издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нужно идти немного впереди»

В ИрНИТУ готовят программу для обучения специалистов в области цифровой энергетики

Новые технологии, множащиеся в геометрической прогрессии, требуют новых специалистов, подготовленных не так, как раньше. Это понимают на уровне правительства, что подтверждает принятие в прошлом году государственной программы «Цифровая экономика». Понимают это и в университетах, которые начали искать другие подходы к обучению студентов до того, как на то возник соответствующий запрос сверху. Так, Иркутский национальный исследовательский технический университет в прошлом году стал участником проекта по разработке образовательной программы в области интеллектуальных энергетических систем в российских и вьетнамских вузах под эгидой Европейского союза. В настоящее время активно разрабатывается программа одного из магистерских курсов – «Цифровые технологии для защиты и коммуникации», обучение по которому в качестве пилотного проекта начнётся с 1 сентября 2019 года.

Новые образовательные программы, учитывающие всё большее проникновение современных цифровых технологий во все отрасли экономики, должны быть подготовлены до конца 2020 года. Такой срок, по крайней мере, указан в плане мероприятий «Кадры и образование» государственной программы «Цифровая экономика», который правительство России утвердило в феврале. А в разделе с целевыми показателями самой программы, принятой за семь месяцев до этого, написано, что к 2024 году вузы будут ежегодно выпускать 120 000 специалистов по направлениям, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями. А компетенциями в этой области на среднемировом уровне будут обладать 800 000 выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Отрасли, в которых будут востребованны их знания, не указаны, но очевидно, что спрос на подобных работников есть практически во всех сферах отечественной экономики. Производство и распределение тепла и электричества – не исключение.

«На основе передовых научных разработок»

«Цифровизация энергетики потребовала переосмысления процесса подготовки кадров, – констатирует профессор Института энергетики ИрНИТУ Константин Суслов. – Мы не можем подстраиваться под существующий технологический базис и готовить студентов к работе исключительно на том оборудовании, которое есть сейчас. Нужно идти немного впереди, так что задача университета заключается в том, чтобы на основе передовых научных разработок обучить кадры для опережающего развития отрасли. Ведь многие страны сталкиваются с тем, что приходит новая технология, а кадров нет». Иркутский политех в этом смысле стремится соответствовать требованиям времени. Достаточно вспомнить лабораторию, открытую в 2012 году по международному проекту «Интеллектуальные энергосистемы для эффективной электроэнергетики будущего». В роли «локомотива» тогда выступил профессор Магдебургского университета Отто фон Герике Збигнев Стычински – один из наиболее авторитетных учёных-энергетиков в Европейском союзе.

Этим сотрудничество с ЕС не ограничивается. В активе ИрНИТУ есть несколько уже реализованных проектов по программе TEMPUS. Плюс действующий проект, предусматривающий подготовку бакалавров по направлению «Энергоэффективность в строительстве в РФ, Китае и Азербайджане». Он является частью программы Евросоюза Erasmus+. «Мы также постоянно занимаемся совместной научной работой с зарубежными партнёрами, – продолжает Суслов. – Ещё у нас был опыт международной аккредитации магистерских программ. Но мы понимали, что чего-то не хватает». Поэтому ИрНИТУ подал заявку на участие в проекте по разработке образовательной программы в области интеллектуальных энергетических систем в российских и вьетнамских вузах (Establishing Smart Energy System Curriculumat Russian and Vietnamese Universities, ESSENCE). И стал участником консорциума, который отвечает за его реализацию. Роль координатора в нём играет Рижский технический университет. Партнёры с европейской стороны – Технический университет Гренобля (Франция) и Технический университет в Кошице (Словакия). Со стороны России участвуют пять вузов, ещё два представляют Вьетнам. Консорциум должен разработать программы по 10 курсам для магистров, чтобы обучить их всем необходимым навыкам и компетенциям в области интеллектуальных энергосистем. Иркутскому национальному исследовательскому техническому университету достались «Цифровые технологии для защиты и коммуникации».

«Самое сложное заключается в том, что разработкой учебных программ занимаются как российские, так и вьетнамские вузы, – объясняет начальник отдела международных связей ИрНИТУ Варвара Панько. – Реалии разные даже в каждой стране». Так, Национальный исследовательский Томский политехнический университет использует свои стандарты обучения, а в Иркутском национальном исследовательском техническом университете и Северо-Восточном федеральном университете руководствуются федеральными государственными образовательными стандартами. Во Вьетнаме обучение в магистратуре длится полтора года, а не два, вдобавок вузы из разных концов страны – Технологический университет Хошимина и Ханойский горно-геологический университет – практикуют разные подходы к нему. «И всё это нужно не только увязать между собой, но и свести к европейским нормам, – подчёркивает Панько. – Задача очень интересная, но достаточно сложная. Лучше всего её описывает английское слово challenge – не проблема, но вызов».

Пилот под тройным контролем

Прежде чем приступать к её решению, было проведено анкетирование студентов и преподавателей вузов, а также представителей промышленных предприятий России и Вьетнама. Последних опрашивали по вполне понятной причине: знания, которые получат магистры, должны совпадать с требованиями работодателя. В общей сложности анкетирование прошли более 1500 человек. В иркутском политехе опросили 20 преподавателей и 47 студентов. Также в опросе приняли участие 69 представителей энергетических компаний. Их ответы Технологический институт Гренобля учёл при составлении списка курсов и компетенций, которыми должны обладать выпускники программы.

Перечень был утверждён весной 2018 года. Разработка учебной программы, за которую отвечали Константин Суслов как руководитель проекта и доцент Института энергетики Илья Шушпанов, заняла чуть больше двух месяцев – с 10 апреля по 20 июня. Затем её – в полном соответствии с условиями проекта – отдали на рецензию. «Учитывая, что обеспечение контроля качества является обязательным требованием во всех европейских проектах, у каждого вуза было по три ревьювера, – отмечает Варвара Панько. – Это коллега из другого вуза, специалист из европейского университета и представитель промышленности. Учитывая национальную специфику, у нас и промышленник, и преподаватель-партнёр были из Вьетнама. Получили положительную обратную связь, по мелочам исправили и дополнили программу, но кардинально ничего менять не пришлось». Представители ИрНИТУ, к слову, и сами рецензировали программы курсов «Экономика в умной энергетике» и «Технологии преобразования энергии в умных энергосистемах».

Следующим этапом стала встреча участников проекта в Томском политехническом университете, которая проходила с 12 по 14 сентября. Организована она была для того, чтобы гармонизировать все разработанные курсы. В настоящее время завершается согласование уже готовой учебной программы. На занятия придётся около половины всего времени обучения в магистратуре. В качестве пилотного проекта они начнутся 1 сентября 2019 года. «По завершении эксперимента к нам приедут европейские коллеги и на месте изучат, как идёт процесс, – добавляет начальник отдела международных связей ИрНИТУ. – После этого мы снова проведём анкетирование стейкхолдеров проекта. Если будут какие-то нарекания, исправим программу». Как бы то ни было, с 1 сентября 2020 года в программе обучения магистров на постоянной основе появятся новые курсы. «Помимо этого планируется подписание договоров об академическом обмене, – говорит Варвара Панько. – Ядро у программы одно, поэтому для студента нет препятствий, чтобы поехать в Томск, там поучиться семестр и получить какие-то дополнительные навыки. Следующим этапом (это не прописано в проекте, но, в принципе, возможно) могут стать программы двойных дипломов с теми же вьетнамцами или европейцами».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры