Байкал с высоты «Чебурашки»
Самолёты авиакомпании «СиЛА», которая выполняет рейсы в Усть-Илимск, Казачинское и Железногорск-Илимский, могут начать использоваться для обзорных экскурсий над Байкалом. Пока разработан и утверждён только один маршрут над Олхинским плато, южной оконечностью озера, Кругобайкальской железной дорогой, Листвянкой и Тальцами. Но чешский L-410, которому для его преодоления требуется час, способен летать в радиусе до 500 км, так что потенциально туристы смогут посмотреть с высоты на Шумак и Аршан, Чивыркуйский залив, Ушканьи острова или бухту Заворотная. И хотя точную стоимость подобной экскурсии в авиакомпании пока не называют, обойдётся это значительно дешевле, чем аналогичный вертолётный тур.
Время вылета – ровно 12 часов, пункт назначения – Иркутская область. Тип воздушного судна – Л-410 Турболет, авиакомпания – «Сибирская лёгкая авиация (СиЛА)». Такую информацию можно было извлечь из строчки на онлайн-табло аэропорта Иркутска, появившейся там 7 декабря. На следующий день она, за исключением сведений о самолёте и перевозчике, была продублирована на экранах в здании аэровокзала внутренних линий. Регистрация на рейс по паспорту, контроль безопасности, посадка через отдельный выход, возле которого припаркован большой перонный автобус с низким полом, – всё по привычной схеме. Отступления от неё начинаются в тот момент, когда вышедшим из автобуса разрешают сфотографировать самолёт. А в салоне заместитель начальника по авиационной безопасности «Сибирской лёгкой авиации» Михаил Богданов сообщает: «Фото и видеоаппаратурой пользоваться можно и нужно. Это тот уникальный случай, когда подобное разрешено».
«До мыса Толстый дойдём»
Свободных мест в салоне, рассчитанном на 19 человек, нет, но цель полёта заключается вовсе не в перевозке пассажиров. Самолёт отправляется из Иркутска на обзорную экскурсию по живописным местам Прибайкалья.
– Идём на Култук, – говорит командир воздушного судна Владимир Волков. – Вот здесь разворачиваемся вправо…
– Влево, влево, – поправляет второй пилот Алексей Абрамов.
– Тут нужен крупный виражик, – продолжает командир, приняв уточнение к сведению. – Дальше до мыса Толстый дойдём. С мыса Толстый хотели в Тальцы. Там 500 метров в зоне, ниже мы не можем. Там кружочек, посмотрим.
– Добро, – заключает второй пилот. – Я на связи, если что.
Этим путём самолёт «Сибирской лёгкой авиации» следует впервые. «Можно назвать полёт обзорной экскурсией, – отмечает Богданов. – Подобные экскурсии не редкость в мире и в России, но в основном их проводят на вертолётах, самолёты практически не используются. Мы сделали некий пробный вариант. Вас для того и пригласили, чтобы посмотреть, как это вообще делается». Поэтому на борт взяли по большей части журналистов и нескольких сотрудников авиакомпании. Ещё одним пассажиром стал победитель конкурса в «Инстаграме» Александр Зарубин, который, сославшись на аэрофобию, настоял на том, чтобы вместе с ним в полёт отправилась жена Наталья.
Маршрут экскурсии составила ученица школы № 64 Мария Богданова, которую тоже включили в список пассажиров. «Папа идеей поделился, и я подумала: «Почему бы не сделать такой проект в школе?» – рассказывает она. – Сначала хотела создать экскурсию на Ольхон, но учительница подсказала, что лучше пролететь над Олхинским плато и далее над Южным Байкалом». Преподавателя географии Ларису Терентьеву, которую представили как «руководителя куратора проекта», тоже взяли на экскурсию. Как и заместителя директора по науке ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Светлану Бабину.
«Как будто над океаном летим!»
Пока пассажиров представляют друг другу, а фотографы и операторы настраивают технику, самолёт начинает выруливать в сторону взлётно-посадочной полосы. Когда наша «Элка» – чешский L-410UVP-E20, выпущенный в октябре 2017 года и в том же месяце переданный «Сибирской лёгкой авиации» в лизинг, – стоит на исполнительном старте на ВПП, по рулёжной дорожке подкатывается Boeing 737-700 авиакомпании «Алроса», выполняющий рейс в Мирный. Мы отрываемся от земли в две минуты первого, «Боинг» – ещё через три минуты. Диспетчеры, ответственные за организацию воздушного движения, своё дело знают: поскольку ветер, дувший с востока, к полудню перешёл в штиль, мы взлетаем в сторону Байкала и сразу поворачиваем вправо, а «Семьсот тридцать седьмой» уходит влево. Когда L-410 начинает свой разбег, поневоле обращаешь внимание на то, что двигатели General Electric с пятилопастными винтами, которыми оснащён борт, сравнительно мало шумят даже на взлётном режиме. И вспоминаешь, что самолёт с работающими моторами за характерный вид анфас ласково называют «Чебурашкой». Когда смотришь на посадочно-рулёжные фары на его носу, закрытые прозрачным кожухом, кажется, что он улыбается так же, как и персонаж Эдуарда Успенского.
Но об этом думаешь уже на земле, после возвращения в Иркутск. Когда самолёт летит в сторону Байкала, ты разве что рассматриваешь пейзаж в иллюминаторах и надеешься, что возможности фотоаппарата позволят передать всю его величественную красоту. И всё равно зрелище, открывающееся над Култуком, заставляет замереть в восторге, едва не позабыв о необходимости сделать хороший снимок. Словами это передать ещё сложнее, но попробуйте мысленно возвести в квадрат то впечатление, которое Байкал производит каждый раз, когда выходишь к нему по тропе от станции Тёмная Падь. В определённый момент видишь оба берега озера и огромную массу воды: вдали клубится туман, а здесь, полутора километрами ниже, пар поднимается над водоёмом тонкими перьями.
Вскоре, однако, Байкал скрывает плотная пелена облаков, которую льющийся сверху солнечный свет окрашивает в золотистые тона. «Как будто над океаном летим!» – восклицает оператор телекомпании «НТС» Андрей Назаров. Действительно, такая иллюзия возникает, хотя мы находимся на высоте 1350 метров над гладью озера, которое, в свою очередь, простирается примерно в 456 метрах над уровнем моря. Поднявшись ещё немного, мы поворачиваем налево и направляемся в сторону Иркутска. Сделав круг над Тальцами – дома в музее деревянного зодчества покрыты снегом – и обогнув город по широкой дуге, в 13.03 самолёт мягко касается взлётно-посадочной полосы. Глядя в иллюминатор, замечаю направляющийся к стоянке Boeing-737-800 авиакомпании Hainan Airlines, который девятью минутами ранее прилетел из Пекина. Может быть, кого-то из его пассажиров впечатлили виды огромного города, но вряд ли они сравнятся с первозданной красотой Байкала.
Шумак в иллюминаторе
«Маршрут непростой по причине того, что выполняется в первый раз, а это всегда сложно, – резюмирует командир воздушного судна в разговоре с журналистами. – Условия полёта сами видели – горы закрыты облаками, поэтому приходилось выдерживать безопасные высоты, которые мы рассчитали заранее. Там, где видимость позволяла, снижались и летели по правилам визуальных полётов». Потенциально экскурсионные маршруты не ограничиваются Южным Байкалом. Радиус, в пределах которого может летать L-410UVP-E20 с полной загрузкой, составляет 500 км. Это позволяет достичь Ушканьих островов или Чивыркуйского залива и вернуться в Иркутск. Или слетать на север от Ольхона до бухты Заворотная и обратно. «Туда вообще кто-нибудь ездил? – спрашивает замначальника по авиационной безопасности «Сибирской лёгкой авиации». – Да никто не ездил! Устье Лены можно посмотреть – это вообще что-то уникальное, Тункинскую долину – сейчас мы вышли на Култук и дошли до Порта Байкал, но спокойно можно уйти вправо и долететь до Аршана и Шумака. Можно предложить любой маршрут, только надо согласовать его с органами организации воздушного движения».