издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Либо работают неумехи, либо кто-то играет в нехорошую игру»

Эксперт оценивает итоги сезона капремонта в Иркутской области

  • Автор: Мария Серебрянникова

По капитальному ремонту многоквартирных домов Иркутская область стабильно занимает последние строчки рейтинга регионов. По итогам исполнения программы ремонта в прошлом году Приангарье на 81 строке среди 85 субъектов федерации. Хуже, чем у нас, дела обстоят только в Дагестане, Забайкальском крае и Ингушетии. В своём рейтинге эксперты Общероссийского народного фонда проанализировали работу в регионах по ключевым показателям: объёму ремонтов, взносам собственников квартир. Оценить, насколько изменилась ситуация в нынешнем году, мы попросили эксперта – почётного строителя России, руководителя общественной организации «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» Сергея Вахонина.

– Сергей Савельевич, по вашему мнению, есть основания полагать, что в нынешнем году региону удастся наверстать отставание?

– Думаю, вряд ли. На нынешний год в программе капремонта заявлено 830 домов. Объём ремонта – 4,7 миллиарда рублей. Скорее всего, в очередной раз этот объём не будет выполнен. По федеральному закону в каждом регионе в 2016 году должен был быть принят трёхлетний краткосрочный план капремонта. В Иркутской области такой план появился только в марте 2017 года – и то со скрипом. Ко времени принятия плана областное правительство должно было подготовить документацию по объектам и отторговать контракты. У нас работа идёт «с колёс». Конкурсы объявляются каждый год, объекты выставляются без проектно-сметной документации. Благо, что теперь законодательство позволяет разыгрывать на конкурсе контракты одновременно на подготовку ПСД и на выполнение работ.

В 2016 году из 341 дома по плану был отремонтирован только 201 дом, использовано 718 миллионов рублей. В прошлом году в программу был включён 341 дом, отремонтировано 274 дома на сумму 950 миллионов рублей. Пока не вижу никаких предпосылок к тому, что по итогам сезона количество отремонтированных домов увеличится втрое. Ни один дом пока не принят.

– По контрактам подрядчики должны завершить работы к концу ноября. Сроки могут быть продлены до конца года, если кто-то не уложился в отведённое время?

– В нынешнем году сроки затягиваются. И вот по какой причине. Правительство требует от подрядчиков провести экспертизу проектной документации. Хотя по закону о градостроительной деятельности капитальный ремонт жилых домов не подразумевает обязательную экспертизу проектов. Недавно вышло постановление председателя правительства Иркутской области, которое обязывает подрядчиков делать проверку составления сметы капремонта. Все побежали за экспертизой. Иркутская областная экспертиза в срочном порядке стала нанимать людей, чтобы провести проверку. Хотя оценка сметы – прямая обязанность сотрудников Фонда капитального ремонта, которую они должны были выполнить в рабочем порядке.

В эту экспертизу всё уперлось – подрядчики не могут закрыть контракт, отчитаться. Время идёт. Руководители строительных организаций не могут добиться ответа на вопрос, будет ли продлено время контрактов из-за дополнительных процедур. Если сроки не будут передвинуты, это означает срыв программы, а для подрядчиков – штрафные санкции. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта региона взяло время на раздумья о том, как выйти из ситуации, до первого декабря.

Вот эти метания, споры, конфликты длятся все четыре года, пока работаем по капитальному ремонту. Один за другим меняются руководители фонда. Какой толк их менять, если процессом управляют те же самые люди, которые уже провалили программу. Причём это не какие-то абстрактные личности, а конкретные люди с именами и фамилиями, которые должны нести ответственность.

Каждый год наступаем на одни и те же грабли. Система никак не запускается – капремонта нет. Тем временем люди платят, отчисления идут.

– Как в области обстоят дела с платёжной дисциплиной собственников?

– Собираемость в Иркутской области одна из самых низких по стране – в районе 70%. Но основная проблема не в этом. Люди не видят примеров того, что деньги, которые собирает фонд, потрачены с пользой. Мы же говорим о повышении капитализации жилья. В отремонтированном доме увеличивается стоимость квадратного метра. Когда выполнены мероприятия по энергосбережению, собственники смогут экономить на ресурсах. Таких позитивных примеров мы практически не видим.

Вместо этого народные деньги лежат на счетах мёртвым грузом. Взнос за капитальный ремонт относится к платежам за услуги ЖКХ. Люди доверяют свои деньги не управляющей или ресурсоснабжающей компании, а Фонду капитального ремонта, который находится в ведении правительства. Казалось бы, что может быть лучше. Гарантом добросовестности использования народных денег является губернатор Иркутской области.

Что видим на деле. Люди ждут капитального ремонта, в это время их деньги лежат в банке под 2% в год. Ежегодный остаток на счёте на начало года переваливает за четыре миллиарда рублей. Деньги серьёзные, они не должны лежать в банке, они должны работать на людей. В нынешней ситуации зарабатывает банк.

– Региональные власти заявляют о дефиците проектировщиков. Что вы можете сказать об этом? Есть проблема?

– В области есть строительные и проектные компании, но лишь немногие идут в капремонт. Я член комиссии по отбору подрядчиков и знаю, что подрядчиков-строителей отобралось около сотни, но в конкурсах участвовали единицы. Среди проектировщиков отобралось 20 компаний, на конкурсы пошли одна-две. Причина в том, что власть создаёт такие условия, при которых подрядчики не хотят участвовать в тендерах.

Простой пример. Федеральный законодатель установил предельную величину обеспечения контрактов для подрядчиков – 30% от стоимости контракта должно находиться на счёте в банке. Регион мог установить любой объём обеспечения – и 5%, и 10%, и 15%. Но почему-то был принят максимальный уровень – 30%. Банк на этом заработает, слов нет. Для предпринимателей это невыгодно. Из таких деталей складывается общая картина.

Очередная идея правительства – раз проектировщики не идут, начнём проектировать сами. Сначала они пойдут убеждать депутатов, что это необходимо. Следом принесут штатное расписание, скажут, сколько людей надо принять в штат. Снова потребуются бюджетные расходы.

Вариантов объяснения ситуации у меня два: либо работают неумехи, либо кто-то играет в нехорошую игру. По-другому расценить не могу.

– Какой выход видите вы?

– Ответственность за исполнение программы несут министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, а также правительство в лице председателя и заместителя по ЖКХ. Правительство рапортует об увеличении бюджета. Рост доходов – это, конечно, хорошо. Плохо то, что за строчками цифр теряются вещи, чувствительные для людей. Капитальный ремонт – это как раз такая чувствительная тема, которая касается каждого жителя области. И здесь мы видим неэффективную работу региональной власти.

Пока определённый круг чиновников не будет максимально отдалён от полномочий, ситуация не изменится. Эти люди завалили всё, что можно было завалить. Если оставить всё, как есть, безобразия будут продолжаться. В нынешних условиях не вижу смысла собственникам жилья оставаться в Фонде капитального ремонта. Закон позволяет уходить от регионального оператора, я советую это делать и самостоятельно копить на проведение ремонта.

Правительство должно было ответить за срыв программы переселения из ветхого и аварийного жилья, однако никто не ответил. По капитальному ремонту тоже пока отрицательный результат.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры