лившиц занимается фитотерапией. Частенько люди приходят к нему, имея за плечами солидный опыт общения с медициной. Они прошли все возможные виды обследований, выпили огромное количество лекарств, но облегчения не получили. Многие сомневаются, что после всего этого им помогут травы доктора Лившица. «Вы делали всё, что вам советовали раньше. Вам ничего не помогло, поэтому вы здесь, – говорит тогда доктор Лившиц. – Теперь следуйте моим рекомендациям». И очередь к нему не кончается. Кстати, он и сам обратился к фитотерапии, когда понял, что традиционная медицина бессильна перед болезнью близкого ему человека. И начал искать другой путь.
Ступив на этот путь, Изислав Лившиц не только нашёл своё призвание, но и пришёл к вере, а потом открыл в себе мощное творческое начало. Эта страница его жизни началась со знакомства с православным епископом – владыкой Питиримом. Изислав Анатольевич в ту пору жил и работал в Москве. Среди его пациентов был маленький мальчик, сильно страдавший от ожогов.
Врачи говорили, что нужна дорогостоящая операция за границей. Но Лившиц сумел вылечить ребёнка. Раны зарубцевались, операционное вмешательство не потребовалось. Для родителей и родственников это исцеление выглядело как настоящее чудо. После этого владыка Питирим и попросил доктора о встрече. Оказалось, что ребёнок – внук его сестры.
– Последняя встреча с владыкой состоялась, когда я уже вернулся в Иркутск, а приехал в Москву специально, чтобы креститься. К сожалению, я опоздал. Владыка уже удалился в скит, готовился к уходу. Едва увидев его, я всё понял, я же врач. Конечно, окрестить меня он уже не смог. Но сказал: «Езжайте, и у вас там есть люди достойные. Бог вам пошлёт душеприказчика».
Так и случилось. «Душеприказчиком» Изислава Лившица стал отец Николай, который много лет служит в Никольском храме в Листвянке. Правда, и тут не обошлось без знамений.
– Крещение моё назначили на 8 марта. Мы приехали накануне, остановились в санатории «Байкал». Погода стояла хорошая, тёплая. А на следующий день просыпаемся – на улице снега по колено, машина не заводится. Ну что делать? Пешком не дойдёшь, машину тоже утром рано не найдёшь. Жена говорит: «Грешник ты, грешник, никак тебе до церкви не дойти». Я в отчаянии к машине подошёл, говорю ей: «Что же ты меня так подвела?» Стал ключ из замка вытаскивать, а она взяла и завелась. Ехал десять километров в час, но добрался.
«Раскроется секрет, что мною кто-то пишет»
Так началась у Изислава Лившица жизнь в церкви. И она приносит свои обильные плоды. Например, на сегодняшний день из-под его пера вышло немало духовных произведений. Писательский труд знаком доктору давно. Изислав Анатольевич ещё в советское время стал автором очень популярных книг о лекарственных растениях. Например, его книга «Природы мудрые советы» в своё время была одним из самых покупаемых изданий в стране и активно использовалась едва ли не в каждом доме. Далеко не все его пациенты знали при этом, что доктор с юности пишет стихи. Но это была вполне светская лирика.
– Как же вышло, что вы стали писать духовные стихи? С чего всё началось? – спрашиваю доктора Лившица.
– Это случилось неожиданно для меня самого, – говорит Изислав Анатольевич. – Отец Сергий из Казанского храма знал, что я пишу стихи, и предложил мне написать какое-нибудь произведение, посвящённое Богородице. Я сначала удивился просьбе, а потом мне стало интересно. Я начал изучать литературу. После этого сел перед листом бумаги и неожиданно для себя за десять минут написал стихотворение. В итоге появилась книга стихов «Жива Россия Богородицы защитой». Она прекрасно иллюстрирована, в том числе и фотографиями нашего храма во имя Казанской Божьей матери. В этот храм я хожу, все иконы там «знаю в лицо». Кстати, после того, как вышла моя книга о святителе Иннокентии Московском, нашем земляке, в Казанском храме появился образ этого удивительного святого. Мне это греет душу.
А сама книга о святителе Иннокентии во время празднования его 220-летия стала лучшим подарком для гостей нашего региона и самих иркутян. Ведь омуль или кедровые орехи быстро закончатся. А книга останется с тобой на всю жизнь. Следом за книгой о Богородице появилось издание о Николае Чудотворце, затем о Георгии Победоносце, о святителе Пантелеимоне, о Петре и Февронии, об Иоанне Кронштадтском. На сегодняшний день из-под пера доктора Лившица вышло 16 томов о самых любимых и почитаемых в России святых. Каждый из них – часть единой поэмы в стихах, посвящённой небесным покровителям России, православной вере.
– Где вы черпаете вдохновение? Что питает такую поразительную работоспособность? – интересуюсь у Изислава Анатольевича.
– «Стихи не пишутся, рождаются» – это не я сказал. И это совершенно верно.
Раскроется секрет,
Что мною кто-то пишет,
Пускай я не поэт –
Я рифму сердцем слышу.
Я считаю, что мне помогает Бог. Разве смог бы я сам написать такое количество книг? Да ни за что! Когда я задумываю книги о каком-то святом, я первым делом начинаю готовиться. Читаю всё, что о нём написано. Потом сажусь и думаю: какой же образ для него найти? Например, целителю Пантелеимону было всего 23 года, когда его казнили на заре христианства. О его земной жизни нам известно совсем мало. Но он сумел так её прожить, что стал святым и целителем. А вот Иоанн Кронштадтский жил гораздо позже. Он показал нам совсем другой образ святости. Это был священник, потрясающий проповедник. Осталось огромное количество свидетельств его прозорливости. Я читал его удивительные проповеди, и они настолько меня поразили, что я изложил их в стихах.
Для того, чтобы писать, я обычно уезжаю из Иркутска. Здесь не пишется, потому что для вдохновения нужны предельная сосредоточенность, самоуглубление. А дома тебя постоянно что-то отвлекает, требует твоего внимания. Обычно мы с женой улетаем на море, где нас никто не знает. Встаём в шесть утра, идём купаться, завтракаем, а затем она отдыхает, а я остаюсь в номере и пишу. Но перед поездкой обязательно иду в храм и молюсь сугубо тому святому, о котором собираюсь писать, прошу его о помощи. Когда я пишу, я даже не могу сказать, что это именно моё произведение. И по возвращении первым делом снова бегу в церковь и благодарю Бога и святых. Подхожу к каждой иконе. Они смотрят на меня, а я на них.
Кстати, может быть, в недалёком будущем благодаря доктору Лившицу в Иркутске появится часовня, посвящённая святым покровителям брака Петру и Февронии Муромским. Идея родилась у Изислава Анатольевича, когда он писал книгу об этих святых. А зная его деятельный характер и упорство, нужно полагать, что дело он доведёт до конца и воплотит задуманное в жизнь.
– Это не мне надо, это людям сегодня надо, – говорит доктор Лившиц. – Хватит насаждать идеалы общества потребления, нужно подумать о душе. Пора вернуть людей к доброму, душу вернуть на место. Часовню я вижу около ЗАГСа, у усадьбы Сукачёва. Может быть, молодожёны после бракосочетания зайдут в храм и дадут Богу свои обеты. Может быть, благодаря этой часовне будет спасена не одна семья. Уже готовы эскизы, я их показывал первым лицам города и нашёл у них понимание и поддержку. Сейчас нам очень нужны средства, ведь строительство – дело серьёзное, требующее немалых вложений. Предстоит ещё решить вопрос с выделением земли. Но я уверен, все эти трудности можно преодолеть.
Книги как продолжение терапии
Но строительство часовни – дело не быстрое. А пока готовится к выходу новый, уже 17-й том стихов. Они посвящены святому защитнику Руси Сергию Радонежскому. Каждую книгу после выхода отправляют в подарок патриарху Кириллу. О том, что патриарх высоко оценил труд иркутского врача и писателя, сообщается в благодарственном письме, которое висит на стене в кабинете доктора. Благодарность предстоятеля Русской Православной Церкви тем дороже для автора, что он не ищет светских, земных наград. Для него главное, чтобы книги приносили пользу людям.
Книги доктора Лившица не продаются в магазинах, приобрести их можно только в его небольшой клинике или в аптеке. Есть они и в городских библиотеках – и пользуются большим спросом. История жизни святых, изложенная простым языком и при этом наполненная яркими образами, понятна и близка и детям и взрослым. Многие учителя используют книги как готовое учебное пособие.
– Отказ от распространения через торговые сети – это мой сознательный выбор, – говорит Изислав Анатольевич. – Я не хочу зарабатывать на этих книгах, продаю их по себестоимости. Но если у меня полновесный красочный том стоит 800 рублей, торговые сети предлагают выставлять его за 3–5 тысяч рублей. С этим я согласиться не могу категорически. Недавно приехала на консультацию женщина из Новосибирска. Заодно хотела купить книжку «Жива Россия, православие храня». Рассказала, что увидела томик на выставке в своём городе, но денег не хватило. Пока домой за деньгами ездила, книгу уже купили. Оказалось, книга была выставлена на продажу за 5 тысяч рублей. Раньше таких горе-бизнесменов называли просто и честно – спекулянтами.
У доктора Лившица все 16 томов, выполненных в прекрасной полиграфии, можно купить за 10 тысяч рублей. Это вечные книги, неоценимый подарок. Их дарят на юбилей, на годовщину свадьбы, передают детям. Кто-то покупает книгу о своём святом. Многие пациенты стараются приобрести издание о целителе Пантелеимоне. И это не случайно, ведь ему молятся об исцелении души и тела. Доктор Лившиц тоже убеждён, что нельзя лечить тело, пренебрегая душой человека.
– Врач не может лечить только физически, – говорит Изислав Анатольевич. – Сейчас многие «узкие специалисты» только таблетки назначают – да ещё такие, чтобы подороже стоили. Вот бедный человек сидит и ест эти таблетки день и ночь, и ничего ему не помогает. Но я убеждён, что врач должен лечить и душу и тело. Только так.
Так что в каком-то смысле книги доктора Лившица – это продолжение его терапии. И в творчестве он тоже остаётся верен себе. Даже будучи поэтом, он продолжает оставаться целителем.