«Дорогая передача…»
Коммунисты не сумели провести Антона Романова в федеральную комиссию по телерадиовещанию
Фракция КПРФ продолжает делать в парламенте абсурдные «выходы из-за печи с «Цыганочкой». В самом конце очередной сессии ЗС, которая состоялась 24 октября, коммунисты вдруг решили выставить альтернативную Сергею Брилке кандидатуру в состав федеральной конкурсной комиссии по телевидению и радиовещанию. Вопросы медбюджетки или прожиточного минимума пенсионеров в Иркутской области КПРФ не волновали, никакого серьёзного обсуждения этих тем на сессии не состоялось. Однако, когда встал вопрос про «картинку в телевизоре», коммунисты затеяли большой и яростный бой. Который, впрочем, закончился ничем. Комитет по собственности, в котором большинство – коммунисты, одобрил Сергея Брилку, чем разозлил главу фракции Андрея Левченко. И на сессии коммунисты не сумели собрать единомышленников для голосования за Антона Романова. В итоге тот просто не набрал голоса.
Мирно и спокойно к концу сессии депутаты должны были выбрать представителя Иркутской области в состав федеральной конкурсной комиссии по телевидению и радиовещанию. Решением комитета по собственности и экономической политике в федеральную комиссию был предложен ранее избранный сенатором Сергей Брилка. По традиции много лет это всегда были сенаторы. И Валентин Межевич сумел там поработать, и сенатор Виталий Шуба. От исполнительной ветви власти в комиссию сегодня входит заместитель председателя правительства Иркутской области Евгений Балашов. Казалось бы, вопрос займёт пять минут. Но не тут-то было. Выяснилось, что заместителю председателя ЗС Александру Ведерникову, проводившему сессию в отсутствие спикера Сергея Сокола, поступил запрос от фракции КПРФ с альтернативной кандидатурой.
«Вчера у нас прошло заседание фракции КПРФ, мы рассмотрели все документы и предложение комитета по собственности о кандидатуре Сергея Брилки. Родилось другое предложение – внести кандидатуру Антона Романова, – сообщил глава фракции Андрей Левченко. – Романов работал в этой комиссии, когда был депутатом Государственной Думы. Он много лет занимается патриотическим воспитанием молодёжи, спортивным воспитанием. И мы считаем, что он будет чётко отстаивать позицию по содержанию каналов, которые претендуют на вещание на территории Иркутской области. Не секрет, что контент этих коммерческих каналов содержит в себе вещи, которые не нравятся населению. Там много разного негатива». Левченко отметил, что от руководства ЗС запрос во фракцию КПРФ о рассмотрении кандидатуры в федеральную комиссию не поступал. «Не хотелось бы думать, что это было сделано специально – из-за того, что в комитете по собственности большинство представителей нашей фракции», – сказал Левченко. Действительно, в комитете по собственности работают избранные от коммунистов Ольга Носенко, Валерий Хайдуков, Виктор Кондрашов, Евгений Сарсенбаев, Денис Шершнев. Но никаких обязательств большинство из них перед фракцией КПРФ, похоже, не несёт. Иначе глава фракции КПРФ не злился бы публично на такое поведение коллег. Более того, на сессии же выяснилось, что фракция КПРФ вообще не была уведомлена о том, что избирается кандидат в конкурсную комиссию. Всё это напоминало басню «Квартет». Похмелье после выборной эйфории наступило быстро: набирая в свои ряды случайных людей на основе финансовых «договорённостей», сплочённую фракцию КПРФ сформировать, конечно, не смогла. И потому Антон Романов с этим его «альтернативным выдвижением» оказался жертвой непродуманных жестов руководства фракции. Однако держался достойно и свою точку зрения изложил.
– Компании, которые претендуют на частоты, делятся на две части: те, кто на этом зарабатывает, показывая различные ток-шоу, музыку, развлекательные передачи, и те, кто транслирует социальные, культурные программы, – сказал он. – Естественно, при проведении конкурса у коммерческих структур есть значительно больше возможностей для получения частот. И мы видим захват эфира со стороны коммерческих вещательных организаций. Эти вопросы должны рассматриваться здесь, в Иркутске, а не в Москве, прежде чем выносить общую позицию на решение федеральной конкурсной комиссии. Областное радио сейчас теряет эфирное время, забирают его федеральные ведомства. И таких примеров много, у нас скоро региональные средства вещания просто вымрут. Романов заметил, что очень уважает Сергея Брилку, но, поскольку тот теперь постоянно находится в Москве, ему будет трудно отстаивать интересы Иркутской области.
«У нас всегда в составе этой комиссии были представители Совета Федерации, – напомнила депутат от «ЕР» Наталья Дикусарова. – Вспомните Валентина Межевича. Возможность работы там, системной и постоянной, связана с тем, что человек должен находиться ближе к месту расположения федеральной конкурсной комиссии. Там у нас всё-таки представители федеральных органов государственной власти, поэтому логично назначить сенатора». Дикусарова напомнила, что любое из решений, озвучиваемых от региона на комиссии, было сначала согласовано с местным парламентом. По её мнению, работа Брилки в комиссии будет «эффективнее и рациональнее». На её стороне оказался депутат Виктор Побойкин. Брилка, по его мнению, сейчас ближе к Москве, а вот Антону Романову раз в месяц придётся летать в столицу, если его изберут.
Романов был согласен летать куда угодно, лишь бы люди смотрели «нормальный телевизор». Он слегка пожурил коллегу по фракции Андрея Левченко за плохое знание матчасти. Никаким депутатом Госдумы он не был, когда работал в федеральной комиссии. Он представлял как раз Заксобрание. «У нас действительно тогда разгорались жаркие споры, какому СМИ предоставить ту или иную частоту, – сказал он. – И, безусловно, при рассмотрении этого вопроса к представителям региона прислушивались. Мы принимали решения на комиссии, и я ехал туда не с собственным мнением, а с мнением Заксобрания. Но, поскольку мы достаточно жёстко отстаивали свою позицию, коммерсантам это не нравилось. Они предпочитали решать вопросы с москвичами и с московскими представителями в московских кабинетах».
Депутат Илья Сумароков напомнил, что «эффективная и рациональная» работа предыдущих сенаторов привела к тому, что из 24 часов вещания для местных передач остался 1 час (правда, не уточнил, где – на радио или телевидении). «У нас скоро никакой информации не будет об Иркутской области», – констатировал Сумароков и попросил поддержать кандидатуру Романова.
«У нас два кандидата, и, как мы уже услышали, Сергея Фатеевича никто и не спросил, – заметил депутат от КПРФ Сергей Бренюк. – Позицию Антона Васильевича мы хорошо представляем после его выступлений. Романов будет улетать отсюда, имея на руках позицию комиссии, а Сергею Фатеевичу мы должны будем отсюда ретранслировать свою позицию». Как выяснилось из беседы Николая Труфанова и Антона Романова, с момента назначения Виталия Шубы представителем в федеральную комиссию комитет по собственности не рассматривал вопросы о предоставлении частот в Иркутской области ни разу. «Вопрос согласовывался с правительством, и Виталий Борисович Шуба всегда очень профессионально и качественно работал с ним», – заметил Николай Труфанов.
Коммунисты всеми силами пытались помочь Антону Романову, но услуга оказалась, по традиции, «медвежьей». Павел Сумароков предложил проголосовать вопрос тайно, но правовое управление разъяснило, что такое решение может быть принято по письменному требованию трети депутатов, участвующих в сессии ЗС. В секретариате такого заявления не было, и Павел Сумароков попросил перерыв, чтобы фракция могла оформить его. Однако депутаты, включая своих же, из фракции КПРФ, проголосовали против перерыва. Собрать фракцию и отчитать провинившихся не удалось. В итоге было проведено рейтинговое голосование. За Сергея Брилку проголосовали 22 депутата. За Антона Романова – 19.